Исследование изобразительно-графических способностей у дошкольников и младших школьников
методическая разработка

Поташинская Марина Викторовна

Проблема развития графо-моторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста - одна из актуальных проблем в современной логопедии. Необходимым условием для всестороннего развития личности ребенка, для дальнейшего обучения в школе является овладение навыком письма.

Недостаточный уровень сформированности графо-моторных навыков может оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. В ряде случаев несформированность этих навыков служит причиной ошибок на письме в школе, что в сою очередь приводит к снижению успеваемости обучающихся.

«Графо-моторные методики» позволят определить уровень сформированности изобразительно-графических способностей у младших школьников.

Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование изобразительно-графических способностей

у дошкольников и младших школьников

Графо-моторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Недостаточность графо-моторных навыков может оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Незрелость сложных форм зрительно-моторной координации наблюдается у большинства детей с дислексией и дисграфией, особенно в случаях наиболее тяжёлых нарушений.

Для оценки изобразительных способностей и состояния графических навыков используются следующие задания:

1. Тематический рисунок: а) дом, дерево, человек и б) человек.

2. Срисовывание фигур (изображения круга, треугольника, прямоугольника, ромба и трапеции), рисование фигур из графического теста Эллис.

«Графо-моторные методики»

  1. Тематический рисунок «Дом — дерево — человек».

Данное задание является адекватным для детей 5 лет и старше. Ребенку предлагается по вербальной инструкции, без образца последовательно нарисовать дом, дерево и человека. Интерпретация производится как с позиции степени зрелости графического символизма в рисунке (насыщенность существенными деталями, композиционная сложность), так и в плане оценки сформированности графо-моторных навыков и формообразующих движений, способности передать пространственные признаки предметов и их пропорции. Выраженная бедность детализации и примитивная структурная организация рисунка чаще свидетельствуют о незрелости наглядно-образного мышления и способности к символообразованию. Подобные недостатки обычно имеют весьма неблагоприятное прогностическое значение для усвоения письменной речи, особенно если этому сопутствует неполноценность метаязыковых функций. Недостаточность графо-моторных навыков обычно серьезно затрудняет освоение каллиграфии. Незрелость изобразительных и графомоторных навыков наблюдается при наиболее тяжелых формах дислексии (Корнев, 2003,2005).

Бальные критерии оценки зрелости рисунка «Дом – дерево – человек» приведены в Приложении №1, анализ рисунков в Приложении № 1.1. 

Каждый элемент предметного изображения оценивается по наличию или отсутствию значимых признаков, а затем полученные оценки суммируются. При наличии тех или иных погрешностей определенное число баллов вычитается из полученной суммы.

При нарушении параллельности линий в каком-либо изображении вычитается по 0,5 балла за каждое нарушение.

Оценка изображения дома

Оценка изображения дерева

По наблюдениям, низкие результаты в данном задании наблюдаются не только у детей с дислексией, но и у детей с первичным недоразвитием устной речи.

Рисунки «Дом, дерево, человек» и «Человек», выполненные здоровым ребенком 7 лет и 6 мес.

Рисунок «Дом, дерево, человек»,

выполненный ребенком 8 лет 6 мес.

Диагноз – дислексия, дисфазический вариант

http://pedlib.ru/books1/1/0306/image165.jpg

http://pedlib.ru/books1/1/0306/image166.jpg

Очень редко у детей с дислексией в рисунках встречается композиционная организация (наличие нескольких планов, элементы сюжета).

Рисунки «Дом, дерево, человек» и «Человек» детей с дислексией

(дисгнозический вариант)

а – рисунок ребенка 7 лет 6 мес.

б – рисунок ребенка 7 лет 9 мес.

http://pedlib.ru/books1/1/0306/image167.jpg

http://pedlib.ru/books1/1/0306/image168.jpg

Довольно часто рисунки непропорционально малы по сравнению с пространством листа бумаги.

Незрелость изобразительно-графических способностей является патогномоничной для дислексии, затрудняет освоение каллиграфии.

Кроме содержательной характеристики в рисунках оценивается и техническое исполнение. И. Шванцара (1978) описывает 5 признаков «органичности» в рисунках детей: наклон фигуры более чем на 15" от вертикальной оси, наличие двойных линий, прерывистых линий, дрожащие («трясущиеся») линии, неприсоединенные линии.

Наличие в рисунке двух и более признаков «органичности» является патогномоничным для резидуально-органических церебральных поражений у детей.

Бальные критерии оценки технического исполнения рисунка и анализ технического исполнения рисунка приведены в Приложении №2.

2. Срисовывание фигур.

Задание обладает довольно высокой диагностической способностью в отношение нарушений пространственного праксиса, недостаточной сформированности формообразующих движений, неполноценности зрительно-моторной координации. Е. Taylor (1959) предложила набор фигур для копирования, отобранный ею из существующих психометрических методик, наиболее адекватный, по ее мнению, для решения вышеуказанных задач (рис. 1).

Рис. 1

Без грубых погрешностей большинство детей воспроизводят по образцу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фигуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 — с 5,5 лет, фигуру 4 — с 6 лет и фигуру 5 — с 7 лет.

Срисованные геометрические фигуры оцениваются по пятибалльной системе в штрафных баллах (т.е. чем хуже качество, тем выше оценка).

3. Для детей старше 8 лет целесообразно использовать набор десяти фигур из графического теста Эллис (рис.2). Ребенку последовательно предлагают воспроизвести по памяти 10 геометрических фигур, каждая из которых сначала на короткое время предъявляется для запоминания.

Рис. 2

Фигуры воспроизводятся ребенком по памяти. В зависимости от степени погрешностей при воспроизведении фигур каждая оценивается в 1, 0,5 или 0 баллов. Затем оценки суммируются. Причинами снижения результатов в данном задании могут быть как диспраксия, конструктивная апраксия, так и зрительная агнозия.

Согласно существующим представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих трех факторов: а) зрительного восприятия; б) произвольной графической активности; в) зрительно-моторной координации (О. Ц. Галкина, Б. Ф. Ломов, Е. И. Игнатьев, Н. П. Сакулина).

При срисовывании наиболее распространены такие ошибки, как грубое искажение размеров и пропорций фигур, искажение величины углов.

Рис.3

Дефицит изобразительно-графических способностей принимает непосредственное участие в патогенезе дислексии, особенно на этапе усвоения звуко-буквенной символики.

Список литературы

  1. Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб: ИД «МиМ», 1997.
  2. Корнев А.Н., Нарушения чтения и письма у детей. – СПб: Речь, 2003.
  3. Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма/ ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей». М., 2019. – Режим доступа:

https://dyslexiarf.com/wp-content/uploads/2020/02/Metodicheskie-rekomendatsii-po-optimizatsii-sistemy-otsenivaniya-i-uluchsheniyu-organizatsii-psihologo-pedagogicheskoj-pomoshhi-obuchayushhimsya-s-narusheniyami-chteniya-i-pisma-1.pdf 

  1. Выявление нарушений оптико-пространственных функций у младших школьников с оптической дисграфией. – Режим доступа: http://www.covereducation.ru/areds-338-3.html 

Поташинская Марина Викторовна

                                                                                        учитель-логопед

МБОУ ШИ № 133 г. Новосибирска



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Бальные критерии оценки зрелости рисунка «Дом – дерево – человек»

Анализ рисунков

 Критерии

Баллы

а) Оценка изображения человека

Возможность узнать в изображении фигуру человека

0,5 балла

Наличие головы, ног, рук, туловища, глаз, носа, рта, одежды

по 1 баллу за каждую деталь

(парный орган оценивается

 в 1 балл)

Наличие пальцев, ушей, волос

по 2 балла

Наличие бровей, ресниц или шеи

по 3 балла

Если конечности имеют толщину (изображены двумя линиями)

2 балла

Изображение человека в профиль

2 балла

Правильное «прикрепление» рук и ног

по 1 баллу

б) Оценка изображения дома

Наличие хотя бы отдаленного сходства с домом

0,5 балла

Наличие окон, дверей и крыши

по 1 баллу

Изображение с элементами перспективы

0,5 балла

в) Оценка изображения дерева

Наличие крупных магистральных ветвей

1 балл

Наличие мелких ветвей, листьев

по 2 балла

Изображение рисунка коры

1 балл

Конусовидный ствол

1 балл

Ствол в виде прямоугольника

0,5 балла

Разветвленный ствол

2 балла

Схематичное изображение дерева

(«образ-клише»)

5 баллов

При нарушении параллельности линий

в каком-либо изображении

(вычитается по 0,5 балла за каждое нарушение)

– 0,5 балла

Каждый элемент предметного изображения оценивается по наличию или отсутствию значимых признаков, а затем полученные оценки суммируются. При наличии тех или иных погрешностей определенное число баллов вычитается из полученной суммы.

а) Оценка изображения человека – Максимум 15 баллов.

б) Оценка изображения дома – Максимум 6 баллов.

в) Оценка изображения дерева – Максимум 7 баллов.

По результатам исследований:

низкий уровень от 8 – 12 баллов;

средний уровень от 13 – 17 баллов;

высокий уровень от 18 – 25 баллов.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.1

Анализ рисунков

Фамилия, имя

Оценка изображения дома

Оценка изображения дерева

Всего баллов

Отдаленно похоже

имеются

Перспек-тива

крупные ветви

мелкие ветви

листья

кора

конусовид.

ствол

прямоуг. ствол

разветвлен. ствол

схематич. изображен.

Нарушен. параллельн.

окна

двери

крыша

0,5

1

1

1

0,5

1

2

2

1

1

0,5

2

5

– 0,5

Анализ рисунка

Фамилия, имя

Оценка изображения человека

Конечности имеют толщину

Человек в профиль

Пра-вильное прикреп-ление

Всего баллов

Фигура узнаваема

в изображении имеются

голова

ноги

руки

туловище

глаза

нос

рот

одежда

пальцы

уши

волосы

брови

ресницы

шея

рук

ног

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

3

3

2

2

1

1



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Бальные критерии оценки технического исполнения рисунка

(по И.Шванцара)

Техническое исполнение рисунка

 Критерии

Баллы

Признаки органичности (по И.Шванцара)

наклон фигуры более чем на 15" от вертикальной оси

1балл

наличие двойных линий

1балл

наличие прерывистых линий

1балл

дрожащие («трясущиеся») линии

1балл

неприсоединенные линии

1балл

Наличие в рисунке двух и более признаков «органичности» является патогномоничным для резидуально-органических церебральных поражений у детей.

Анализ технического исполнения рисунка

Фамилия, имя

Оценка признаков органичности

Всего баллов

наклон фигуры >15"

двойные линии

прерывистые линии

дрожащие линии

неприсое-диненные линии

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг дошкольников и младших школьников в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Целью организации и проведения спортивного досуга в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних является желание вести здоровый образ жизни, развитие умения элементарного самоконт...

Игры для обучения дошкольников и младших школьников английскому языку

Игры помогут учителю в непринужденной обстановке обучить младших школьников и дошкольников английскому языку...

Сценарий спектакля для дошкольников и младших школьников "Как Зайчонок тайны воды познавал".

В этом спектакле много интересных мизансцен с юмором и задоринкой, которые сочинили дети. А главный герой спектакля - Родничок поведет вас за собой в разные времена года! Посмотрев этот спектакл...

Обучение дошкольников и младших школьников иностранному языку.

Материал содержит информацию о том, когда лучше начинать изучать иностранный язык, какие формы выбрать для эффективного усвоения детьми материала, адреса сайтов, содержащих обучающие игры для детей....

Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации для дошкольников и младших школьников.

Данные рекомендации посвящены методике проведения занятий при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста аппликации и предназначены педагогам дополнительного образования учебных групп, р...

Сценарий спортивной игры "Мой весёлый звонкий мяч" (для дошкольников и младших школьников)

Спортивная игра разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Содержит интересные эстафеты и игры с мячом....

Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»

 Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет),  посещают детский сад. Кроме того, ...