Психолого – педагогический проект «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ младших дошкольников через использование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
проект

Дурманова Наталья Александровна

Актуальность проекта

обусловлена построением новой модели ДОУ:

• Разработка и внедрение новых подходов к развитию умственных способностей детей;

• Желание родителей поднять уровень умственного развития детей, укрепить их здоровье, подготовить к обучению в школе;

• Создание системы интегративного образования в ДОУ.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях. Проблема здоровья не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_po_zdorovesberezh.docx61.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» города Сухиничи

Психолого – педагогический проект

«Развитие умственных способностей младших дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»

                                                   Выполнили: учитель-      

                                                                                 логопед  Вдовина Е.В.,  

                                                                                 педагог- психолог

                                                                                 Дурманова Н.А.,

                                                                                 воспитатели: Полевая Н.А.,            

                                                                                 Царева Г.Н.

СУХИНИЧИ, 2019

Актуальность проекта

обусловлена построением новой модели ДОУ:

• Разработка и внедрение новых подходов к развитию умственных способностей детей;

• Желание родителей поднять уровень умственного развития детей, укрепить их здоровье, подготовить к обучению в школе;

• Создание системы интегративного образования в ДОУ.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях. Проблема здоровья не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи.

Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств (Н. Сладкова, 1998; О.В. Решетняк, Т.А. Банникова, 2002). Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н.Т. Терехова, 1989; А.В. Запорожец и др., 1980; А.П. Ерастова, 1989).

В.А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма».

Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э. Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на интеллектуальный рост и нервно-психическое развитие ребенка. Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и интеллектуальное развитие.

В нашем учреждении большое внимание уделяется созданию и постоянной модернизации предметно развивающей среды, позволяющей педагогам, специалистам осуществлять дифференцированный подход с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей детей. Создание условий для свободной двигательной деятельности детей при проведении оздоровительных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка.

Осознание педагогическим коллективом необходимости решения специфических задач по вопросам здоровьесбережения воспитанников с нарушениями речи, задержкой психического развития, коррекцией физического развития в образовательном пространстве ДОУ потребовало интеграции деятельности всех специалистов. Большую роль в этом играет проектная деятельность педагогов при подготовке к занятиям, которая позволяет педагогам всесторонне проанализировать и спрогнозировать методы и приемы, запланированные на занятии, которые будут учитывать все индивидуально-типологические и возрастные особенности дошкольников, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

В связи с этим специалисты детского сада и медицинский персонал разработали проект по умственному развитию младших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. Сюда вошли: технологии сохранения и стимулирования здоровья: дыхательная гимнастика, артикуляционная, психомышечная гимнастика; технологии обучения здоровому образу жизни: игровые тренинги; коррекционные технологии: психогимнастика, логоритмика, песочная терапия, игротерапия.

                                                         Новизна проекта.

Творческий подход к взаимодействию специалистов ДОУ, позволяющий систематизировать имеющийся материал по здоровьесбережению и умственному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость.

Дети получают валеологические знания, навыки сознательного отношения к своему здоровью, овладеют приемами самомассажа, релаксации, дыхательной гимнастики. Использование разных видов игр способствует умственному развитию и речи детей, формированию потребности в двигательной активности.

Цель проекта. Создание модели взаимодействия специалистов ДОУ и воспитателей для развития умственных способностей младших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи проекта:

  • Повысить качество дошкольного образования посредством развития умственных способностей детей.
  • Активизировать деятельность педагогов по внедрению в практику современных здоровьесберегающих технологий и методик.
  • Формировать у детей потребность в двигательной активности.
  • Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.

Тип проекта: психолого-педагогический, творческий, игровой.

Участники: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, дети младшего дошкольного возраста, родители.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап. 

Изучение нормативно-правовой документации и информационно-методической литературы по теме проекта, подготовка дидактических игр и пособий.

Основной этап.

Взаимодействие специалистов ДОУ и воспитателей с целью развития умственных способностей у младших дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий, согласно разработанному перспективному тематическому планированию (план прилагается).

Заключительный этап.

Совместный спортивно-интелектуальный досуг для детей и родителей. Мониторинг уровня удовлетворенности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Обобщение и распространение опыта работы по теме проекта.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ.

Учитель-логопед

Педагог-психолог

                    Воспитатели

1-я неделя. Тема «Моя семья»

Цель. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

  • Игра «С кем ты живешь?».
  • Дидактические игры: «Назови ласково», «Четвертый – лишний».
  • Пальчиковая гимнастика: «Поможем дедушке строить дом», «Моя семья».
  • Подвижная игра «Узнай имя мамы».
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Дыхательная гимнастика «Мама кормит малыша».
  • Фонематическая ритмика «Звук А».

