Использование компьютерных технологий в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства
статья

Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно окружают телевидение, кино, красочные журналы, перед учителем встает задача вызвать интерес к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации. Этот факт заставляет серьезно относиться к использованию на уроках информационных технологий (ИТ), не ломая существующую систему обучения, но включая задачу усовершенствования отдельных ее звеньев.

Эффект применения ИТ зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его изучения возможностей компьютера, умения анализировать учебную деятельность детей, выявлять трудности в ее формировании, анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте. Условием эффективного использования компьютерных технологий является специальная подготовка учителей и наличие специализированных программ для решения учебных и коррекционных задач в разных содержательных областях обучения.

Решая вопрос о форме, в которой учащимся с нарушением интеллекта подается учебная информация, необходимо учитывать их индивидуальные особенности (тип восприятия, памяти и мышления), специфику изучаемой дисциплины, и главное, этап усвоения.

При использовании ИТ при обучении детей с нарушением интеллекта необходимо помнить, что к компьютерной программе, как к любому наглядному средству обучения существует ряд дефектологических требований:

– Эстетичность;

– Соответствие действительности (научность);

– Практическая нагрузка (не развлечение и не пассивное созерцание);

– Доступность восприятия;

– Эмоциональная положительность.

К преимуществам использования компьютеров при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью относятся:

– индивидуализация обучения;

– оперирование большими объемами информации;

– комплексное воздействие на каналы восприятия – при восприятии материала задействованы все органы чувств;

– неограниченное количество обращений к заданиям;

– увеличение уровня наглядности;

– повышение производительности труда учителя и учащихся.

Современные реалии обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием требуют привлечения новых технических возможностей: компьютерных технологий, интернет пространства. Компьютер позволяет развивать множество интеллектуальных навыков.

При использовании данных технологий следует помнить, что педагог должен продумать разумное дозированное использование, с учетом санитарных норм и целесообразности их использования.

Наглядные опоры, которые в широком спектре предлагают компьютерные технологии, помогают коррекции и развитию основных познавательных процессов у детей с умственной отсталостью: мышления, памяти и внимания. Информационные технологии очень эффективны для проведения коррекционной работы, поскольку выполнение практических заданий может осуществляться в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом психофизических особенностей учащихся, кроме того, презентационный экран можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала.

Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными, определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контрольное тестирование, сделать эффектную презентацию, таблицу, график и не только. Благодаря использованию информационных технологий у детей зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объеме. Создание мультимедийных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса и учебной темы. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в данном классе.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:

– изучение компьютера;

– коррекция психического здоровья;

– индивидуализация и дифференциация обучения;

– повышение эффективности обучения;

– интеграция детей в информационное общество.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка с умственной отсталостью, преодоления уже имеющихся у него и предупреждения новых отклонений в развитии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа №2124 Центр коррекции и развития.

Моисеенко Е.В

Использование компьютерных технологий в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства

Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно окружают телевидение, кино, красочные журналы, перед учителем встает задача вызвать интерес к учебному материалу такими средствами, которые могли бы по силе своего эмоционального воздействия сравниться со средствами массовой информации. Этот факт заставляет серьезно относиться к использованию на уроках информационных технологий (ИТ), не ломая существующую систему обучения, но включая задачу усовершенствования отдельных ее звеньев.

Эффект применения ИТ зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его изучения возможностей компьютера, умения анализировать учебную деятельность детей, выявлять трудности в ее формировании, анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте. Условием эффективного использования компьютерных технологий является специальная подготовка учителей и наличие специализированных программ для решения учебных и коррекционных задач в разных содержательных областях обучения.

Решая вопрос о форме, в которой учащимся с нарушением интеллекта подается учебная информация, необходимо учитывать их индивидуальные особенности (тип восприятия, памяти и мышления), специфику изучаемой дисциплины, и главное, этап усвоения.

При использовании ИТ при обучении детей с нарушением интеллекта необходимо помнить, что к компьютерной программе, как к любому наглядному средству обучения существует ряд дефектологических требований:

– Эстетичность;

– Соответствие действительности (научность);

– Практическая нагрузка (не развлечение и не пассивное созерцание);

– Доступность восприятия;

– Эмоциональная положительность.

К преимуществам использования компьютеров при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью относятся:

– индивидуализация обучения;

– оперирование большими объемами информации;

– комплексное воздействие на каналы восприятия – при восприятии материала задействованы все органы чувств;

– неограниченное количество обращений к заданиям;

– увеличение уровня наглядности;

– повышение производительности труда учителя и учащихся.

Современные реалии обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием требуют привлечения новых технических возможностей: компьютерных технологий, интернет пространства. Компьютер позволяет развивать множество интеллектуальных навыков.

При использовании данных технологий следует помнить, что педагог должен продумать разумное дозированное использование, с учетом санитарных норм и целесообразности их использования.

Наглядные опоры, которые в широком спектре предлагают компьютерные технологии, помогают коррекции и развитию основных познавательных процессов у детей с умственной отсталостью: мышления, памяти и внимания. Информационные технологии очень эффективны для проведения коррекционной работы, поскольку выполнение практических заданий может осуществляться в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом психофизических особенностей учащихся, кроме того, презентационный экран можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала.

Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными, определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контрольное тестирование, сделать эффектную презентацию, таблицу, график и не только. Благодаря использованию информационных технологий у детей зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объеме. Создание мультимедийных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса и учебной темы. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в данном классе.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:

– изучение компьютера;

– коррекция психического здоровья;

– индивидуализация и дифференциация обучения;

– повышение эффективности обучения;

– интеграция детей в информационное общество.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка с умственной отсталостью, преодоления уже имеющихся у него и предупреждения новых отклонений в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...

Применение и использование компьютерных программ в обучении детей с нарушениями в развитии

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспи...

Доклад на тему "Использование компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках чтения"

В современном мире использование информационных технологий стало обыденным для каждой из сфер жизни человечества. На данном периоде развития человечества дети с малых лет взаимодействуют с информацион...

Доклад «Связь профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) с их профессиональным самоопределением»

В современных условиях развития общества актуальной является проблема получения качественного профессионального образования и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Проф...

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Внедрение современных образовательных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с детьми, имеющими интеллектуал...

Мониторинговая система оценки жизненных компетенций детей с выраженными интеллектуальными нарушениями

Данная работа является результатом изучения сферы жизненной компетенции подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, описаны подходы к оценке их потенциальных возможностей в плане самостоят...