Логопедическое занятие в 3 классе "Слова, обозначающие признаки предмета"
план-конспект

Материал содержит план-конспект логопедического занятия в 3 классе для детей с умственной отсталостью и слайдовую презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx15.45 КБ
Файл priznaki_predm_3_kl.pptx657.37 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие (3класс).

Слова, обозначающие признаки предмета.

Цели: 1)закреплять у учащихся практический навык выделения признаков предмета среди других слов; упражнять в определении признаков, характеризующих цвет, форму, размер предмета, в подборе антонимов;

2)развивать слуховое и зрительное внимание, активизировать и расширять словарь, развивать мышление, грамматический строй;

3)воспитывать активность, самостоятельность;

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал.

Ход занятия

Этап

Содержание

Действия

 уч-ся

Орг. момент

-Приветствие

-проверка готовности, мотивация (какой урок, чему будем учиться)

-Рапорт дежурного. Дети стоят у своих парт. Логопед предлагает уч-мся давать ответы по инструкции: у детей на парте картинки с изображением геометрических фигур разных цветов и размеров. Уч-ся даёт ответ, если называется фигура, изображённая на его карточке  -                                               - жёлтые, красные, зелёные.

*Время года –

 Месяц –

 День недели –

 Сегодняшнее число -

Подг.

этап

- Назови слово со значением наоборот к заданному, а после садись на своё место.

*тихий

  большой

  длинный

  грязный

  добрый

  узкий

- Зададим вопрос к словам, которые мы называли.

-Что обозначают эти слова, как мы их называем?

громкий

маленький

короткий

чистый

злой

широкий

-Какой?

-признаки предмета

Сообщ.

темы

-Мы продолжаем знакомиться со словами, обозначающими признаки предмета.

Вспомним: - на какие вопросы отвечают признаки предмета,

Будем учиться: - выделять их среди других слов,

                             - узнавать предмет по его признакам,

                             - подбирать признаки к предметам.

Напоминаю:   На уроке не молчи,

                         но без толку не кричи.

                         Если хочешь отвечать,

                         надо руку поднимать.

Работа по теме

А) Актуализация знаний:

-Отгадай загадку:

*Он пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый,

Словно вата на земле.

 (один учащийся вписывает буквы отгадки в клеточки)

-Какие слова помогли вам догадаться, о чём говорится в загадке?

-На какой вопрос они отвечают?

-Для чего нужны слова-признаки предметов?

Логопед:

*Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

-Выбери вопросы, на которые отвечают признаки предметов - на карточках вопросы (1 учащийся, выбирает карточки, прикрепляет на доску -

КТО?

ЧТО?

ГДЕ?

КАКОЙ?

КАКАЯ?

КАКИЕ?

Демонстрируется таблица: (слайд)

Признаки отвечают на вопросы

Называют

какой?

форму

какая?

размер

какое?

цвет

какие?

вкус

 

Физминутка .

Раз, два, три, четыре-

Мы с тобой снежок слепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем-совсем несладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем!

Б)     Выбрать слово-признак в каждом ряду слов:

*синеть, синий, синева

*зелёный, зелень, зеленеет

*белизна, белеют, беленький

- Какой вопрос зададим к этим словам?

В)      Определить общий признак для каждой группы  (слайд):

*красные – платье, роза, шар

*стеклянный – стакан, банка, зеркало

*круглый – солнце, мяч, тарелка

Г)      Работа с  индив. карточками: «Узнай предмет по признаку».

У уч-ся карточки с наборами признаков. Узнать предмет по признакам, написать ответ на обратной стороне карточки. Назвать ответ и повесить на доску.

*зелёный, сочный, длинный –

*жёлтый, овальный, кислый –

*круглое, сладкое, красное –

*холодное, белое, сладкое –

*круглый, резиновый, синий –

-Какой предмет лишний среди ответов?

Д) Работа с карточками (письменные задания).

- Сравни предметы по форме и по цвету.

1 вариант – впиши признак по образцу:

*Образец: книга прямоугольная, а коробка квадратная.

По форме:

-Помидор  __________________, а огурец ___________________ .

-Колесо ___________________,  а окно ____________________.

По цвету:

-Снег __________________, а земля __________________.

2 вариант  – прочитай,  спиши предложения. Подчеркни слова-признаки предмета.

  1. Тарелка круглая, а блюдо овальное.
  2. Книга прямоугольная, а коробка квадратная.
  3. Дыня жёлтая, а огурец зелёный.

Снег

-Какой?

-Украшают

нашу речь.

синий

зелёный

беленький

какой?

цвет

материал

форма

огурец

лимон

яблоко

мороженое

мяч

-мяч,

несъедобный

Итог.

-Какие вопросы задаём к словам-признаками предмета?

Оценивание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова – названия признаков предмета Будем учиться: выделять их среди других слов подбирать признаки к предметам узнавать предмет по его признакам

Слайд 2

Отгадай загадку Он пушистый, серебристый, белый-белый, чистый-чистый, словно вата на земле.

Слайд 3

Слова – признаки предмета Отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Называют ФОРМУ РАЗМЕР ЦВЕТ

Слайд 4

Выбери признак предмета в каждом ряду слов синеть, синий, синева зелёный, зелень, зеленеет белизна, белеют, беленький

Слайд 5

Назови общий признак у предметов

Слайд 6

Назови общий признак у предметов

Слайд 8

Летом на грядке солёный, а зимой в бочке солёный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи по теме: "Слова, обозначающие признак предмета"

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.Цель: учить определять  в устной и письменной речи, слова обозначающие признак предмета....

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Логопедическое занятие. 4 класс "Слова, обозначающие признак предмета"

Логопедическое занятие. 4 класс "Слова, обозначающие признак предмета"...

Логопедическое занятие по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», в 3 классе.

Цель: познакомить со словами - признаками и вопросами, на который они отвечают.Задачи:Коррекционно - образовательные:- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предме...

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....