Урок чтения и развития речи в 5 классе. Тема урока: А.Платонов «Сухой хлеб»
план-конспект урока

Тишина Вера Петровна

Цель: знакомить  обучающихся с рассказом А.Платонова «Сухой хлеб».

Задачи:

 -Развивать навыки правильного, беглого чтения, учить анализировать текст, оценивать поступки героев, рассуждать; 
-Развивать познавательные процессы, корригировать мышление, учить выражать свои мысли точно и грамотно;
- Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._platonov_suhoy_hleb.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи  в 5 классе. 
Тема урока: А.Платонов «Сухой хлеб» 
Цель: знакомить  обучающихся с рассказом А.Платонова «Сухой хлеб».

Задачи:

 -Развивать навыки правильного, беглого чтения, учить анализировать текст, оценивать поступки героев, рассуждать; 
-Развивать познавательные процессы, корригировать мышление, учить выражать свои мысли точно и грамотно;
- Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким. 
Оборудование:  учебники, презентация, выставка «Хлебушек». 
                                                       Ход урока: 
I.Организационный момент. 

Добрый день, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Возьмите с собой на урок частичку прекрасного настроения.

На экране пословица о труде.

-Прочитайте пословицу. (Чтение хором)

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

-Как вы понимаете значение этой пословицы?

-Эта пословица будет девизом нашего урока. Сегодня продолжим  с вами  красиво говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Надеюсь на протяжении всего урока у вас будет  высокая работоспособность, вы  покажете хорошие знания и получите хорошие оценки. 

II. Речевая разминка. (Дети хором произносят)
Кто хочет разговаривать, 
Тот должен выговаривать. 
Все правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно. 
Мы будем разговаривать 
И будем выговаривать 
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно. 
-Артикуляционная гимнастика (скороговорка)

Белка булку испекла и бельчатам отдала.

– После такой разминки мы должны читать и говорить как? 
– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно (ответы детей). 

3. Проверка домашнего задания.

а) беседа по пройденному содержанию урока.

- Какой рассказ вы изучили на прошлом уроке?  (Ответы детей)

 - Кто его написал? (Ответы детей)

Передайте содержание 4 части В. Осеева «Бабка» ( пересказ).

б) выборочное чтение

-Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. С какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”) 
-Поняли ли его родители? (Нет) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) 

-Как воспринял Борька смерть бабушки? (Зачитать)

-Что произошло в  душе Борьки, когда он получил последний бабушкин подарок? (Зачитать)

- Как вы относитесь к своим близким,  всегда ли к ним внимательны?

-Расскажите о своих бабушках и дедушках.

Бабушки всегда вам пекут вкусные угощения, у нас организована  сегодня выставка. 

- Ребята посмотрите, что лежит на столе? (Выставка «Хлебушек») Ответы детей. 

- А  часто ли вы задумываетесь, когда берёте хлеб в руки, сколько труда людей вложено,  чтоб хлебушек появился на столе. (Ответы детей.)
IV.
Сообщение темы урока и целей.

    Тема нашего урока  новый рассказ, который написал  Андрей Платонович Платонов   «Сухой хлеб»  (название темы урока, инициалы автора записаны на доске). Запись темы урока в тетрадь.

  Сегодня вы познакомитесь с судьбой одного мальчика. С его добрым отношением к своей маме, с его трудолюбием. Надеюсь, многие качества характера вы возьмете для себя.

Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951).  Несмотря на безрадостные картины детства, память о своём отце, Платоне Фирсовиче, и о матери, Марии Васильевне, Платонов пронесёт через всю свою жизнь. Судьбы героев многих его повестей и рассказов будут похожи на его судьбу. Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности.

V. Словарная работа: междурядье, мотыжить, уморился. 

VI.Первичное чтение учителем.

Чтение учителем рассказа 1 главы «Сухой хлеб».
VII.
Физкультминутка с проговариванием

а)Маму  я свою люблю, (изображают руками сердце и подносят его к груди)

Я всегда ей помогу:

Я стираю, поласкаю, (далее движения по тексту)

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу,

И ни разу ни словечка 

Не скажу.
б) Дыхательная гимнастика 
      Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

      Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

  в) Гимнастика для глаз. 
- зажмурьте глаза, а потом откройте их (5раз) 
- поморгайте, как бабочка крылышками. 
- сделайте круговые движения глазами (5раз) 
VIII.Беседа по  первичному восприятию: 
-Где и с кем жил Митя Климов? 
-Где трудилась мать Мити? 
-Тяжёлая ли была у неё работа? 
-В каких словах и поступках Мити выразилась его любовь к матери? 
IX. Первичное чтение текста вполголоса. 
X.Аналитическое чтение.
-Прочитайте описание радости Мити от улыбки матери. 
- Прочитайте описание природы во время засухи. 
-Что называют засухой? 

-Какой бедой грозит засуха?

-Кто из вас задумывался о труде матери, о её усталости?

-Перескажите содержание 1 части.
XI. Заключительная беседа.

С произведением, какого писателя мы познакомились на уроке? 

-  Кто главные герой рассказа.

-Какие качества вы взяли для себя?

XIII. Д\З: стр. 118-121

XII. Итог урока.

 -Каков девиз сегодняшнего урока?

С девизом вы очень хорошо потрудились. И как обычно за труд получаете оценки. Выставление оценок. 

Литература.

  1. Чтение 5 класс-З. Ф. Малышева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

Урок чтения и развития речи для 1 класса Тема: сказка «Хитрая лисичка» с презентацией к уроку.

Данный урок направлен на развитие познавательных процессов, мыслительной деятельности через различные виды заданий....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения и развития речи с элементами интегрирования в 5 классе. Тема: «У могилы Неизвестного Солдата» Ю. Коринец.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»,  выявить и углубить знания учащихся о войне, о победе.Задачи: обучающие: способствовать развит...

Самоанализ к уроку чтения и развития речи с элементами интегрирования в 5 классе. Тема: «У могилы Неизвестного Солдата» Ю. Коринец.

Перед детьми с ограниченными возможностями здоровья встаёт проблема социально-психологической адаптации, как в обществе, так и в школе. В решении этой задачи определяющую роль играет сформированность ...

Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как реч...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....