Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р'] в словах"
план-конспект

Артемова Мария Владимировна
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР Тема занятия. Автоматизация звука [р’] в словах Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Формирование понятия о звуке [р’], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы 2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [р’] Коррекционно-развивающие: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук 2. Развитие навыков словообразования и словоизменения: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, форм существительных родительного падежа, подбор однокоренных (родственных) слов, согласование существительных с числительными. 3. Развитие артикуляционной моторики 4. Развитие навыков слогозвукового анализа слов 5. Закрепление навыка правильного произношения звука [р’], изолированного, в прямых слогах, в середине слов 6. Развитие фонематического восприятия 7. Развитие связи звука и буквы 8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия, пространственных представлений 9. Обогащение словарного запаса Коррекционно-воспитательные: 1.Привитие навыков самоконтроля за речью 2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [р’]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._avtomatizatsiya_zvuka_r_v_slovah.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР

Тема занятия.  Автоматизация звука [р’] в словах

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование понятия о звуке [р’], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы

2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [р’]

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения:  образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, форм существительных родительного падежа, подбор однокоренных (родственных) слов, согласование существительных с числительными.

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие навыков слогозвукового анализа слов

5. Закрепление навыка правильного произношения звука [р’], изолированного, в прямых слогах, в середине слов

6. Развитие фонематического восприятия

7. Развитие связи звука и буквы

8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия, пространственных представлений

9. Обогащение словарного запаса

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [р’]

Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; волшебное зеркало, Лабиринт №4 из картинок со звуком [р’] в названиях; предметные картинки: редис, репа, редька, огурец, перец, рис, картофель, помидор, морковь; карточка с буквой р; волшебная палочка, кукла Рита, фигурка феи; звуковые кружочки, счетные палочки или геометрические фигуры для выкладывания кораблика.

Ход занятия

   1.Организационный момент.

- Продолжаем наши занятия! Сегодня тебя ждут сюрпризы и путешествие по лабиринту.

-  Давай начнем.

   2. Артикуляционная гимнастика « Волшебное зеркало»

- Как всегда в начале занятия мы делаем зарядку для губ и языка. Но сегодня ты должен отгадать упражнения для выполнения. Волшебное зеркало показывает только часть картинки. Двигай зеркало и постарайся догадаться, что изображено.

Выполнение упражнений для губ и языка: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Парус”, “Маляр”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка”.

   З. Сообщение темы и целей занятия.

-К нам на занятие  пришла кукла. Её зовут Рита. С какого звука начинается имя Рита?

-  Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [р’] в слогах и словах. И покажем все нашей гостье – кукле Рите.

   4. Произношение изолированного звука.

   Характеристика акустических и артикуляционных признаков звука [р’]

- Покажи, как нужно правильно произносить звук Р’.

- Как же мы произносим звук [р’]? Расскажи.

- Язычок – это преграда. Какой же это звук: гласный или согласный? (Согласный)  

- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку и произнеси звук [р’]. (Звонкий) Твердый или мягкий? (Мягкий)  Каким цветом обозначим? (Зеленым)

- Звук [р’]  обозначаем буквой Р.  На что похожа буква Р?

   5. Автоматизация звука в слогах.

-Маленький тигренок только научился рычать. Давай прочитаем, как он рычит. (Чтение слоговой таблицы из прямых слогов РИ, РЕ, РЯ, РЁ, РЮ).

   6. Автоматизация звука [р’] в словах.

 Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков [р’]- [р] в словах.

Распределение картинок в 2 группы: в первую - со звуком [р], во вторую – со звуком [р’].

- Рита любит рисовать. Она принесла нам свои рисунки. Что она нарисовала? ( Редис, репу, редьку, огурец, перец, картофель, помидор, морковь)

- Рита говорит, что в названиях всех картинок есть звук [р’]. Так ли это?

- Поможем Рите разобраться. Расставим картинки на полках: на верхнюю - со звуком [р], твердым, а на нижнюю – со звуком [р’], мягким.

