Беседа "Моя семья"
план-конспект занятия (5 класс)

Губанова Ольга Васильевна

 Содержание занятия, использованные методы и приёмы  направлены на максимальное овладение  воспитанниками  материалом по  теме "Моя семья". В списке использованной литературы и интернет-источников дана ссылка на видеоролик "Моя семья", который поможет сделать занятие более эмоционально насыщенным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа «Моя семья»

Цели: формирование у воспитанников представлений о семье и ее членах, их обязанностях и  взаимоотношениях; формирование понятия «счастливая семья».

Задачи:

  • углублять знания  воспитанников о семье, ее членах, их обязанностях, взаимоотношениях, совместном времяпровождении; формировать понятие «счастливая семья»;
  • развивать познавательную сферу воспитанников (монологическую и диалогическую речь, память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
  • корригировать эмоционально – волевую сферу;
  • закреплять правила поведения в семье;
  • воспитывать желание помогать взрослым, любовь и уважение к членам семьи;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

  • доска по краям оформлена в виде окон дома, в центре – тема занятия, план занятия, «солнышко – семья», «Дом счастливой семьи»;
  • слайды: семья, значение слова «семья»;  музыка из мультфильма «Мама для мамонтенка»;  видеоролик «Счастливая семья»;
  • словарь С.И. Ожегова, игрушка – микрофон, бейджик «Губанова Ольга Васильевна. Корреспондент. Журнал «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»,  веревочки для выполнения физминутки, сердечки с картинками, бумага, фломастеры.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Звучит музыка из мультфильма «Мама для мамонтенка». Дети с воспитателем стоят в кругу.

  1. Упражнение на снятие напряжения перед занятием.

Воспитатель: 

- Здравствуйте, те, кто весел сегодня!

Здравствуйте, те, кто грустит.

Здравствуйте, те, кто общается с радостью.

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать на занятии с полной отдачей…

Какие замечательные у вас улыбки! Мне приятно, что все вы готовы активно работать на занятии. Садитесь на свои места.

  1. Повторение темы и материала прошлого занятия.

Воспитатель: 

- Дети, скажите, какой сегодня день недели? (Ответ одного ребенка).

- Правильно, сегодня среда. Значит, какое у нас сегодня занятие? (Ответ одного ребенка).

- Правильно, сегодня у нас беседа. А кто помнит, о чем мы беседовали в прошлую среду? (Ответ 2 - 3 детей).

- Молодцы! Вы очень хорошо запомнили, о чем мы говорили на прошлом занятии. Сегодня у нас тоже беседа. А это значит, что вы должны будете внимательно слушать и много говорить. Давайте подготовим к разговору наши язычки:

- Мы будем разговаривать.

И будем выговаривать.

Так правильно и внятно,

Что будет всем понятно.

2. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: 

- Дети, послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?

- Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (Семья).

- Правильно. Тема нашего занятия «Моя семья». Сегодня мы узнаем, что такое семья, кто такие родственники и члены семьи, какие  отношения должны быть между ними, расскажем о своих семьях, поговорим о том, у кого какие в семье обязанности и что значит «счастливая семья». (Воспитатель вывешивает на доске план занятия).

  1. Словарная работа.

Воспитатель: 

- Скажите, дети, как вы понимаете слово «СЕМЬЯ»? (Ответы детей).

В словаре С.И. Ожегова «СЕМЬЯ» – это группа близких родственников, живущих вместе. (Слайд 1). (Воспитатель прикрепляет к доске желтый круг, на котором написано «СЕМЬЯ»). А о том, кто такие «близкие родственники» вы догадаетесь, отгадав мои загадки:

Кто милее всех на свете?
Кого очень любят дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша...
(мама).

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...
(папа).

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
(бабушка).

Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
И ему уж много лет
Нестареющий наш...
(дед).

Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой...
(братишка).

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая...
(сестренка).
(На доске, по мере называния, появляются лучики солнца: мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры, я).

- Что у нас получилось? (Солнышко – семья, а его лучики члены семьи). Назовите их. Действительно, самые близкие, самые родные, самые любящие и любимые люди: мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки - наша семья.

  1. Беседа «Моя семья».

Воспитатель:

 - Дети, послушайте притчу (это маленький поучительный рассказ). Прошу всех слушать внимательно, потому что я буду задавать вам вопросы по ходу рассказывания.

Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ему одному доставались все орехи и фрукты, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно. (Как вы думаете, почему мальчику было грустно на острове?).

Однажды на острове появился седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? – спросил старик мальчика.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь.  Пойдем  со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Посмотри! – сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим. Вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. (Что рассказал старик мальчику о семье?).

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. (Когда мальчик стал счастливым?) А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ. (Слайд 2).

- Семья – самое главное, что есть в жизни человека. В семье нас любят, заботятся о нас. Здесь мы учимся жить, строить отношения с людьми. Семья для нас является опорой и защитой.

  1. Игра – интервью: «Моя семья».

