Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа

Петухова Светлана Александровна

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika.docx48.78 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 1 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по речевой практики предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы по обучению грамоте и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 год.  

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

  • Учебник «Речевая практика» С.В. Комаровой. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, г. Москва, «Просвещение», 2017 год.

 

Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основная цель изучения предмета «Речевая практика» заключается в совершенствовании речевой практики умственно отсталых дошкольников и  развитии их речи как средства общения.

На уроках речевой практики используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Исследовательский;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Самостоятельная работа;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;
  • Предметный урок;
  • Домашняя учебная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;
  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Учебный предмет «речевая практика» ставит следующие задачи:

  • Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
  • Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;
  • Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника;

        Учебный курс предусматривает следующую структуру:

  • Аудирование
  • Дикция и выразительность речи
  • Общение и его значение в жизни.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Из них:

в   I  четверти -       ч              

во II четверти -       ч              

в  III четверти -       ч              

в  IV четверти -       ч         Год -    ч

4. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса базовых учебных действий:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  4. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  5. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  6. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  7. готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  5. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  3. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  5. читать;
  6. писать;
  7. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  8. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Личностные результаты освоения АООП отражают:

  1. положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  2. проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
  3. расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  4. доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  5. первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  6. умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  7. оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
  8. слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  9. ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
  10. понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
  11. под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  12. осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
  13. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  14. слушать собеседника и понимать речь других;
  15. оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  16. принимать участие в диалоге;
  17. принимать участие в работе парами и группами;
  18. оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

  • Выполнение инструкций.
  • Соотнесение речи и изображения.
  • Повторение и воспроизведение слогов, слов и предложений.
  • Ответы на вопросы.
  • Пересказ.
  • Артикуляционная моторика.
  • Речевое дыхание.
  • Использование силы голоса, темпа речи.
  • Использование мимики и жестов.
  • Формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
  • Участие в ролевых играх.

        В программе по речевой практике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.         Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 1 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
  • называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
  • употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
  • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  • знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
  • слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

 Достаточный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
  • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
  • уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
  • уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
  • слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

        В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные  диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

        Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

5. Содержание учебного предмета

В программе по речевой практике для младших классов выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

Аудирование и понимание речи. 

  • Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
  • Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
  • Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.  
  • Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
  • Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
  • Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. 

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование правильного речевого дыхания.
  • Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
  • Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. 

  • Речевое и неречевое общение.
  • Правила речевого общения.
  • Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
  • Условные знаки в общении людей.
  • Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
  • Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
  • Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

6. Тематический план

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Сроки

Наглядность

Словарная работа

Основные виды учебной деятельности

1

Давайте познакомимся.

фамилия, имя, отчество

Построение высказывания

2

Классная комната, правильная посадка за партой. Правила поведения на уроке.

класс

дежурный

Знакомство с правилами общения на уроке

3

Школа. Школьное здание, классы, коридоры, зал, столовая, гардероб.                                          

школа,

школьное здание

гардероб

Употребление слов приветствия с работниками школы

4

Знакомство во дворе.

иллюстрации

здравствуйте, прощайте,

до свидания

Знакомство с другими учениками школы

5

Составление рассказа по теме «Я знакомлюсь во дворе».

сюжетные картинки

«вежливые» слова

Построение связного высказывания

6

Летние игры детей.                                              

предметные картинки

лапта

Заучивания стихотворений, используемых во время игр с правилами

7

Составление диалога «Давай познакомимся».

сюжетные картинки

диалог

Построение высказывания

8

Давай расскажем историю.

сюжетные картинки

площадка

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

9

Играем в сказку.

иллюстрации

теремок

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

10

Ролевая игра-хоровод «Теремок».

маски героев

игра-хоровод

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

11

Рассказывание сказки учащимися.

сюжетные картинки

четверостишие

Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

12

Беседа «Самая интересная сказка».

иллюстрации

сказка

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

13

Семья: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.                                                                

фотографии

семья

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

14

Знакомство в гостях.

сюжетные картинки

«вежливые» слова

Построение высказывания

15

Правила поведения в гостях.

сюжетные картинки

правила поведения

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

16

Составление рассказа «К нам пришли гости».

сюжетные картинки

«вежливые» слова

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

17

Школьные принадлежности. Их назначение.

предметные картинки

принадлежности

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

18

Обращение со школьными принадлежностями.

предметные картинки

принадлежности

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

19

Покупка школьных принадлежностей.              

предметные картинки

стоимость

Построение высказывания

20

Ролевая игра «Магазин «Школьник».