Цели. Воспитывать чувство привязанности к своей семье.

Формировать эмоциональную раскрепощенность при информировании о себе. Развивать умение рассуждать.

  • Пальчиковая гимнастика «Это я, это я – это вся моя семья».
  • Рисуночный тест: «Рисунок человека», «Моя семья».
  • Дидактическая игра «Чья одежда».
  • Сюжетно-ролевая игра  «Семья».
  • Релаксация «В мире звуков».
  • Элементы Психогимнастики.
  • Изучение движений танца под музыку.

Цель: формировать представления о семье

 и её членах, о доброжелательных

отношениях родных людей; об эмоциональ-

ном состоянии членов семьи; форми-

ровать понятие: мой дом, моя семья.

Показ презентации «Моя семья»

 Театрализованная игра «Волк и козлята»

 Художественно- эстетическое развитие

(аппликация) «Ладошка» (определение люби-

мого члена семьи)

Чтение стихотворение Я. Акима «Мама»

 Выпуск газеты «Спортивная семья»

Работа с родителями.

1. Фотовыставка «Моя семья».

2. Оформление папки-раскладушки «Организация двигательной активности с детьми».

Планируемые результаты. У детей сформированы знания о семье, о своей принадлежности к семье, умение рассуждать, делать умозаключения. Дети проявляют активность при участии в подвижных играх, выполнении простейших танцевальных движений.

                                                         2-я неделя. Тема «Весеннее пробуждение»

Цель. Обобщать и систематизировать знания детей о признаках весны, учить наблюдать за изменениями в природе. Упражнять в образовании глаголов в настоящем и будущем времени, в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных

  • Дидактические игры: «Подбери признак», «Скажи ласково», «Подскажи словечко».
  • Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
  • Пальчиковая гимнастика: «Капель», «Ласточка».
  • Су-Джок «Ежик».
  • Дыхательная гимнастика «Проснулся жук».
  • Подвижная игра «Веснянка».
  • Фонематическая ритмика «Звук О».

Цели. Учить устанавливать причино-следственные связи. Совершенствовать умения выражать свои мысли, аргументировать высказывания. Воспитывать навыки

тесного сотрудничества со взрослыми

 и сверстниками.

  • Приветствие «Птички».
  • Дидактическая игра «Чего не хватает?», «Что было, что стало?».
  •  Подвижная игра «Солнышко и дети».
  •  Творческий этюд «Земляничка растет», «Смелый огуречик».
  • Релаксация «В мире звуков».
  • Музыкотерапия (прослушивание музыки и изучение движений танца «Смайлики» под музыку).

Цель: Способствовать развитию познаватель-

ной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках вес

ны.

. ФЦКМ «Волшебный весенний лес»

. Подвижная игра «Птицы в гнёздах»

. Чтение Л. Толстого «Пришла весна»

. Разучить стихотворение «Апрель»

. Художественно- эстетическое развитие

(лепка из бросового материала) «Кораблик»

. Знакомство с пословицами о здоровом

образе жизни. 

. Наблюдение на прогулке за

весенними признаками.

. Создание летбука на тему: «Весна».

Работа с родителями. Выпуск буклетов «Здоровый ребенок»,

Планируемые результаты. У детей сформированы знания о весне и весенних признаках. У детей выработаны навыки саморегуляции поведения, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

                                                                  3-я неделя. Тема «Наши игрушки»

Цель. Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Упражнять в образовании глаголов в будущем времени. Учить употреблять существительные в родительном падеже.

  • Дидактические игры: «Наши игрушки», «Чего не хватает?», «Подбери словечко».
  • Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
  • Су-Джок «Колючий шарик»
  • Дыхательная гимнастика «Надуй шарик».
  • Пальчиковая гимнастика «Шарик».
  • Подвижная игра «Зайчики».
  • Фонематическая ритмика «Звук У».

Цели. Формировать умения анализировать свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Обучать управлять своим состоянием. Развивать основные структуры интеллекта, стремление к гибкости временных проблем.

  • Приветствие «Зеркало».
  • Дидактическая игра «Подбери словечко», «Что было, что стало?».
  • Творческий этюд «Мы мягкие игрушки », «Тряпичные куколки».
  •  Подвижная игра «Веселые игрушки».
  • Релаксация «В мире звуков».
  • Музыкотерапия (изучение движений танца под музыку.

