Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.
статья

Алисейко Мария Юрьевна

Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухового восприятия  речи, это обучение осуществляется в условиях слухоречевой среды при использовании электроакустической аппаратуры разного типа. Проводится данная работа в строгой системе с аналитико-синтетическим методом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.

Ключевые слова: слуховое восприятие, школьник с нарушением слуха, индивидуальные занятия по формированию  речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Одной из задач индивидуальных занятий со слабослышащими школьниками является формирование речевого слуха.

Цель занятий заключается в наиболее полном использовании слухового восприятия речи в учебно-воспитательном процессе, в подготовке слуха учащихся к восприятию речи окружающих людей.

Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухового восприятия  речи, это обучение осуществляется в условиях слухоречевой среды при использовании электроакустической аппаратуры разного типа. Проводится данная работа в строгой системе с аналитико-синтетическим методом.

В начале школьного обучения, независимо от того, посещал ли ребенок дошкольное учреждение, формирование речевого слухового должно подкрепляться наглядным материалом - картинки, игрушки, макеты, компьютерные средства визуализации. Такое начало станет подготовительным этапом для достаточно трудной и сложной работы с дальнейшем.

Объем текста, который предлагается обучающимся, зависит от уровня их речевой подготовки. Вначале это короткие тексты, состоящие из трех-четырех предложений (дополненные макетом, картинкой, презентацией и т.д.). Постепенно объем текстов возрастает, слабослышащие школьники учатся воспринимать более сложные, новые для них рассказы.

Усложняются не только сами тексты, но и задания и вопросы, которые предлагаются при их обсуждении.

В ходе работы следует использовать как знакомые, так и незнакомые тексты. Под "Знакомыми текстами" подразумеваются тексты из учебников, которые прочитаны и разобраны на уроке. Незнакомые тексты берутся из материала по внеклассному чтению, но чаще составляются учителем в соответствии с программными требованиями.

- При восприятии текстов возможно использование наглядных средств. Это могут быть таблички, картинки, серии картинок и т.д. Выбор наглядных средств будет зависеть от содержания текста.

- При работе над текстом можно использовать фигурки. Например, учитель читает за экраном сказку "Репка", ученик воспринимает ее на слух и выстраивает фигурки в той последовательности, в какой они обозначены в сказке. Также данные манипуляции можно производить с помощью всем известной компьютерной программы Power Point.

- При восприятии связных текстов можно использовать и такие виды работ, как составление плана и пересказ текста по плану, составление рассказа из деформированного текста, выборочное чтение и др.

Для работы с деформированным текстом подбираются такие тексты, в которых ученику будет трудно самостоятельно установить логическую последовательность. Тогда он будет полагаться  в основном на слух.

Выборочное чтение проводится по объемному и достаточно сложному для восприятия на слух рассказу.  Учитель читает текст, а ученик следит за чтением по тексту. Потом учитель задает несколько вопросов для выяснения понимания содержания. После повторного чтения учитель задает вопросы за экраном и предлагает ученику найти в тексте ответы на вопросы.

Одним из видов работы при восприятии связного текста является составление плана и  пересказ рассказа по плану. Учитель читает текст, ученик воспринимает его на слух, после чего рассказывает о том, что он услышал. Как правило, рассказывает он очень кратко. Учитель читает текст второй раз за экраном и задавая вопросы, выясняет понимание содержания. Затем учитель читает текст по частям и предлагает ученику озаглавить каждую часть. В заключении учитель предлагает пересказать текст по полученному плану, который заранее написан на табличке.

Выбор видов работ зависит от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, сложности речевого материала.

В ходе работы над текстом можно использовать такие приемы, как восприятие на слух отдельных слов, словосочетаний, предложений, частей текста. Чем выше уровень речевого развития и сохранность слуха, тем более сложный материал можно предлагать учащимся.

Текст считается усвоенным, если ребенок может точно пересказать его, различает на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в его состав, отвечает на вопросы и выполняет задания, предъявленные на слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях

           Перед  современной  школой  становится  задача   пересмотра  содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной  работы, осуществления комплексного подхода к делу об...

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...