Занятие с элементами тренинга «Самое ценное, что у меня есть…»
материал

Крылова Тамара Викторовна

Проблемы нравственного воспитания подростков всегда  были, есть и будут. Одним из направлений работы педагога- психолога является формирование жизненных ценностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_elementami_treninga.docx96.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

          Устьянцевская средняя общеобразовательная школа

Занятие с элементами тренинга

«Самое ценное,

что у меня есть…»

                                             

https://obretenie-sily-lubvi.ru/wp-content/uploads/2015/05/704923AFF01BE6F2CBA7635D673761931956F2F071A6E5ACCFpimgpsh_fullsize_distr.jpg

                                                 

                       

                                                                     Занятие разработала

                                                                        педагог- психолог

                                                                     МКОУ Устьянцевской СОШ

                                                                Крылова Т.В.

        

2019 г.

Технологическая карта

психологического занятия с элементами тренинга

«Самое ценное, что есть у меня …»

Ф.И.О.

педагога-психолога

Крылова Тамара Викторовна

Класс

8 класс.

Тип урока

Занятие с элементами тренинга

Тема занятия

«Самое ценное, что есть у меня …»

Цель

создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним,  умения различать истинные и мнимые ценности.

Задачи

образовательные:

познакомить с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением моральных жизненных ценностей;

развивающие:

развивать морально -нравственные качества  через представления о собственных ценностях и праве на выбор своего жизненного пути;

воспитательные:

формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

  1. коррекционные:
  2. формировать умение согласовывать слова в предложении, отрабатывать навык построения ответа на вопрос, развивать переключаемость внимания, наглядно-образное мышление, память, воображение, умение проявлять положительные эмоции.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Использовать   полученную информацию для решения образовательных задач. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях (ценностях разных групп). Признавать общепринятые моральные нормы. Самооценка,  получение опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков. 

Регулятивные УУД:

уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

Вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации , устанавливать  соответствие поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям.

Средства ИКТ, ресурсы

Мультимедийное устройство, ноутбук, презентация «Жизненные ценности»

ватман, маркеры, ручки, карандаши, конверты с заданиями, карточки с наглядным материалом, магниты, пустая емкость, наглядный материал.

Технологии и формы работы.

Арт- терапия, элементы тренинга, рассказ учителя,  психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор ситуаций  и наглядных пособий, изобразительная деятельность, здоровьесберегающая, информационные технологии, технология сотрудничества, групповая форма.

Методы

Словесные, наглядные, игровые, практические.

Этапы занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

(воспитанников)

Планируемые результаты личностного развития

Мотивационно-целевой этап

-создать благоприятную

психологическую атмосферу урока;

-включить всех обучающихся в работу;

-создать условия для мотивации

каждого учащегося к работе на уроке;

-совместно с учениками поставить задачи урока.

Создание проблемной ситуации сомнения;

Приветствует учеников. Создание позитивного настроя на занятие.

-Добрый день ребята! Мне хочется поделиться своим хорошим настроением с вами. Откройте конверты, которые лежат перед каждым из вас.

Делит на 3 группы

Дети раскрывают конверты с сюрпризом.

Предварительно разделены  на группы

Познавательные УУД:

-внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех;

Коммуникативные УУД: 

-установить эмоциональный

доверительный контакт с учителем и друг другом;

Личностные УУД:
-настроится на работу;

Регулятивные УУД:

Ориентировочный этап

-оценить уровень подготовленности учащихся;

- скорректировать их знания,

-смотивировать на активное восприятие новой информации.

Беседа,

индивидуальная, фронтальная

Читает притчу.

- Ребята как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей)

- Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово? Дает определение слову ценности и кратко рассказывает о каждом их виде.

- мы с вами остановимся на двух основных видах- это материальные и моральные.

-Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы, чтобы у него была дорогая машина? (поднимают руку, получают картинку). 

А красивую одежду?

А роскошный дом?

О каких ценностях мы сейчас говорим? (ответы детей)

А теперь давайте поговорим о моральных ценностях.

Ребята какие моральные ценности вы знаете: (ответы детей).

-Сейчас каждая группа получит задание. Обсудив его в группе вы должны сделать выбор, какие ценности важней моральные или материальные в данной ситуации. На обсуждение вам дается три минуты.

Прослушивают притчу, определяют тему занятия.

Озвучивают свои версии и приходят к единому мнению.

Ответ учащихся –

о материальных.

Дети перечисляют моральные ценности. (совесть, честь долг, милосердие, преданность, патриотизм).

Регулятивные:

-в ходе беседы сформулировать

понятие ценности;

Коммуникативные: 

- обучение навыкам позитивного общения;

- научиться с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: 

-развитие познавательной активности и интереса к восприятию новой информации;

Поисково-исследовательский  этап

-организовать поиск решения проблемы.

