Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста
методическая разработка

Нина Владимировна Новикова

Дидактические сказкиэто сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Посредством дидактических сказок развивается речь ребенка, формируется грамматический строй, диалогическая и монологическая речь, совершенствуется звуковая сторона речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста

С первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности. Использование сказок в работе с детьми играет важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. При анализе Федеральных государственных требований выявляется большая роль чтения художественной литературы. О значении сказок говорят педагоги и психологи: Н.Я. Большунова, В.В.Волина, Т.И.Ерофеева, Л.А.Левинова, А.П.Листопад, Н.А.Рыжова, Е. А. Усатова, Л.В.Кнышова, О.И.Меньшикова, Т.Л.Попова, Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко, Т.В.Александрова, Е.Г.Карельская - они убедительно доказали, что сказка положительно влияет не только на формирование речи, но и на общее развитие ребенка - дошкольника.

  Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими разнообразных представлений (математических, экологических и пр.), которые активно влияют на формирование мыслительных операций, столь необходимых для познания окружающего мира, решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.

Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого рода сложных интеллектуальных задач, учится логически рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия. Взрослые охотно читают сказки, дополняют их элементами собственного сочинения, формируя у детей элементы образного мышления, расширяя представление об окружающем. Постепенно ребенок сам включается в чтение сказок: вначале рассматривает картинки, затем пытается звукоподражаниями назвать героев и повторяющиеся в сказках присказки, договаривает конец знакомой фразы и, наконец, пересказывает сказку. Позднее дети способны сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опорой на его жизненный опыт используют в своей работе педагоги и логопеды. Развитие речи детей — одна из главных педагогических задач.

Использование сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию лексической стороны речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные систем.

Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.

Функциональные системы, обеспечивающие речь представляют собой сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих структур и проводящих путей центральной нервной системы, слухового, зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата. Для нормальной речи необходимо согласованное функционирование всего головного мозга, и прежде всего корковых речевых зон, расположенных в доминантном полушарии (у правшей — в левом).

В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.

Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. Изменяется взаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с одной стороны, и наглядными образами, непосредственными действиями, с другой. Если речь ребёнка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам вести разговоры о вещах более отдалённых, которые он может себе лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. Ребёнок должен научиться правильно употреблять служебные слова — отрицательные частицы нe, ни, предлоги, союзы; он должен научиться понимать и употреблять многообразные суффиксы, меняющие значение слова; он должен научиться правильно согласовывать слова в предложении в соответствии с родом, числом и падежом. На протяжении дошкольного возраста, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи. Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх и, занятиях. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка. Ребёнок не только сам начинает правильно говорить, но замечает малейшую ошибку в речи других, хотя и не может объяснить, почему так нельзя говорить.

Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.

В процессе развития речи ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов, как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов или явлений. Поэтому овладение значением слова является сложной задачей для дошкольника, обладающего ещё ограниченными знаниями и недостаточным умением обобщать. Иногда случается, что ребёнок, усвоив какое-либо слово, не понимает ещё его действительного значения и истолковывает это слово по-своему, в соответствии со своим ограниченным опытом. 

Звукопроизношение младшего дошкольника ещё несовершенно. Звуки р, л, ш, ж многие трёхлетки ещё не произносят или заменяют другими (например, говорят «Зеня» вместо «Женя», «лука» вместо «рука»). Слоги в словах иногда заменяются или перемещаются (например, «хасир» вместо «сахар»). Это объясняется отчасти неумением владеть своим голосовым аппаратом, отчасти недостаточным развитием речевого слуха. 

Речь детей среднего дошкольного возраста становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение, чем у малышей.

Значительно увеличивается словарь ребёнка. Разговоры детей часто относятся уже не к данным, непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринято раньше или же рассказано родителями и воспитателями, и другими детьми. Такое расширение речевого общения приводит к изменению строения детской речи. Наряду с названиями предметов и действий дети начинают широко пользоваться различными определениями.

В звукопроизношении ребёнок среднего дошкольного возраста достигает больших успехов. Лишь иногда, обычно в результате недостаточно внимательного педагогического подхода к ребёнку, у пятилетних детей встречаются ошибки в произнесении некоторых звуков (чаще всего р и ш). Беседы воспитателя с детьми, слушание сказок и других произведений детской литературы, разговоры детей в процессе коллективных игр и занятий являются необходимым условием развития детской речи в этом возрасте.

У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается словарь ребёнка (до 3000—4000 слов).

Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. 

Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет. Выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра — ведущая деятельность данного возраста.

В игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия. Они указывают, что дети начинают отделять себя от принятой роли. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет. 

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Продолжает развиваться воображение. Формируется такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики. Обучение имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. 

Сказка, один из основных жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От других видов художественной эпики сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего, как поэтический вымысел, игру фантазии.

Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что, если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно».

Психологи выделяют такие виды сказок, как художественные сказки, народные, авторские, дидактические сказки, психокоррекционные, психотерапевтические сказки.

Дидактические сказки создаются педагогами для преподнесения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.  В дидактических (обучающих) сказках изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. То есть учебные задания и информация «подаются» в форме дидактических сказок.

При использовании дидактических сказок в детском саду надо учитывать следующие рекомендации:

- можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки - загадки – при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

-при составлении сказок учитывается тема занятия, тип занятия, так как не на каждом занятии сказка будет уместна.

- сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации (иллюстрации, рисунки, слайды, игрушки).

-сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка.

-дидактические сказки пишутся в соответствии с определённым алгоритмом.

Алгоритм написания дидактической сказки:

  1. Описание сказочной страны, её героев.
  2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь и заставляет о чём-то задуматься.
  3. Финал сказки.
  4. Задания для детей.

Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов. Но помимо обучающих задач эти рассказы содержат в себе и высокие воспитательные цели.

Говоря о дидактических сказках, нельзя не упомянуть и о коротких увлекательно-познавательных произведениях Г.Н. Юдина. Его тексты содержат множество сведений про электричество, часы, водолазов, о животных и растениях; в них рассказывается, у кого какие уши, глаза, хвосты, языки, кто из насекомых, птиц и зверей в каком доме живёт.

Сказка – отдельный вид из широкой полоски всей народной повествовательной литературы: такое произведение выполнено в виде прозы или используемое достаточно редко - в стихах. В таком произведении повествуется о вымышленных событиях, используются характерные фантастические приемы. Сказка - вид повествовательного фольклора, включающий различные жанры и повествовательный литературный жанр. Фольклорные, а также литературные сказочные жанры допускают известную долю художественного вымысла, повествуют о необычных в бытовом смысле событиях (фантастические, чудесные или житейские рассказы).

Использование дидактических сказок в коррекционной работе по преодолению недоразвития речи имеет следующие преимущества:

1) простота и занимательность сюжета сказки позволяет обыгрывать действия персонажей посредством различных заданий, направленных на развитие речевых и неречевых функций;

2) персонажи сказок и их действия могут быть обозначены звукоподражаниями или простыми по морфологической структуре словами, которые достаточно легко включаются в экспрессивную речь ребенка;

3) дети, испытывающие значительные затруднения в понимании обращенной речи, оказываются, тем не менее, способными воспринимать простой сюжет сказки, основанный на знакомых реалиях, включающий множество повторов, устойчивых оборотов;

4) привлекательность персонажей сказок делает занимательными для детей задания по развитию оптико-пространственных функций, обучающие разнообразным приемам изображения сказочных героев. 

Посредством дидактических сказок развивается речь ребенка, формируется словарь, грамматический строй, диалогическая и монологическая речь, совершенствуется звуковая сторона речи.

Особенности лексики у детей, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из своего словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другими словами, имеющими иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.

Особенности развития речи:

1) Нарушения в произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);

2) Грамматические ошибки в речи;

3) Нарушение произношения, путаница звуков;

4) Меньший словарный запас, чем у их сверстников.

Таким детям нужно научиться произносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую основу русского языка, пополнить словарь.

Совместное сочинение дидактических сказок.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

Во время сочинения, активизируются бессознательные процессы, что способствует развитию личности в целом и развитию творчества в частности. 

Для осуществления этой цели, можно выделить основные задачи в работе с детьми: 

-развитие воображения и фантазии

-развитие умения слушать других, не перебивать, следить за ходом мысли, своевременно включаться в повествование

-развитие произвольного внимания и памяти

-развитие умения выражать свои мысли и чувства

-сплочение, объединение группы.

  Основой для сочинения сказок могут быть любые знакомые сказки и их импровизации.

Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Посредством дидактических сказок развивается речь ребенка, формируется грамматический строй, диалогическая и монологическая речь, совершенствуется звуковая сторона речи.

Благодаря дидактическим сказкам возможно повышение уровня лексической стороны речи, а именно: увеличение объема словаря, многообразия связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Включение в воспитательный и образовательный процесс задач подобного типа, позволяют воспитателю в течение продолжительного времени отслеживать и корректировать развитие лексики у воспитанников.

