Проект по русскому языку на тему «Имена собственные учащихся школы»
проект (5 класс)

Дедюхин Юрий Юрьевич

 «Исследовательский проект, который можно реализовать в инклюзивном классе, используя технологии групповой организации работы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inklyuziya.docx72.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Исследовательский проект, который можно реализовать в инклюзивном классе, используя технологии групповой организации работы»

Название проекта:

«Имена собственные учащихся школы»

Вид проекта:

исследовательский

Срок реализации: 

ноябрь-декабрь, 2020г

Тип проекта:

краткосрочный

Участники:

ученики 5 класса, учащиеся школы, родители, учитель

Актуальность:

С целью закрепить знания об именах существительных, а также выявить знания учащихся о собственных именах: значение, происхождение, проведено анкетирование. Сравнительный анализ данных показал низкие знания учащихся о собственных именах

Новизна:

заключается в организации взаимодействия «обычных» детей с учащимися с ОВЗ, а также с семьями школьников по интеграции определенных задач в социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и физическое развитие школьников. Проект обеспечивает осуществление принципов непрерывности и преемственности образовательной среды школы и семьи. Сотрудничество «обычных» детей с «особенными», а также взрослых под руководством педагога позволяет получить родителям определенный объем знаний, который поможет им в воспитании детей. Работа носит индивидуальный и коллективный характер. Совместные виды продуктивной деятельности объединяют детей.

Цель:

создание условий для решения задач социализации и творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве через мероприятия познавательной деятельности посредством проектной деятельности

Задачи:

- совершенствование знаний о собственных именах существительных;

- содействие активности детей с ОВЗ, стремящихся к самореализации;

- ориентировать обучающихся на создание личностно значимого образовательного продукта, в том числе способов учебно-познавательной деятельности средствами проектной технологии;

- обеспечение детям с ОВЗ самоопределения как выявления и утверждения своего индивидуального отношения к миру, обеспечивающие готовность школьника с ОВЗ становиться субъектом построения своей образовательной траектории, приводящей его к личностному и профессиональному самоопределению после окончания учёбы, а также способности к образованию в течение всей жизни.

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний обучающихся об именах собственных;

- созданы условия для проявления способностей детей с ОВЗ в различных мероприятиях школы;

- накоплен положительный опыт в обучении детей с ОВЗ через взаимодействие с остальными учениками школы в условиях проектной деятельности. 

Аннотация проекта

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут быть такими же талантливыми и способными, как и их здоровые сверстники. Учителю необходимо помочь детям с ОВЗ раскрыть свой талант. Сейчас все большее значение начинает приобретать социализация на основе обучения ребенка методам проектирования, самоопределения, выдвижения общественных инициатив, диалогового обучения. Через исследовательскую деятельность может быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка, способность к дальнейшей самореализации, саморазвитию. В результате должна быть сформирована личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств. Расширение взаимодействия со здоровыми учениками школы способствует воспитанию не только детей для социума, но и изменению отношения социума к детям с ОВЗ.

Описание основных мероприятий проекта по этапам

Проект посвящен закреплению знаний учащихся по теме «Имена существительные: собственные и нарицательные», а также, что немаловажно, совместной деятельности «обычных» детей с детьми с ОВЗ. В процессе реализации проекта школьники совместно узнают о значении, «тайне» происхождения собственных имен, о частотности употребления имен ребят, которые учатся в школе. Опрос учеников школы, а также анализ результатов осуществляется в группах. Представление итогов исследовательской работы осуществляет актив 5 класса (среди которых дети с ОВЗ).

I-й этап: проектный (организационный) – (ноябрь 2020 г.)

Цель: проектирование модели проекта, создание условий для его реализации.

Основное содержание деятельности:

- организовать сбор материалов, изучить необходимую литературу по теме, провести опрос и анкетирование среди учащихся, родителей;

- систематизировать собранный материал и оформить информационную картотеку.

II-й этап: практический (основной) – (декабрь 2020г.)

Цель: реализация проекта

Основное содержание деятельности:

- провести мероприятие, на котором представить аналитическую информацию.

Мероприятие проекта:

Информационный час «Что в имени моём...»

Класс: 5

Организаторы и ведущие мероприятия: актив 5 класса (среди которых ребята с ОВЗ)

Куратор: учитель

Цель: выяснить значение, происхождение  и частотность употребления имен собственных учащихся класса, школы (5-9 классы)

Задачи:

- проанализировать анкетные данные, опрос учеников школы, родителей о выборе имени для их ребёнка.

- выяснить значение и происхождения  имен собственных учащихся 5 класса, школы (5-9 классы);

- выявить наиболее популярные и редкие имена собственные среди мальчиков и девочек;

- представить аналитическую справку.