сюжетные картинки

«вежливые» слова

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

21

Игрушки. Их назначение.

предметные картинки

игрушки

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

22

Обращение с игрушками.

предметные картинки

игрушки

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

23

Ролевая игра «В магазине игрушек».

игрушки

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

24

Беседа «Моя любимая игрушка».                    

игрушки

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

25

Праздник Новый год.

предметные картинки

Новый год

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

26

Готовимся к празднику.

сюжетные картинки

праздник

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

27

Беседа «Что я подарю на Новый год?»

иллюстрации

подарок

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

28

Изготовление сувенира к Новому году.            

сувениры

сувенир

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

29

Составление рассказа по картинке.

сюжетные картинки

хоровод

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

30

Игра «Узнай меня».

предметные картинки

маски

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

31

Составление новогодних поздравлений.

сюжетные картинки

поздравляю

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

32

Новогодние чудеса.

сюжетные картинки

фейерверк, салют

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

33

Рассказ по кругу.                                              

иллюстрации

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

34

Зимняя одежда. Её назначение.

предметные картинки

одежда

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

35

Составление рассказа «Зимняя прогулка».

сюжетные картинки

«вежливые» слова

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

36

Составление рассказа «На прогулке».

предметные картинки

прогулка

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

37

Зимние игры детей.                                            

сюжетные картинки

каток

Произнесение закличек, коротких стихотворений

38

Составление рассказа «Мы ходили кататься на горку».

сюжетные картинки

санки

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

39

Правила поведения за столом.

сюжетные картинки

правила поведения

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

40

Слушание стихотворения А.Барто «Помощница»

сюжетные картинки

помощница

Выбор правильных средств интонации

41

Составление рассказ «Что я умею делать дома?»

сюжетные картинки

уборка

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

42

Беседа «Я помогаю маме».

иллюстрации

помощь

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

43

Обязанности дежурного. Составление диалога.

                                                                           

сюжетные картинки

дежурный

Построение высказывания

44

Составление рассказа по картинке.

сюжетные картинки

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

45

Составление рассказа «Я готовлюсь к школе».

сюжетные картинки

школа

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

46

Школьный костюм. Обращение с ним.

предметные картинки

костюм

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

47

Слушание сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке».

иллюстрации

сказка

 Заучивание стихотворений

48

Рассказывание сказки по картинкам.

предметные картинки

лошадь, лягушка, утка

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

49

Ролевая игра «Спокойной ночи».

«вежливые» слова

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

50

Слушание и разучивание  стихотворения Ю.Горея «Колыбельная».

иллюстрации

колыбельная

 Заучивание стихотворений

51

Составление рассказа «Перед сном»

сюжетные картинки

Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

52

Составление предложений-пожеланий перед сном.

иллюстрации

пожелания

Построение высказывания

53

Беседа «Спокойной ночи».                                

иллюстрации

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

54

Беседа по картинке.

сюжетные картинки

«вежливые слова»

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

55

Ролевая игра «Доброе утро».

предметные картинки

«вежливые слова»

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

56

Игра «Живые загадки».

сюжетные картинки

диалог

 Заучивание стихотворений

57

Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»

иллюстрации

«вежливые слова»

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

58

Составление рассказа по картинке.

сюжетные картинки

«вежливые слова»

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебная литература
  •  учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, г. Москва, «Просвещение», 2017 год.
  1. Научно-методическая литература
  •   Интернет ресурсы
  1. Литература для учащихся
  •  учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, г. Москва, «Просвещение», 2017 год.

Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия

-Магнитная доска

-Предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой

-Детские книги

-Карточки «Упражнения для губ и языка»

-Комплекты правил поведения в гостях, на прогулке, с одноклассника

-Маски

Технические средства обучения

-Ноутбук

-Принтер

-Ксерокс

-Мультимедийный проектор

Таблица достижения предметных результатов обучения  по речевой практике в 1 классе (I полугодие)

Разделы

Планируемые результаты

Фамилия имя учащегося

Аудирование и понимание речи

Выполнение инструкций.

Соотнесение речи и изображения.

Повторение и воспроизведение слогов, слов и предложений.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

Дикция и вырази-

тельность речи

Артикуляционная моторика.

Речевое дыхание.

Использование силы голоса, темпа речи.

Использование мимики и жестов.

Общение и его значение в жизни

Формулировка просьб и желаний.

Участие в ролевых играх.

Средний бал

Тип оценки

Уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по ритмике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по ритмике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по чтению 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по чтению предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....