Воспитатель: 

- Добрый день девочки и мальчики! Я корреспондент журнала «Дружная семья».  Мне поручили написать статью о семьях вашей группы. Для этого мне нужно, чтобы вы рассказали о своих семьях. Вот так, например. Фамилия нашей семьи Губановы. В нашей семье три человека. Я – Ольга Васильевна. Мой муж – Александр Анатольевич. Моя свекровь, т.е. мама моего мужа – Раиса Михайловна. Наши дети выросли и сейчас у них свои семьи. Мы с мужем работаем. Раисе Михайловне 81 год, она находится дома. Мы заботимся о ней. Мы любим всей семьей лепить пельмени. А теперь вы расскажите о своих семьях. (Рассказы детей). 

- Какие разные у вас семьи. Но у всех родители, бабушки, дедушки  заботятся о вас. И даже, когда вы совершаете плохие поступки и огорчаете ваших близких, они все равно любят вас. Пока дети маленькие, взрослые  заботятся о них. Когда дети вырастают и становятся взрослыми, приходит их очередь заботиться уже о своих детях и постаревших родителях и так будет в семье всегда. Это главная обязанность семьи. (Воспитатель прикрепляет к доске главную обязанность семьи).

 - Дети, как вы думаете, зачем человеку семья? Какая главная обязанность семьи? (Ответы детей).

  1. Физминутка «Кто живёт у нас в квартире».

Раз, два, три, четыре. (Дети хлопают в ладоши).

Кто живёт у нас в квартире? (Дети шагают на месте).

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети прыгают на месте).

Всех могу пересчитать. (Дети шагают на месте).

Папа, мама, брат, сестра, (Дети хлопают в ладоши).

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища влево-вправо).

Мой сверчок, щегол и я. (Повороты туловища влево-вправо).

Вот и вся моя семья! (Дети хлопают в ладоши).

  1. Упражнение «Назови ласково».

Воспитатель:

Ваши близкие любят и заботятся о вас  и хоть вы еще маленькие, вы тоже можете позаботиться о  них. Вы можете помочь в домашних делах, сказать им ласковые слова:

БАБУШКА – БАБУЛЯ, БАБУЛЕНЬКА, БАБУЛЕЧКА…

ДЕДУШКА -  

МАМА -

ПАПА -

БРАТ -

СЕСТРА -

- Скажите, а какие ласковые слова вам говорят мамы, бабушки или, быть может, папы и дедушки? (Ответы детей: хороший, любимый, солнышко моё, котеночек…). Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова. Слушая их, чувствуешь себя самым счастливым. Чаще говорите ласковые слова, и возле вас будет много хороших и счастливых людей.

  1. Рассказ воспитателя об обязанностях членов семьи.

Воспитатель:

- Уютно и тепло дома, благодаря заботам ваших родных. Всё, что есть в доме и у вас самих - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные вашими родителями.

- Скажите, как нужно относиться ко всему, что у вас есть? (Ответы детей).

- По вашему отношению к вещам, можно судить об уважении к труду ваших родных. Вот, например - мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить детей в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел, сколько делает мама! А папы! Добрые, умные, заботливые, сильные. Про всё на свете знают. Про хоккей. Про то, откуда взялись звёзды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. Расскажите, о чём рассказывали вам папы, чем вы любите заниматься вместе? (Ответы детей: как надо ловить рыбу,  как играть в шахматы …).

  1. Игра «Обязанности членов семьи».

У  детей на столах сердечки из бумаги. На сердечках приклеены картинки с изображение мамы, папы, бабушки, дедушки, детей.

Воспитатель:

- Я буду называть слова - обязанности членов семьи, а вы «примеряйте» эту обязанность с вашей ролью. Если вы считаете, что эта обязанность вашего героя, то поднимите сердечко вверх. (Слова-обязанности: печёт, играет, вяжет, шьёт, стирает, убирает, готовит, читает, рисует, мастерит, подметает, пылесосит, моет пол, отдыхает, ремонтирует, водит машину, вытирает пыль, ходит в магазин, работает на компьютере, выносит мусор, смотрит телевизор, зарабатывает деньги, т.д.).

- Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям? (Ответы детей: мою посуду, пылесошу, протираю пыль, поливаю цветы…). Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь необходима родным.

- Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести? (Ответы детей: не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…).

- Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете? (Ответы детей: просим прощения, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…).

  1. Упражнение «Запрещается - разрешается».

Воспитатель:

- Сейчас мы еще раз вспомним правила поведения ребенка в семье. Поиграем в игру «Запрещается - разрешается». Я буду называть действие, а вы говорить запрещается это или разрешается.

УВАЖАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ И ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ…

ОБИЖАТЬ СВОИХ МАЛЕНЬКИХ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР…

УХОДЯ ИЗ ДОМА, СКАЗАТЬ КУДА ПОШЕЛ И КОГДА ВЕРНЕШЬСЯ…

ШУМЕТЬ, КОГДА КТО – ЛИБО ОТДЫХАЕТ…

НАГРУБИТЬ БАБУШКЕ…

ПРИГОТОВИТЬ ПОДАРОК СВОИМИ РУКАМИ МАМЕ…

ГОВОРИТЬ ЛАСКОВЫЕ СЛОВА…

ОТДЫХАТЬ, КОГДА ВСЕ РАБОТАЮТ ПО ДОМУ…

СПРАШИВАТЬ РАЗРЕШЕНИЯ, КОГДА ХОЧЕШЬ ЧТО – ЛИБО ВЗЯТЬ…

- Правильно. Вы хорошо усвоили, каким должен быть хороший сын и хорошая дочь.