Ход мероприятия:

Ученик 1:

Имя  отражает  характер  человека  и  возможно  даже  его  судьбу и  это подтверждалось  не  один  раз.  Вы  наверно замечали  что, если  люди  носят  одинаковые имена, то они удивительно похожи друг на друга своим поведением, привычками…(слайд 1)

Ученик 2:

В давние времена был распространен такой обычай. В день рождения ребенка один из родственников выходил за ворота и спрашивал у прохожего, как его зовут. Именно этим именем младенца и нарекали. Иногда ребенку давали имя какого-либо замечательного, удачливого человека – это делалось для того, чтобы младенцу передались качества, принадлежащие данному человеку. (слайд 2)

Ученик 3:

Имя человека всегда было сокровенной сущностью. Раньше считалось, что если знать имя человека, то можно навредить ему - поэтому до нашего времени остался обычай давать другое, тайное имя. И это негласное имя считалось соответствующее истинной сущности человека. (слайд 3)

Ученик 4:

А что знают о своем имени ученики нашей школы? Вооружившись ручкой и блокнотом, мы спрашивали ребят нашей школы, что они думают, о своём имени и знают ли его значение. Выяснилось, что только 18% знают, что значат их имена. Также мы провели подобный опрос в нашем классе и выяснили, что только 10% знают о значении своего имени.  (слайд 4)

   

Ученик 1: В 5 классе обучается 15 человек, из них 9 мальчиков и 6 девочек. Они имеют следующие имена: Руслан, Леонид, Матвей, Александр, Иван, Сергей, Александр, Иван, Александр; Виктория, Анна, Маргарита, Анастасия, Виктория, Екатерина. Первое место по популярности среди мужских имен занимает имя Александр (3 человека), второе – Иван (2 человека). Остальные имена использовались по одному разу. Самым популярным среди женских имен стало Виктория. Оно встретилось в списке 2 раза. Остальные имена оказались в списке одинокими. (слайд 5)

   

Ученик 2: Мы провели подобный анализ в целом по школе и выяснили, что самым популярным мужским именем является имя Данил (6 человек). На втором месте – Иван (5 человек), на третьем – Ярослав (3 человека). Остальные имена использовались по одному разу. Самым популярным среди женских имен стало Виктория (4 человека), на втором месте по популярности среди женских имен – Дарья (3 человека), на третьем месте – Софья (2 человека). Остальные имена оказались в списке одинокими. (слайд 6)

   

Ученик 3:

- Знали ли родители значение имени, когда нарекали им сына или дочь?

- А может быть, малыша назвали в честь кого-нибудь?

Эти вопросы мы задали родителям нашего класса. Всего в данном исследовании приняли участие 17 человек. Большинство опрошенных родителей осознанно выбирали имя для своего ребенка, хорошо знали, что оно означает, какое имеет происхождение. А вот мотивация выбора была разной:

- в честь родственников (бабушки, дедушки) – 62 %;

- сочетается с отчеством – 18 %

- ни как у всех – 15 %

- смотрели на значение (какой будет характер) – 5 %

(слайд 7)

Ученик 4:  Об именах написано много самостоятельных работ и статей в различных периодических изданиях. Особенно много внимания уделяется этимологии русских имен славянского происхождения и собственно русских имен. (слайд 8)

Ученик 1:    Значение и происхождение некоторых имен, которые мы с вами подготовили можно увидеть на слайде, а значения остальных имен можно увидеть в библиотеке, в созданной нами картотеке:

Некоторые «свои» имена представляют ребята:

Значения и происхождение некоторых имён

Девочки

Мальчики

Алекса́ндра (от др.-греч.  «защитница человечества», «надежда», «благородная», «храбрая») — женское имя греческого происхождения.

Александр - древнегреческое имя, означающее «защитник»

Анастаси́я - в переводе с древнегреческого языка — «воскресение» («возвращённая к жизни»). Народная русская форма — Настасья

Даниил - (разг. Данил, Данила, стар. разг. Данило) происходит от древнееврейского слова "даниел", которое означает "мой судья - Бог", "Бог мне судья", "Божий суд", "судья Божий"

А́нна - женское имя еврейского происхождения, «расположение, благосклонность, благоволение».

Дми́трий (см. также Деметрий) — распространённое русское мужское имя греческого происхождения. Происхождение имени связано с именем древнегреческой богини земли и плодородия Деметры. Значение имени — «посвящённый богине Деметре» (Митре).

Виктория - Викториа" - латинское слово "победа"; от индоевропейского корня "вик" - напор силы. Имя Виктория означает: победа, победительница.

Иван еврейское имя, означающее «Божье благоволение»

Дарья -персидское имя, означающее «владеющая, обладающая, побеждающая».

Никита - греческое имя, означающее «победитель»

Юлия - латинское имя, означающее «кудрявая, пушистая».

Сергей - латинское имя, означающее «высокочтимый».

 (слайд 9)

Ученик 2:   Имена, имена... Уже в детстве мы понимаем, что у каждого человека есть свое имя, которое выбрали для него родители. Мы выяснили, почему у нас разные имена, что они обозначают, их происхождение. Проведя исследование, мы определили самые популярные имена.

Ученик 3: Мы живем и иногда сравниваем свою жизнь с жизнью владельцев таких же имен. Мы замечаем, что у нас есть много общего, как положительного, так и отрицательного. И мы начинаем верить, что правы были наши предки, когда говорили, что в именах заключается личность и душа человека, а знание тайны имени позволяет влиять на судьбу. Ведь имя – это код, формула счастья и здоровья.

Ученик 4: В данной работе не рассматривался вопрос о влиянии имени на судьбу его владельца. Это будет темой нашей следующей работы.

III -й этап: аналитический (заключительный) – (декабрь 2020г.)

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Основное содержание программы:

Завершение проекта и подведение итогов.

Результаты реализации проекта: 

1. обучающиеся создали картотеку популярных имен класса, школы, презентацию «Что в имени моём...»;

2. организованно и проведено: анкетирование, опрос учеников школы, родителей, информационный час «Что в имени моём...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Тестирование по русскому языку по теме," Имена числительные". 6 класс.

Итоговый тест по русскому языку для учащихся шестого класса по теме"Имена числительные"....