-через организацию групповой

поисковой работы познакомить

учащихся с классификациями

ценностей;

-представление результатов работы групп;

Исследование (анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов)

 групповая

- Группы готовы. Мы готовы заслушать ваши варианты ответов.

Какой вывод можно сделать по данному этапу нашей работы?

Подводит к общему выводу

- Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина, дружба, честность  - были и будут всегда.

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

Обсуждение предложенных каждой группе ситуаций.

Ответ детей, что в

во вех трех случаях моральные ценности должны быть приоритетней материальных.

Познавательные УУД:

-искать и выделять необходимую информацию;

-строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

-формулировать выводы;

-умение найти правильный выход из сложившейся ситуации.

Коммуникативные: 

- формирование навыков разрешения   проблем;

- преодолевать тревожность и страхи.

Регулятивные:

-саморегуляция как способность к мобилизации к волевому усилию (к выбору в ситуации правильного ответа) и преодолению препятствий.

 Физминутка

«Карандаши»

Описание упражнения:  разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии  и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Присесть, встать.

3. Развести максимально руки.

Дети выполняют упражнение.

Практический этап

Составление проектов

-обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов доказательства своей точки зрения

-в процессе включения учащихся в активную проектную деятельность для закрепления новой полученной информации;

-развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой работы.

Решение творческой задачи

групповая

- Исходя из выводов, которые мы сегодня сделали в ходе занятия, я предлагаю вам выполнить проект  «Мой  герб»

У каждой группы лежат пустые шаблоны герба. Перед вами стоит следующая  задача: вам нужно попытаться отобразить на гербе свои важные жизненные ценности. Кроме того, надо подобрать надпись для ленты под гербом, отражающую в очень краткой форме ценности, принципы, позицию и ваш девиз. Это может быть слово или фраза — на русском или другом языке

Группы готовы. Пожалуйста, представьте, что у вас получилось.

Ребята, давайте сравним три проекта и сделаем вывод.

Мы еще раз убедились в том, что истинные ценности связаны с моральными обликом человека. Поэтому важно  каждому выстроить собственную иерархию ценностей.

Выполняют групповой проект.

Представление проектов, защита. 

Ответы детей.

Познавательные УУД: 

-адекватно использовать речевые средства для аргументаций своей позиции;

Коммуникативные УУД: 

-умения договариваться и представлять результаты работы групп.

- умение развивать навыки взаимодействия в группе;

-развивать навыки вербального и невербального общения.

Личностные:

-развитие умения самопрезентации, творческих способностей;

-оптимизировать самооценку.

 - выполняя творческое задание,

расширить знания по данному вопросу, научиться выражать своё мнение;

Регулятивные:

– развить навыки умения выделения и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Рефлексивно-оценочный этап

-осмысление процесса и результатов деятельности

--подвести итоги урока.

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Ну и подводя итог нашего занятия, я хочу продемонстрировать для вас небольшую жизненную мудрость.

Банка - наша жизнь.

Ребята представьте, что банка это наша жизнь. (большие камни)

- Как вы думаете,  Полная ли банка?

Отвечают (если нет, то говорю, правильно сюда еще вместятся еще камни, но уже какие? Отвечают- более мелкие)

(мелкие камни)

_ А теперь?

Отвечают.

Досыпаю песка.

- Полная ли теперь банка?

Отвечают «Да»

- На этом примере я хотела вам показать, что  

Большие камни - это важнейшие вещи в жизни: семья, дружба, любовь, здоровье, забота о близких и т.д.

Фасоль - это те вещи, которые важны лично для каждого из нас: имидж, общественное положение, образование и т.д.

Песок - это все мелочи жизни отдых на море, куча денег, яхты, дорогие машины, украшения и т .д.

- Как вы думаете, что было бы, если бы мы сначала засыпали банку песком? 

Молодцы! Конечно, у нас для камней и фасоли не осталось бы места. Так же и в нашей жизни - растрачивая свое время на пустяки и мелочи, у нас не останется места для самого важного: семьи, любви и дружбы.

-Ребята для меня очень важно ваше мнение о том насколько интересно и комфортно вам было на сегодняшнем занятии. Для того чтобы это определить, я предлагаю вам выполнить упражнение

«Дерево чувств» 

     Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет - зелёного.

Закончить свое занятие я хочу словами Сократа

Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – моральные ценности. 

На этом наше занятие окончено. Огромное Спасибо за сотрудничество!!! Мне было очень приятно с вами работать.  До свидания!

Ответы детей.

У нас для камней и фасоли не осталось бы места.

Дети выбирают яблоки соответствующего цвета и приклеивают их на дерево.

Дети прощаются с педагогом.

Регулятивные УУД:

- умение дать оценку результатам своей и чужой деятельности.

