«Деятельность тьютора в образовательной организации при оказании поддержки ребенку с РАС»
статья

Рыченкова Елена Викторовна

В статье представлены теоретические основы деятельности тьютора, описан вариант организации работы тьютора в конкретной организации, подобраны литература и интернет-ресурсы, раскрывающие данную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Деятельность тьютора в образовательной организации

при оказании поддержки ребенку с РАС»

  1. Актуальность.

Л.С.Выгодский определял понятие инклюзивного обучения как педагогическую систему, органично соединяющую специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, бтологических дефектов развития, и обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.

Развитие инклюзивной практики в российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), возможностьвыбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с инвалидностью и ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваься к жизни они смогут в обычной школе.

Не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках корреционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.

Именно поэтому тьютор должен обладать всеми перечисленными качествами.

Безусловно, задачами работы тьютора заключается в создании комфортных условий для нахождения ребенка с ОВЗ в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс, организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок, особый режим, временная организацияя образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Он должен социализировать, включить ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, сформировать положительные межличностные отношения в коллективе. Именно тьютор должен помочь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодолении затруднений в обучение, адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

Но успешность и эффективность работы тьютора в большой степени зависит от умения взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса. Деятельность тьютора в рамках сопровождения особого ребенка — эо всегда работа в междисциплинарной команде.

Именно поэтому считаем необходимым рассмотреть в данной работе деятельность тьютора в образовательной организации как условие эффективной поддержки ребенка с РАС.

1.2. Задачи данной работы:

- определить цели и содержание взаимодействия тьютора, сопровождающего ребенкас РАС, со всеми участниками образовательного процесса

-показать взаимосвязь эффективности работы тьютора по сопровождению обучающегося с РАС от системы междисциплинарного взаимодействия в образовательном учреждении.

1.3Анализ источников, раскрывающий сущность работы тьютора.

Тьютор должен владеть специальными компетенциями:

- способность управлять деятельностью сопровождаемого,

- способность мотивировать сопровождаемого  на образовательную деятельность,

- способность организовывать события и активизировать сопровождаемого,

- готовность к интеграции и сетевому взаимодействию,

- Способность аккумулировать ресурсы, необходимые для решения поставленных задач сопровождаемого,

- способность решать нестандартные задачи,

- обладание коммуникативной культурой,

- способность реализовывать образовательные предложения в качестве ресурсов для построения  индивидуальной образовательной программы.

Понятно, что для того, чтобы педагог смог работать тьютором, ему необходимо дополнительно повысить уровень своей компетенции. В первую очередь, он должен изучить специфические особенности детей, с которыми ему предстоит работать. Мы рассматриваем работу с детьми с расстройством аутистического спектра. Приведем несколько источников в литературе, которые раскрывают особенности развития  ребенкас РАС и работы с ним.

-Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи

Одна из самых известных отечественных книг, посвященная вопросам диагностики и коррекционной помощи детям с РАС. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. В книге также представлена авторская классификация аутизма.

  1. -Нуриева Л.Г. Развитие речи у детей с РАС

Пособие посвящено вопросам развития речи у аутичных детей, в т.ч. таким сложным вопросам, как вызов речи, формирование пассивного словаря у детей с тяжелыми формами аутизма, коррекции звукопроизношения, грамматической структуре речи и пр. Прилагается комплект карточек для обучения детей способам альтернативной коммуникации. Книга будет полезна как тьюторам, так и логопедам, дефектологам, специалистам, работающим с детьми с РАС и родителям.

  1. -Янушко Е. Игры с аутичным ребенком

В пособии даны конкретные рекомендации по созданию контакта с аутичными детьми методами игровой терапии. Автор делится классификацией игр аутичных детей и описывает конкретные задания и упражнения для формирования устойчивого интереса к совместной деятельности у особого ребенка. Книга будет полезна коррекционным педагогам, психологам и родителям детей с РАС.

