Роль речевых разминок на уроках чтения в коррекционной школе
статья

Власова Ольга Васильевна

В данной работе приведены примеры организации «речевых разминок» на уроках чтения в коррекционной школе, представлена методика проведения «разминок» и тексты «речевых разминок» для работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания и т.д., что затрудняет качество чтения. Цель программы чтения в коррекционной школе – научить обучающихся с интеллектуальными нарушениями читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание.

     Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются «речевые разминки». «Речевая разминка» - совокупность упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности. «Разминки» способствуют правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении. Если в начальном звене материалом для «разминок» служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, то в среднем звене такой материал отсутствует, поэтому необходимо сохранить «разминку», наполнив ее новым содержанием.

     На уроках чтения в средних и старших классах учащимся в качестве «разминки» можно предложить небольшие по объёму тексты. В течение все тех же 4-5 минут, которые были использованы в начальной школе, дети читают тексты, отрабатывая навык правильного осмысленного чтения. Тексты могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Слабым чтецам предлагается еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми. Подбор текстов должен осуществляться с учетом следующих требований: доступность содержания; простота структуры слов и предложений, входящих в текст; относительная занимательность сюжета; ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен программой для проверки техники чтения.

     Методика проведения «разминок» следующая:

«Разминка» проводится в начале или в конце урока. Время проведения 5 минут. Детям предлагаются карточки, на них напечатаны тексты.  

1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-2 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,

2. Один – два ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.

3. По тексту каждого ученика всему классу задаются вопросы (не более 1-3 вопроса).

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища, комментируя оценку.

Для быстроты оценивания можно предложить метод «светофора», например: «зеленый» - «5», «желтый» - «4», «красный» - «3».

     Произведения для «разминок» легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, доступны по смыслу, который играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Чаще всего в роли тренажёров для активизации речевой деятельности используются народные песенки, сказки, прибаутки, считалки, скороговорки, прибаутки и т.д.:

Тили-тили

Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили,
Приходил Егорка,
Приносил ведёрко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головка одна
Всё черным-черна!

Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду - Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок....

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.

У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

     «Речевые разминки» влияют на формирование навыка беглого чтения, т.е. на выработку такого темпа, который характерен для разговорной речи, при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

Каша

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.

Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар.
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар!
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля!

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, –
Говорят собаки.

     

     С помощью «речевых разминок» не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья. В период «разминки» по тексту всему классу задаются вопросы либо учителем, либо детьми. Вопросы направлены на объяснение смысла слов и на понимание текста. Часто текстами «разминок» служат небольшие произведения УНТ, где встречаются устаревшие слова, вышедших из повседневного обихода («карета», «дубасить», «колпак», «зыбочка» и др.) Эти слова не понятны детям, во время «разминок» ведётся словарная работа:

Стоит поп на копне
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

1. Кто такой «поп»?

2. Что такое «колпак»?

3. Что такое «копна»?

Жила-была бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Себе мочало
- Эта сказка хороша
- Начинай сначала!

1. Кто такая «бабка»?

2. Что такое «мочало»?

     

     В «речевых разминках» можно предложить задания для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного. Задания могут быть следующими: прочитайте выразительно стихотворение, прочитайте с выражением определенных чувств или с определенной интонацией (грусти, жалости, удивления), выразите голосом, темпом мечту, надежду, просьбу. В качестве текстов можно использовать небольшие рассказы и сказки Э. Шима и стихотворения И. Токмаковой.

- Прочитайте с выражением жалости:

Яблонька (И. Токмакова)

Маленькая яблонька
У меня в саду.
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.

Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.

- Выразите голосом, темпом просьбу:

Купите лук (И. Токмакова)

Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка.
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!

     

     Эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. В процессе их учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения. В «разминки» можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений, большинство из них содержат диалоги:

Разговор старой ивы и дождя (И. Токмакова)

— Сорок у дороги,
Двадцать на лугу…
— Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу? — Две под старой елью,
Возле стога — шесть…
— Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть? — Тороплюсь ромашки
Все пересчитать.
Десять на опушке,
Под осиной — пять… Ну как просчитаюсь?
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды?..

Ёлкино платье (Э. Шим)

Продираешься через ельник, а чёрные елочки колются:

— Не трогай нас!

— Подумаешь, тихонечко задел.

— И тихонечко не задевай. Мы свою одежку бережём.

— Да что за одёжка у вас такая особенная?

— Иголки наши зелёные не листья. Не меняются каждое лето.

— Так что?

— Вот выросла свеженькая еловая лапка, а иголки на ней сменятся только через семь лет.

— Да, не скоро.

— Вот и приходится беречь!

     

     Таким образом, «речевые разминки» на уроках чтения в коррекционной школе VIII вида имеют важное значение. Они способствуют коррекции речи через чтение предложенных текстов: формируется правильное воспроизведение слоговых структур и слов, вырабатывается умение выражать свои мысли логично через высказывание. «Речевые разминки» позволяют развивать высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление; помогают развивать творческие способности через задания для выработки выразительности чтения; содействуют развитию нравственных качеств: взаимопомощи, взаимовыручки, положительного отношения к мнению других людей, умению иметь собственное мнение, а также вырабатывается умение работать в группе, в паре – всё это очень важно, так как дети с нарушением интеллекта затрудняются работать в коллективе. Тем самым «речевые разминки» повышают интерес учащихся к урокам, т.е. способствуют формированию мотивации к учебной деятельности, а от этого зависит успешность всего обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями в коррекционной школе.

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. Глава IV. Обучение чтению. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С.134.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г.

3. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/16/rechevye-razminki

4. https://infourok.ru/rechevie-razminki-sredstvo-obogascheniya-rechi-shkolnikov-441254.html

5. https://methodological_terms.academic.ru/1670/РЕЧЕВАЯ_РАЗМИНКА

6. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8636

7. https://urok.1sept.ru/articles/609754


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

РОЛЬ РЕЧЕВЫХ РАЗМИНОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Существует целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованности к любой науке, изучаемой в школе. Это мотивация  изучения предмета, активные действия обучающихся в процессе самостоя...

Коррекция познавательной и речевой деятельности на уроках чтения в коррекционной школе

Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках чтения...