Выступление на педсовете. Тема: «Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому»_29.10.2020
учебно-методический материал

С позиции социальной психологии, семья – это малая социаль­ная группа, немногочисленная по составу, объединённая общей деятель­ностью и находящаяся в непосредственном личностном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных привязанностей и отноше­ний.

         Будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, семья прини­мает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Для ребёнка семья – целый мир, в котором он живёт, растёт, вступает в опреде­лённые отношения с родителями, оказывающими на него как по­ложитель­ные, так и отрицательные влияния.

         Именно в семье, при взаимодействии с родителями, ребёнок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует адаптации в широ­кой социальной среде. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспи­тания, мировоззрение и идеалы в большинстве своём являются для ре­бёнка теми ориентирами, которые формируют его ценности, остающиеся ос­новой образцов поведения и во взрослой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  КЛИН»

__________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02  

Доклад на педсовете на тему:

«Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому»

Учитель:

Тихомирова Ирина Александровна

29.10.2020

        Слайд 1. С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, объединённая общей деятельностью и находящаяся в непосредственном личностном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных привязанностей и отношений.

        Будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, семья принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Для ребёнка семья – целый мир, в котором он живёт, растёт, вступает в определённые отношения с родителями, оказывающими на него как положительные, так и отрицательные влияния.

        Именно в семье, при взаимодействии с родителями, ребёнок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует адаптации в широкой социальной среде. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоззрение и идеалы в большинстве своём являются для ребёнка теми ориентирами, которые формируют его ценности, остающиеся основой образцов поведения и во взрослой жизни.

        Слайд 2. Существует множество классификаций стилей семейного воспитания, за основу которых взяты различные критерии взаимоотношений внутри семьи.

В традиционной классификации представлены четыре основных типа семейного воспитания: авторитарный (властный), демократический (уважающий), потакающий (гиперопека), попустительский (равнодушный).

Наиболее гармоничным стилем семейного воспитания является демократический стиль. Он представляет собой сочетание дисциплины и уважение свободы ребенка. Взрослые не ущемляют права детей, а у них, в свою очередь, есть ряд обязанностей. Внутри семьи устанавливаются близкие доверительные отношения. В результате дети вырастают общительными,   уверенными в себе и самостоятельными.

        Благоприятный климат в семье, любовь и уважение – это то, что нужно ребёнку, чтобы с радостью познавать мир.

         Трудности, которые испытывают родители воспитывающие ребёнка с РАС значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение такого ребёнка функционально деформирует её. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут все члены семьи.

        Появление аутичного ребёнка,  безусловно, является стрессом для родителей, но значимость семьи для развития личности и социализации этого ребёнка не отрицается, а наоборот, возрастает в несколько раз.  Невозможно помочь такому ребёнку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательная. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребёнок может пройти только вместе с родными.  Члены семьи обеспечивают ему условия жизни, опеку, воспитание и образование, стараются, по мере возможностей ребёнка, передавать свой опыт, обучают нормам общественной жизни. Семья создаёт условия, которые включают в действие компенсаторные механизмы ребёнка и способствуют мобилизации и реализации психических и физических ресурсов.

        Хочу поделиться опытом своей работы взаимодействия с семьей, в  которой растет ребенок с РАС.

        Слайд 3.  Я работаю с М. Юлией, ученицей 4 класса два года.

        Юлия поступила в 1 класс. У девочки преобладали признаки повышенной нервозности: не выполняла требования учителя; после больших усилий учителя открывала тетрадь, брала ручку, но отказывалась выполнять работу со словами «Не буду!», «Позанималась!». На контакт с учителем и детьми не шла. Маме Юлии было предложено присутствовать на уроках, ей приходилось громко дублировать слова учителя, девочка начинала нервничать, выражать недовольство.

        С 3-ей четверти  Юлия приступила  к надомному обучению в общеобразовательной школе. И в этом случае на контакт с учителем не пошла, на просьбы  реагировала бурным отказом. К выполнению заданий приступала с помощью мамы, её наводящих вопросов. Маме было предложено  провести обследование  ребенка на территориальной   психолого-медико-педагогической комиссии.  

        По результатам обследования девочке было рекомендовано обучение по АООП для обучающихся РАС с легкой умственной отсталостью.

Конечно  учитывая специфику ребёнка, не зная семью, невозможно предположить, как сложатся отношения с ребёнком и семьёй в целом.

На первом месте стояла задача не только вызвать доверие, как ребёнка, так и всей семьи, но и сориентировать родных на постепенное и последовательное включение в процесс коррекционной работы. Не могу точно сказать, что этому поспособствовало, но при знакомстве сразу установился  контакт с ребёнком, возникла эмоциональная связь. В дальнейшем я старалась не разрушить это хрупкое взаимодействие. Конечно занятия с аутичным ребёнком требуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того потребуется большое терпение, интуиция и любовь. Если удастся заглянуть внутрь ребёнка, понять мир его чувств и переживаний, вы станете ему настоящим другом.

На данном этапе осуществляется ознакомление родителей с методами и приёмами работы, углубление и расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей с РАС, участие в практическом обучении, наблюдение в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами за динамикой развития ребёнка. По моей просьбе в комнате девочки была выделена учебная зона, где все всегда находилось в определенном порядке и способствовало формированию стереотипа учебного поведения. Например: я рекомендовала приобрести «Календарь природы» и каждое утро, не зависимо от расписания уроков, выставлять картинки, соответствующие погоде. Теперь Юля делает это сама, без каких либо напоминаний. Слайд 4. Девочка очень любит работать с пластилином. Она одевает своих кукол миниатюр соответственно погоде в одежду из пластилина. 

Вторым этапом явилось выстраивание программы коррекции и развития. На протяжении работы с семьёй наблюдаю благотворное влияние на развитие девочки, понимание родными  внутреннего мира, проблем и переживаний ребёнка. Моя ученица проживает с мамой и бабушкой. Видя, в какой гармонии живут три поколения, учитывая, что Юля особенный ребёнок, восхищаюсь мудростью этой семьи.

        Учебный и воспитательный процесс благодаря доброжелательности и отзывчивости семьи проходит в благоприятной обстановке.

        В процессе внимательно наблюдаю за поведением ребёнка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это конечно непростая задача, но очень важная. На попытку ребёнка вступить в контакт, он не должен увидеть непонимание.

        Не всегда удаётся понять поведение ребёнка во время занятия, воспроизвести его непонятные высказывания. Поэтому в некоторых ситуациях полезно участие мамы. На моих уроках мама или бабушка присутствуют достаточно часто, но при этом  больше являются слушателями и наблюдателями. Не вмешиваются в ход урока, но в ситуации затруднения приходят на помощь (найти нужный предмет, или выступать в качестве переводчика).

        Одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность и эмоциональную сферу, является дидактическая игра. В такие игры мною привлекаются и родные ученицы.

Слайд 5. Например:

Урок письма и развития речи:

  • «Перевёртыши» Карточки со слогами у каждого участника. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
  • «Анаграммы» Занятие улучшает концентрацию внимания, развивает оперативность обработки полученной информации. Анаграммы помогают повысить активность мозга, улучшить память и концентрацию внимания.
  • «Прятки» Ребёнок учится воспринимать всё слово целиком. Выделение слов. Карточка для каждого участника. Выигрывает выделивший больше слов. (эждламалинайъхзмашинатмбякартинайэждквартираъ)

Слайд 6.   Урок математики:

  • «Танграм» Геометрическая головоломка развивает пространственные представления, конструктивное мышление, логику, воображение и сообразительность.
  • Игра по принципу «Крестики - нолики» Способствует развитию быстроты реакции, логического мышления, сообразительности и формирует у детей умение соблюдать правила игры. Укрепятся и детско-родительские отношения.
  • Слайд 7. Труд  Совместное проектирование ванной комнаты.
  • Слайд 8.  Рисование    Я хочу показать изменения в творческих работах Юлии за время наших занятий.

        Такой подход не нарушает учебный процесс, а зачастую значительно повышает эффективность занятия, ведь наблюдая за ходом урока, родители используют некоторые приёмы при выполнении домашнего задания.                Семья Юлии стремиться жить полноценно и находить радость в развитии ребёнка. Девочка не растёт изолированно, посещает занятия психолога в детском центре, контактирует с детьми во время прогулки. Ребёнок не подвержен гиперопеке, Юлии прививаются элементарные навыки самообслуживания и самоконтроля, благодаря этому развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности и самостоятельности. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом» с ребёнком. Приходя на занятие,  ребёнку даётся право выбора,  с какого предмета начать работу. Это позволяет активизировать внимание ребёнка, направить его в нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.        

        ВЫВОД

        Взрослые реально оценивают особенности Юлии, видят,  понимают и уважают её индивидуальность. Семья приняла диагноз ребёнка, не стесняется проблем девочки, не скрывает нюансы поведения. В семье соблюдается главный принцип – интересы ребёнка. Юлю не сравнивают с другими детьми, адекватно оценивают реальный уровень её развития, её особенности, ориентируются на динамику её достижений, а не возрастные нормы. Не стремятся сделать её более «удобной» и внешне адекватной. Мама Юлии не конкретизируется только на том, чего она хочет в принципе добиться от своего ребёнка, она знает и учитывает возможности и склонности дочери, что является важнейшим условием успешного развития. Наблюдается гибкость родительской позиции, готовность и способность изменения стиля общения,  способов воздействия на ребёнка по мере взросления. Отсутствует «закостенелая» позиция, неизбежно ведущая к барьерам в общении, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на требования. Мама и бабушка всегда прислушиваются к рекомендациям, которые даю я и другие специалисты нашего учреждения (психолог и логопед).

        В конце своего выступления хотелось бы сказать, что от того, какую роль ребенок занимает в семье и как складывается его общение с родственниками, напрямую зависит, каким он станет в будущем, как будет смотреть на мир и взаимодействовать с окружающими людьми. Не учитель главный человек в образовании и воспитании ребенка с РАС, а родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.

С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...

«Совместные занятия родителей и ребёнка с расстройством аутистического спектра обучающегося на дому». Выступление на педагогическом совете.

Стили семейного воспитания. Опыт работы взаимодействия с семьёй, в которой растёт ребёнок с РАС. Дидактическая игра - эффективный приём, активно воздействующий на познавательную деятельность и эмоцион...

Статья на тему: Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС)  – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расс...

Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)

Консультация для учителей, воспитателей, тьюторов, ассистентов...

«Игра в жизни ребёнка с расстройствами аутистического спектра»

Рекомендуется для родителей, педагогов, психологов...

Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)

Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются тогда, ко...