В сборнике Битовой А.Л. « Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации.»  представлены описания различных современных форм и методов работы с ребенком, имеющим нарушения развития, и его семьей. Рассматриваются разные виды терапии (игровая, песочная, мульттерапия) и коррекции (формирование предметно-практической деятельности, логопедические занятия, обучение альтернативной и дополнительной коммуникации, математике и чтению и др.), а также некоторые формы интеграции и социализации особого ребенка в группе сверстников. Представлен взгляд специалистов на будущее особого ребенка и системы лечебно-педагогической помощи.

- Делани Тара. Развитие основных навыков у детей с аутизмом

Автор книги предлагает систему игр, полезных для развития у детей с РАС различных навыков – от элементарных до самых сложных. Игры классифицированы по типам и уровням навыков, помогают развивать сенсорную систему, крупную и мелкую моторику, речевые и коммуникативные способности ребенка и тем самым создают условия для его адаптации в различных жизненных ситуациях, в том числе в общении с окружающими людьми и при обучении в школе.

-Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

Книга посвящена теоретическим и практическим аспектам работы с аутичными детьми и отражает опыт как автора, так и его зарубежных коллег. Книга адресована коррекционным педагогам, психологам и родственникам детей с РАС.

-Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети

В данной книге дается система помощи семье, воспитывающей особого ребенка. Описываются стадии принятия диагноза, особенности реакции всех членов семьи, а также намечены пути помощи, которые могут быть полезны семье на каждом из представленных этапов. Книга будет полезна семейным и коррекционным психологам, дефектологам и всем, кто интересуется темой помощи семье ребенка с ОВЗ.

Огромным подспорьем для тьютора является Федеральный ресурсный центр «Аутизм» https://autism-frc.ru/ 

. На сайте этого Центра размещены программно-методические материалы, а такжк видеозаписи  мероприятий, проводимых именно для тьюторов:

и многие другие мероприятия.

  1. Практическая часть.

Считаю, что факторами, определяющими содержание и специфику деятельности тьютора, являются:

- специфика нарушений развития ребенка,

- уровень его активности,

- степень готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадия включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики,

- степень подготовленности педагогического коллектива, возможность дополнительного образования,

- степень заинтересованности в коррекционном процессе родителей,

- уровень профессиональной компетентности самого специалиста.

Таким образом, мы видим, что сам по себе тьютор мало что может сделать. Только работа в команде и создание системы работы в образовательной организации могут стать гарантией успешной работы с сопрвождаемым ребенком. Но тьютор, как специалист может стать организующей силой работы этой команды.

Расскажу об опыте работы по сопровождению ребенка с РАС. Работаю учителем начальных классов в МАОУ «Средняя школа №2  г.Валдай». Особенностью моей работы является, что ребенок с РАС учится в классе для детей с глубокой умственной отсталостью. Поскольку в классе обучаются дети с разными  диагнозами, да и класс находится в общеобразовательной массовой школе, то и задачи, как тьютора ставлю перед собой, соответствующие инклюзивному обучению ребенка с РАС в массовой школе. Выделяю в своей работе следующие этапы:

  1. Сбор информации о ребенке.

Знакомлюсь с документами, предоставленными родителями ребенка: заключение ПМПК, справка МСЭ, ИПРА.

Условия территориальной близости ПМПК, Филиала №2 ГОБУ «Новгородский  областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» позволяет мне до беседы с родителями пообщаться со специалистами (логопед, дифектолог, психолог), которые занимались с ребенком в раннем и дошкольном возрасте. Беседа с ними позволяет мне составить представление об особенностях ребенка, его эмоциональном и психологическом состоянии. Считаю, что эта информация очень важна для тьютора, так как мнение родителей, которое в последствии, безусловно, будет изучено, чаще всего субъективное. Кроме того, указанные специалисты помогают мне понять, на каком этапе принятия находятся родители ребенка. Это дает мне возможность понять, как скоро родители станут партнерами и помощниками в социализации и развитии ребенка.

Далее знакомлюсь с родителями. Первую встречу провожу, по возможности, без ребенка. Вместе с родителями мы заполняем опросник, в котором фиксируются особенности зрения, слуха, коммуникации, речевых навыков, физичекого развития, крупной и мелкой моторики, навыки самообслуживания, поведение, ориентировка в пространстве, начальные академические навыки.

После этой встречи мы с родителями договариваемся о встрече с ребенком.Но на этой встрече я буду пассивным, сторонним наблюдателем. Проходит она либо на детской площадке (если у семьи есть опыт прогулок там), либо в любой другой привычной для семьи обстановке. Моя цель посмотреть на способы взаимодействия родителей с ребенком, на особенности поведения будущего подопечного.

В конце этого этапа мы встречаемся с учителем, который будет работать в классе.Обсуждаем вместе всю информацию, полученную в результате проведенной работы.

  1. Наблюдение за ребенком.

Родители вместе с ребенком приглашаются в школу. Обычно первую встречу мы проводим в игровой. Вместе с учителем мы наблюдаем за поведением ребенка в незнакомой обстановке, отмечаем особенности, которые до этого нигде не были отмечены. Знакомим родителей с классом, игровой, другими помещениями школы.С этого момента начинаем вести дневник наблюдения за ребенком.

  1. Анализ проблемного поведения, выявление основных трудностей.

По накопленной информации о ребенке определяем, какие основные проблемы в поведении ребенка отмечены и требуют решения, каким способом будем их решать. При работе над этим вопросом  я вновь обращаюсь к специалистам, которые работали с ребенком в дошкольном возрасте.

  1. Заседание ППк с целью выработки рекомендаций и составление индивидуального образовательного маршрута совместно с другими специалистами. Определяются направления работы психолога, учителя-логопеда, тьютора, учителя класса, родителей. Обсуждаются, какие жизненные компетенции необходимо сформировать у ребенка в первую очередь.
  2. Решение поставленных задач. На этом этапе идет постоянное взаимодействие тьютора с участниками образовательного процесса. С учителем — это ежедневная работа по адаптации учебного материала к возможностям ребенка, по обсуждению условий включения его в работу класса.

Деятельность тьютора включает в себя

- модификацию используемых учителем класа учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста рисунками, упрощение языковых конструкций и т. п.), подбор визуальной поддержки деятельности ребенка,

- модификацию ресурсов: использование альтернативных источников подачи и восприятия учебной информации, организация помощи другими сверстниками или родителями.

На уроке даю ребенку дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания, перефразирую инструкцию уителя, делая ее доступной для понимания подопечного, даю индивидуальные задания, помогаю разными способами выполнять задания учителя класса (предоставление образца, совместное выполнение), вырабатываю навык совместного письма и другие навыки разными приемами (напрмер, рука в руке), исполняю роль «напарника» в учебных диалогах в т.ч. в невербальных, дроблю инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных. Также помогаю находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делаю это вместе с ним,

Одной из важных задач тьютора на всех этапах пребывания ребенка в школе считаю недопущение нежелательного поведения. Это удается благодаря наблюдению за ребенком и пониманию факторов, провоцирующих нежелательное поведение. Для этого использую визуальное расписание, работа с таймером, наушники для снижения шумовой нагрузки, выход из класса для снятия напряжения.

  1. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии. Работа ведется совместно со всеми, специалистами, работающими с ребенком. Она может проходить в учебном процессе, с целью решения конкретной ситуации, а также на плановых и внеплановых заседаниях ППк.  
  2. Выход тьютора из системы сопровождения.

Данный пункт в нашей работе зависит от особенностей подопечного. Одному ребенку работы с тьютором достаточно на период адаптации в первый год обучения, а другой может заниматься с тьютором несколько лет. Это определяется уровнем сформированности жизненных компетенций и универсальных учебных навыков.

Лист оценки универсальных учебных навыков

Ф.И. обучающегося Ульяна Т.

Уровень сформированности навыка

1

Мотивация к учебной деятельности

Октябрь

Декабрь

Май

Иногда демонстрирует протестные реакции

0

1

Часто демонстрирует протестные реакции

2

1

2

Соблюдение норм и правил поведения

Соблюдает школьные нормы и правила поведения только при постоянном контроле взрослого

0

1

Не соблюдает большинство правил поведения в школе и общественных местах

2

1

3

Самостоятельность

Нуждается в сопровождении тьютора только в некоторых ситуациях, на некоторых уроках

Нуждается в постоянном сопровождении и помощи тьютора

2

2

1

4

Овладение начальными навыками адаптации к изменениям

Всегла демонстрирует негативные реакции на конкретные единичные изменения.

2

2

1

Иногда демонстрирует негативные реакции на изменения, легко успокаивается

5

Умение ориентироваться в пространстве класса, школы.

Самостоятельно ориентируется в пространстве класса.

0

1

Ориентируется в пространстве класса с помощью визуальных подсказок.

1

6

Умение оганизовать учебное пространство

Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте, ориентируется на фронтальную инструкцию. Иногда нуждается в помощи.

0

0

0

Готовится к уроку и соблюдает порядок на рабочем месте при частичной помощи, ориентируется на персональную иструкцию.

0

1

2

7

Умение принимать учебную задачу

Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в персональной неоднократно повторенной учебной инструкции.

2

2

1

Не приступает к выполнению задания самостоятельно. Нуждается в физической поддержке взрослого

2

2

1

8

Умение сохранять учебную задачу

Эпизодически прекращает выполнение задания. Нуждается в  постоянном внешнем побуждениик продолжениюучебной деятельности

1

1

Нуждается в  постоянном внешнем побуждениик продолжению учебной деятельности

2

1

1

9

Способность добиваться результата

Не начинает выполнять задание, если оно ему кажется сложным и не обращается за помощью

2

1

0

10

Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми

Эпизодически включается в совместную деятельность, но быстро теряет интерес.

0

1

1

11

Использование коммуникативных средств

Способен выражать просьбу, отказ,просить помощь доступными средствами при наличии поддержки со стороны взрослого.

Эпизодически использует крик или др.формы нежелательного поведения.

0

1

Не владеет навыками выражения просьб, либо использует нежелательные формы поведения.

2

2

1

12

Умение организовать собственную деятельность

Нуждается в незначительной помощи со сторонывзрослого при организации деятельности. Самостоятельно, либо после подсказкивыбирает себе простое занятие

Может быстро пресыщаться и менять один вид деятельности на другой.

1

Самостоятельно организовать собственную деятельность не может. Способен заняться какой-либо деятельностью при постоянном внешнем стимулировании со стороны взрослого.

2

2

1

Вывод.

Таким образом, мы показали  цели и содержание взаимодействия тьютора, сопровождающего ребенкас РАС, со всеми участниками образовательного процесса.

Результаты наблюдения за формированием универсальных учебных навыков в первый год обучения доказывают взаимосвязь эффективности работы тьютора по сопровождению обучающегося с РАС от системы междисциплинарного взаимодействия в образовательном учреждении.

  1. Список литературы.

1. Вишнякова Е.А. Методические рекомендациис моделями тьюторскогосопровождения по обучениюдетей с ОВЗ/сост.Е.А.Вишнякова. Липецк:ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017.

2.Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности : учебное пособие. Практикум / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2016.

3.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.:Теревинф, 2012.

4.Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическомувоздействию. Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

4.Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года  №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего  образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года  №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего  образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

6.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от.23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

7.Федеральный ресурсный центр «Аутизм» https://autism-frc.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы оказания поддержки ребенку без излишней похвалы.

Способы оказания поддержки ребёнку без излишней похвалы.Работа с родителями - Рекомендации родителям1. Старайтесь высказывать своё личное мнение: «Мне нравится...». « Я ценю.. .», «Мне здорово п...

Этапы деятельности школьного консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.

отличительные  формы деятельности специалистов консилиума ОУ от деятельности специалистов в составе психолого-медико-педагогической комиссии.  Этапы сопровождения....

Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности

Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности...

Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности

Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности...

Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

Имеющийся на сегодняшний день прак­тический опыт обучения детей с РАС пока­зывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адапта­ции и социализации обучающихся с РАС, д...

Инновационный современный сервис «РОСТ» в рамках развития единой электронной информационной образовательной среды по оказанию поддержки и консультационной помощи родителям ДОУ.

26.09.2023г. в МБОУ лицей №10 г.Химки ДО "Рябинушка" состоялось методическое объединение воспитателей подготовительных групп по теме "Коррекционно-развивающая работа и инклюзивное образ...