 Слоговой анализ слов

- Как назвать одним словом картинки? (Это овощи)

- Разделим слова-названия овощей со звуком [р’]  на слоги. Что можно приготовить из овощей?

     7. Фонематический анализ слов. (Работа на ковролине)

- Рита любит рисовую кашу. Из чего её варят? (Из риса)

На ковролине предметные картинки с изображением риса: растения, зерна.

Он — кормилец на Востоке,
С давних пор в полях растёт.
Злак зелёный и высокий
Белое зерно даёт.
У него такой каприз:
Очень любит воду рис.

 Звуковой анализ слова РИС. Составление схемы слова (работа  со звуковыми кружочками).

   8. Автоматизация звука [р’] в словах.

   а) Путешествие по Лабиринту №4

- Потренируемся вместе с Ритой называть картинки со звуком [р’], путешествуя по лабиринту.

Ребенок вместе с фигуркой моряка двигается по Лабиринту по стрелкам и называет предметные картинки со звуком [р’].

   б) Развитие пространственных представлений.

- Что находится посередине Лабиринта? Что в правом верхнем углу? Что в левом нижнем углу? Что над …? Что под …?  Что слева от …? Что справа от …? Что между …?

    в) Игра с Волшебным экраном «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование форм  родительного падежа единственного числа имен существительных. Работа с картинками из Лабиринта.

  г) Игра «Большой – маленький». Развитие навыка словообразования: образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Ой,  кто это? Маленькая фея. Она тоже хочет поиграть с картинками. С помощью волшебной палочки фея их уменьшит, а мы  назовем предметы ласково. (Работа с картинками  Лабиринта).

д) Подбор однокоренных слов к слову «море». 

- Наш моряк любит море и предлагает поиграть в морские слова. К слову МОРЕ подберем родственные слова.  За каждое слово ты получишь счетную палочку (или геометрическую фигуру).

- Служит на море кто?… моряк. Назови моряка ласково. … морячок.

- Рыба в море какая? - … морская. Парк, который находится у моря, называется  - …приморский.

Моряк плавает по морям – значит,  по-другому его можно назвать  - … мореплаватель.

А моряк говорит, что по морям на кораблях ходят. Значит он - … мореход.

И училище, где учат ходить по морю будущих моряков, называется … мореходное.

9. Развитие мелкой моторики рук, конструктивных способностей.

- Из полученных счетных палочек (или геометрических фигур) выложи на столе кораблик.

 10. Развитие навыка словоизменения: согласование имен существительных с количественными числительными.

- Маленькая фея оставила нам в лукошке орехи. Ух, какие они крепкие.  Сосчитаем их.  (Один крепкий орешек, два крепких орешка, …)

 11.  Итог занятия. 

- Над произношением какого звука мы сегодня работали?  Какой звук [р’]? Охарактеризуй его.

-Молодец, сегодня ты очень старался, красиво и правильно произносил звук [р’] в словах.

- Что тебе на занятии понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи:          - воспитание самоконтроля во время произношения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук и буква Т».

Учить различать звук и букву Т, определять их качественные характеристики; учить определять наличие звука в слове, его местоположение в слове; развитие внимания, слухового восприятия, мышления....

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Л]

Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах.Задачи:Коррекционная:- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].Обучающая:- согласовывать имена существительны...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [с]

Цель:  автоматизация звука во фразах и предложениях .Задачи: Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] во фразах и предложениях;-закрепить навыки образования существительных с ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [С-Ш]

Цель: дифференциация звуков С и ШЗадачи:     1. Коррекционно-развивающие:Закрепление навыков правильного звукопроизношения.Дифференциация звуков [C] –[Ш] в изолированном виде, в с...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Ш-Ж]

Цель: дифференциация звуков ш – жЗадачи:Образовательные:- Развивать фонематические способности ребёнка: различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)Коррекционно-развивающие:• Автом...