3. Итог.

Воспитатель:

- Подведем итог нашего занятия.

- Продолжите высказывания:  

  • «Сегодня я узнал (а)…». (Что семья это…, что члены семьи это…, что главная обязанность семьи это…, что у всех членов семьи есть обязанности, что все в семье должны любить, уважать и помогать друг другу).
  • «Я хочу, чтобы моя семья…».

Упражнение «Счастливая семья».

Воспитатель:

- Каждый из нас хочет жить в счастливой семье.  А какая семья, по-вашему, считается счастливой?  У вас на столах лежат листки бумаги, напишите, как вы считаете и прикрепите свои ответы на дом, в котором живет счастливая семья. Поможет вам в этом видеоролик «Счастливая семья» (Ответы детей: семья, где живет доброта, нежность, взаимная любовь, верность, терпимость, справедливость, умение прощать,  уважение интересов другого и т.д.). Дети пишут.

- Из ваших ответов можно сделать вывод, что счастье зависит от каждого члена семьи, в том числе и от вас.

- Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты!

Литература и интернет - источники:

  1. Журнал «Классный руководитель», №1-2007, стр. 57. Ст. «Давайте понимать друг друга».
  2. Журнал «Классный руководитель», №5-2003, стр.34. Ст. «Я и семья».
  1. https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-eticheskaya-beseda-moya-semya-moyo-bogatstvo.html

  1. http://worldofteacher.com/4453-konspekt-zanyatiya-moya-semya.html

  1. https://www.youtube.com/watch?v=QCyLEQGY5W4

Самоанализ мероприятия  

Вашему вниманию было представлено внеклассное мероприятие Час беседы  по теме «Моя семья» Данное мероприятие соответствует календарному планированию и проведено в рамках месячника по семейному воспитанию.

На занятии присутствовало

Из них

Цели: формирование у воспитанников представлений о семье и ее членах, их обязанностях и  взаимоотношениях; формирование понятия «счастливая семья».

Задачи:

  • углублять знания  воспитанников о семье, ее членах, их обязанностях, взаимоотношениях, совместном времяпровождении; формировать понятие «счастливая семья»;
  • развивать познавательную сферу воспитанников (монологическую и диалогическую речь, память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
  • корригировать эмоционально – волевую сферу;
  • закреплять правила поведения в семье;
  • воспитывать желание помогать взрослым, любовь и уважение к членам семьи;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Цели и задачи, содержание, методы, приёмы на мероприятии были направлены на максимальное овладение  воспитанниками предложенным материалом по данной теме и способствовали рациональной нагрузке и  поддержанию психического и физического здоровья воспитанников.

Положительный настрой в начале занятия, повторение темы и материала предыдущего занятия позволили снять эмоциональное напряжение и настроить ребят на работу. Привлечение внимания к теме и целям занятия, помещение на доске плана занятия, помогли ребятам лучше воспринимать материал, а в конце занятия сформулировать ответы на вопросы при подведении итога.

Мероприятие  позволило организовать ребят, настроить их на работу, на восприятие нового материала и закрепление уже имеющегося опыта по данной теме. Ребята  активно работали.

Через вопросы, которые ставились на протяжении занятия, я  пыталась выяснить степень знаний по теме каждого ребёнка и помочь детям составить правильные ответы. Введение в мероприятие  информационных технологий, позволило облегчить процесс усвоения информации.

Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать мне занятие  динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность. На мероприятии развивались практически все познавательные процессы, проводилась коррекция эмоционально – волевой сферы детей.

При отборе заданий учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей данной группы, что позволило обеспечить работоспособность и «ситуацию успеха» воспитанникам с особыми потребностями (Настя, логопаты). На протяжении всего занятия ребята были достаточно активны, отвечали на вопросы полными ответами, приводили примеры из жизни, выражали своё отношение к обсуждаемым вопросам, не боялись дать неправильный ответ.

На занятии  каждому воспитаннику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога.

Психологическая атмосфера мероприятия доброжелательная. Мероприятие целей достигло.

  • Что такое семья.
  • Кого называют членами семьи.
  • Какими должны быть отношения в семье.
  • Обязанности членов семьи.
  • Что значит «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ».

Главная обязанность семьи: воспитывать детей и заботится о пожилых родителях

1.Семья – это счастье, любовь и удача,

2.Семья – это летом поездки на дачу.

3.Семья – это праздник, семейные даты,

4.Подарки, покупки, приятные траты.

5.Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

6.Мечты о хорошем, волнение и трепет.

7.Семья – это труд, друг о друге забота,

8.Семья – это много домашней работы.

9.Семья – это важно! Семья – это сложно!

10.Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....