Коммуникативные УУД:

-в ходе проведения рефлексии

определить уровень собственных достижений и затруднений.

Личностные: 

-развить навыки личностного, жизненного самоопределения;

- умение расставлять приоритеты.

Самоанализ

Свой самоанализ я хочу начать словами древнегреческого философа Сократа, который ещё 400 лет до н.э. говорил о подростках так:

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»                                                                          

Проблемы нравственного воспитания подростков всегда  были, есть и будут. Одним из направлений работы педагога- психолога является формирование жизненных ценностей учащихся.

-Данное занятие посвящено проблеме выбора нравственных ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей.

Тема моего занятия: «Самое ценное, что есть у меня …».

Тип урока: Занятие с элементами тренинга.

Занятие проходило с учащимися 8 класса.

Целью моего занятия являлось: создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним,  умения различать истинные и мнимые ценности.

Задачи 

Образовательные: 

-познакомить с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

-способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением моральных жизненных ценностей;

Развивающие:

-развивать морально -нравственные качества  через представления о собственных ценностях и праве на выбор своего жизненного пути;

Воспитательные:

-формировать  умение осознанного выбора важнейших жизненных ценностей.

Коррекционные:

-отрабатывать навык построения ответа на вопрос,

-развивать переключаемость внимания, наглядно-образное мышление, память, воображение, умение проявлять положительные эмоции.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-Использовать   полученную информацию для решения жизненных задач.

- Признавать общепринятые моральные нормы.

-формирование адекватного уровня самооценки,  

Регулятивные УУД:

-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки одноклассников и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

-вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, уважительное восприятие других точек зрения.

-выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения;

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.

 -самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации , устанавливать  соответствие поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение, классификация материала по разным основаниям.

Средства ИКТ и ресурсы, которые я применяла в ходе занятия: Мультимедийное устройство, ноутбук, презентация «Жизненные ценности», ватман, маркеры, ручки, карандаши, конверты с заданиями, карточки с наглядным материалом, магниты, пустая емкость, наглядный материал.

Технологии и формы работы, которые были применены в ходе занятия- это рассказ учителя,  психогимнастические упражнения, беседа, разбор ситуаций  и наглядных пособий, изобразительная деятельность, здоровьесберегающая деятельность, информационные технологии, технология сотрудничества. На протяжении всего занятия использовалась групповая форма работы.

Занятие состояло из 5 этапов, мотивационно- целевой, ориентировочный этап, проблемно- поисковый этап,  минутка отдыха, практический этап (составление проектов), рефлексивно-оценочный этап. Смена этапов происходила в логической последовательности – последующий этап «вытекает» из предыдущего.

На каждом из этапов была поставлена своя цель.

  1. На первом, мотивационно- целевом этапе, я поставила  для себя цель- создание благоприятного эмоционального настроя  и  мотивации для  дальнейшей работы. На мой взгляд, данная цель была достигнута. Ребята с удовольствием включились в работу и с легкостью пошли на контакт.

  1. На втором этапе (ориентировочный этап) целью было: самостоятельно определить и сформулировать тему урока. На данном этапе, так же цель была достигнута, ребята самостоятельно сформулировали.

  1. На третьем  проблемно- поисковом этапе целью было, через организацию групповой поисковой работы найти решение данных ситуаций. Рассматривая данный этап урока, я думаю, что для данного класса рассматриваемые ситуации были легко решаемы. На момент составления занятия уровень познавательной активности класса мне был неизвестен, и ограничение во времени.

В свое занятие я включила минутку здоровья, ведь  здоровьесбережение учащихся- это неотъемлемая часть образовательного процесса.

  1. В следующем практическом этапе целью было включения учащихся в активную проектную деятельность для закрепления новой полученной информации.

  1. На последнем итоговом этапе целью было осмысление процесса и результатов  деятельности учащегося и педагога. Результат рефлексии вы видите на доске.

На протяжении всего занятия прослеживается межпредметная связь с уроками обществознания, ОДНКР, ОБЖ и т.д.

Направление личностного развития в области

Планируемые результаты личностного развития

Регулятивных действий

Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательных действий

Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям.

Коммуникативных действий

ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Личностных действий

Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Психологическое занятие для подростков "Самое ценное, что у меня есть....жизнь" для 8-11 классов

Цель занятия: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу."Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет ник...

Психологическое занятие для подростков «Самое ценное, что у меня есть…

laquo;Самое ценное, что у меня есть…»Возрастная категория: 8-11 классыЦель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную ос...

Тренинг для подростков "Самое ценное, что у меня есть"

Тренинг разработан для обучающихся 7-9 классов. Основная цель тренинга: способствовать личностному осмыслению учащимися понятия "жизнь", ее ценностей, жизненных целей, осознанию ресурсов, ко...