Цели. Развитие интереса у детей к различным видам игр; поддержка свободной творческой самореализации в игре.

. Художественно- эстетическое развитие (аппликация) «Кубик на кубик».

. Речевое развитие «Наши любимые игрушки»

.Художественно – эстетическое развитие

(рисование) «Мячики для котят».

.Чтение худ. литературы: Э. Аманова «Мяч»,

Я. Акимова «Кукла», З. Петрова «Мои

игрушки».

. Подвижные игры «Весёлый мяч», «Надуй шар».

. Гимнастика для глаз «Цветные мячики».

Работа с родителями. Совместное оформление стенгазеты «МЫ И СПОРТ»

Планируемые результаты. У детей сформированы знания об игрушках. Дети владеют основными видами движений, манипулируют с предметами, ориентируются в пространстве.

                                                                 4-я неделя. Тема «Веселый лес»

Цель. Познакомить детей с повадками, внешним видом диких животных, местом их обитания. Учить подбирать качественные прилагательные.

  • Дидактические игры (с мячом): «Кто живет в зоопарке», «Назови детенышей», «Назови, какой (какая) он (она)».
  • Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
  • Фонематическая ритмика «Звук Э».
  • Подвижная игра «Дикие животные».
  • Пальчиковая гимнастика «Белка».
  • Дыхательная гимнастика «В лесу».
  • Су-Джок терапия «Зайки».

Цели. Обучать технике выразительных

движений, создавать возможности для самовыражения. Обучать технике правильного дыхания. Развивать основные структуры интеллекта.

  • Приветствие «Мы веселые зверюшки».
  • Дидактическая игра «Зверинные детеныши», «Что было, что стало?».
  • Творческий этюд «На рыбалке».
  • Подвижная игра «У медведя во бору».
  • Релаксация «В мире звуков».
  • Музыкотерапия (изучение движений танца под музыку.

Цель: Расширить представление детей о

диких животных в весенний период.

. ФЦКМ «Наш зайчонок заболел».

. Художественно - эстетическое

развитие (лепка) «Лестница для бельчонка»

. Развитие речи «Лиса и заяц»

. Составление дневника здоровья (коллек-

тивная работа)

. Подвижные игры: «Лохматый пёс», «У

медведя  во бору», «Лиса и зайцы».

. Чтение сказки С.Маршака «Мойдодыр»,

«Айболит»

Работа с родителями. Спортивно-интеллектуальные

праздники «Смайлики».

Планируемые результаты. У детей развито ощущение внутренней сосредоточенности, развиты основные структуры интеллекта.

Перспективы развития проекта.

Расширение проекта (увеличение возрастной категории детей), добавление новых технологий, форм работы с детьми и родителями. Презентация проекта на районном и областном уровне.

Организация контроля за выполнением проекта.

Контроль за ходом реализации проекта осуществляет заведующая ДОУ. 

ВЫВОДЫ:

Разработанный проект взаимодействия специалистов ДОУ, по использованию здоровьесберегающих технологий, направленных на умственное развитие дошкольников, показал её положительное влияние, оцениваемое на основе интегральных показателей и формирование таких процессов, которые не получают достаточного развития на традиционных занятиях по физическому воспитанию: логического и наглядно-образного мышления, внимания, восприятия, памяти, что, в свою очередь, будет способствовать быстрому, прочному, осознанному усвоению двигательных умений и формированию физических качеств. Дети уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с приличной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию педагога, то есть менять темп. Дети способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения, самостоятельно выполнять многие виды упражнений.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий.

Воспитывая у детей потребность в двигательной активности, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

  СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ

                 

Психогимнастика

Психомышечная тренировка

Игротерапия

Кинезиология

Акватерапия

Песочная терапия

Двигательная активность

Самомассаж

Дыхательная гимнастика

Релаксация

Фонематическая ритмика

Артикуляционная гимнастика

Игротерапия

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Массаж

Самомассаж

Биоэнергопластика

Физминутки

Гимнастика для глаз

Су-Джок терапия

Релаксация

Самомассаж

Оздоровительный бег

Двигательная активность

Дыхательная гимнастика

Закаливающие процедуры

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Игротерапия

Игротренинг

Ритмическая гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000   115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация ...

Создание адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий

В это работе идёт речь о методах и приёмах здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в среднем звене....

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.

"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…"В....

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий» Публикация - статья...

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"

В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития  коммуникативных способностей  у детей с р...