Мы рекомендуем использование дидактических сказок уже с младшего дошкольного возраста (так как сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его). Работа должна проходить под руководством логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя. Основной акцент при решении этих задач должен быть сделан на достижение одной из главных целей Федеральных государственных требований – развитие коммуникации. Для занятий с использованием дидактических сказок существует алгоритм, которого нужно придерживаться:

1. Описание сказочной страны, её героев.

2. Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.

3. Финал сказки.

4. Задания для детей.

При составлении сказок учитывается тема занятия, тип занятия, так как не на каждом занятии сказка будет уместна.

Сказка обязательно должна быть дополнена наглядными источниками информации (иллюстрации, рисунки, слайды, игрушки).

Сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка.

Приведенные в данной работе дидактические сказки могут быть использованы:

-воспитателями дошкольных учреждений;

-логопедами и дефектологами.

Использование дидактических сказок в коррекционной работе по преодолению недоразвития речи имеет следующие преимущества:

1) простота и занимательность сюжета сказки позволяет обыгрывать действия персонажей посредством различных заданий, направленных на развитие речевых и неречевых функций;

2) персонажи сказок и их действия могут быть обозначены звукоподражаниями или простыми по морфологической структуре словами, которые достаточно легко включаются в экспрессивную речь ребенка;

3) дети, испытывающие значительные затруднения в понимании обращенной речи, оказываются, тем не менее, способными воспринимать простой сюжет сказки, основанный на знакомых реалиях, включающий множество повторов, устойчивых оборотов;

4) привлекательность персонажей сказок делает занимательными для детей задания по развитию оптико-пространственных функций, обучающие разнообразным приемам изображения сказочных героев. 

5) позволяют формировать связную речь, развивать словарь ребенка, учат детей делать важные умозаключения, развивая логику высказывания.

Дидактические сказки послужат улучшению состояния всех связующих частей речи.


Список литературы

1 Афонькина Ю. А. Усанова И. И. Филатова О.В. Технология комплексного сопровождения детей. ФГТ.-М.: Методическая работа в ДОУ  2012г

2 Безрукова О. А. Каленкова О. Н.  Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. -М.: Русская речь 2010г

3.Белоусова Л.Б. Удивительные истории.- М Детство-пресс 2003г

4 Васильева М.А., Веракса Н. Е., Комарова Т. С. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.: Мозаика-Синтез 2011г

5 Вахрушева Л. Н. Познавательные сказки для детей 4—7 лет.-М.: Сфера. 2011г

6 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Три поросёнка. Играем в сказку.:-М. Мозаика- Синтез  2009г

7 Горбатенко О. Ф Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. Социализация, познание, коммуникация, здоровье, труд.:-М. Дошкольник 2012г

8 Дзюба П.П.  Дидактическая копилка воспитателя детского сада. - : Ростов н/Д: Феникс: 2010г

9 Доронова Т . Педагогический журнал «Обруч»№7-июль  2010г

10 Заболотная Э. Сказки-обучайки: учебно-методический материал.- Ростов н/Д: Феникс 2012г

          11 Заболотная Э.  Сказки-подсказки: методический игровой

материал- Ростов н/Д: Феникс 2012г

12 Запорожец А. В. Избранные психологические труды– М.: Директ-Медиа, 2009.

13 Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапи . -СПб.:Речь, 2010г

14 Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб.:Речь 2011г.

15 Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет. – М. :Мозайка-Синтез 2011г

16 Короткова Л.Д. Сказка - для светлого ума закваска. -М.: Педагогическое общество России, 2001г.

17 Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. -М.: Совершенство 2009г.

          18 Курицина Э. М. , Тараева Л. А. - Большая книга занятий по развитию речи. – М.: Росмэн 2006г

19 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.: Карапуз-дидактика 2007 г

20 Сакович Н.А. Практика сказкотерапии.-  СПб.:Речь 2004г

21 Соколова Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М.: Эксмо-Пресс, 2001.

22 Фурман. В.А Педагогический журнал «Дошкольная педагогика» №11 -Ноябрь  2010г.

23 Черняева.С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2002г

24 Шорохова О.А. Играем в сказку. - М.: Сфера 2010г

25 Юрченко О. Игры и сказки для развития речи. – СПб.: Ре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Развитие лексической стороны речи детей в игре

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и п...

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе

Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...

Консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях....

Консультация для родителей "Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические - по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка....