Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
рабочая программа

Азарова Марина Алексеевна

 Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Председатель МО

Педагог-психолог

ГКОУ «ЦИО «Южный»

________________А.С.Кузьменцова

«________»______________2021г.

«Принято»

На заседании

Педагогического совета

Протокол №  от___  «___»__сентября_2021 г

Директор ГКОУ «ЦИО «Южный»

_____________Т. В. Кизерман

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»»

__________________________________________________________________

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

 «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программу составил учитель-дефектолог

Азарова Марина Алексеевна

МОСКВА

2021 год

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).      

       Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия,

памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или

искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со

значительной задержкой.

       У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.                 Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.                      

       

Цели коррекционного-развивающего курса:                                    - Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материала.                                                                                                        - Используя различные многообразные виды деятельности (предметная, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками  и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей.

Задачи  коррекционного-развивающего курса:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Личностные  результаты  освоения коррекционного курса:

- Формирование  интереса к обучению;                                                                            - Овладение элементарными  навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;                     - Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;                     - Овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия;                         - Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;                      - Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Предметные результаты освоения коррекционного курса:

Раздел «Действия с материалами»

- Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др). Двумя руками (одной рукой, пальцами);

- Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя);

- Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу);

- Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой);

- Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием  инструмента (лопатка, стаканчик и др.);                              

-  Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.);                                                                             - Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.);

Раздел «Действия с предметами»

- Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие

игрушки, шишки и др.);                          

- Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.);

- Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.);

- Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)

- Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.);

- Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка,  и др.) всей кистью (пальцем);

- Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки,

губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами);

- Вынимание предметов из емкости;

- Складывание предметов в емкость;

- Перекладывание предметов из одной емкости в другую;

- Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

- Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на

стержень (нить);

 

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-

практические действия» включает:

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины),

-звучащие предметы для встряхивания, музыкальные игрушки,

-предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),

-предметы для вставления (стаканчики разной величины),

- материал для размазывания краска, желе, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин),                                                                                                                        - материал сминать и разрывать (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, цветная бумага, папиросная бумага, калька, газета).

- материал пересыпать и переливать (лопатка, стаканчик, крупа, песок, земля, ложка).

Основное содержание коррекционного курса

       Программно-методический материал коррекционного курса включает            два раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

       В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и

материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы

элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,

перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах

продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и

трудовой деятельности, самообслуживании.

Программа разделена на два уровня по степени сложности практических заданий.

Раздел «Действия с материалами» первый уровень

Формирование умения:

· сминать материал

· разрывать материал

· размазывать материал

· разминать материал

Раздел «Действия с материалами» второй уровень

Формирование умения:

· размазывать материал

· пересыпать материал

· переливать материал

· наматывать материал

Содержание раздела «Действия с материалами» первый уровень

∙ Формирование умения сминать материал

Методические рекомендации:

Ребенок учится сминать материал двумя руками. Первоначально

учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции

(салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца), затем более плотные

виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька). Учитель

направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия

совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок

учится сминать бумагу одной рукой, пальцами.

∙ Формирование умения разрывать материал

Методические рекомендации:

Учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный материал) и

разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками,

зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать

материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка

возникают трудности при разрывании материала (бумага), то необходимо

предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Затем ребенок

учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять

разнонаправленные движения.

∙ Формирование умения размазывать материал

Методические рекомендации:

Учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, желе, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по

размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений

на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности.

Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает

направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые

движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных

направлениях).

∙ Формирование умения разминать материал

Методические рекомендации:

Ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на

столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого

для разминания предлагают другие материалы (пластилин, глина, пластичная

масса). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет

действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.

Содержание раздела «Действия с материалами» второй уровень

∙ Формирование умения размазывать материал

Методические рекомендации:

Учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, желе, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по

размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений

на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности.

Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает

направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые

движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных

направлениях).

∙ Формирование умения пересыпать материал

Методические рекомендации:

Занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать

сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится

пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/

двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала

инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.).

Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает

емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема

емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая

индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять

роющие движения в сыпучем материале (крупа, песок, земля) одной или

двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем

закапывать (прятать) предмет.

∙ Формирование умения переливать материал

Методические рекомендации:

Ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую,

удерживая его одной/ двумя руками. Затем он учится использовать

инструмент (стаканчик, ложка и др.) для переливания жидкости, первоначально освоив действие зачерпывание. Переливая материал из одной

емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя

руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой

емкостью и выливает материал.

∙ Формирование умения наматывать материал

Методические рекомендации:

Для обучения используют следующие материалы: бельевая веревка,

шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую

катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой

ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на

катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую

катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается

размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

 Раздел «Действия с предметами» первый уровень

Формирование умения:

· захватывать, удерживать, отпускать предмет

· встряхивать предмет, издающий звук

· толкать предмет от себя

· тянуть предмет по направлению к себе

· нажимать на предмет

· вынимать предметы из емкости

Раздел «Действия с предметами» второй уровень

Формирование умения:

· вращать предмет

· сжимать предмет                                                                                                                   · вынимать предметы из емкости

· складывать предметы в емкость

· перекладывать предметы из одной емкости в другую

· вставлять предметы в отверстия

· нанизывать предметы на стержень, нить

Содержание раздела «Действия с предметами» первый уровень

∙ Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет

Методические рекомендации:

Ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель

выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке»

(кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему

выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия

всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами

(пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.

∙ Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук

Методические рекомендации:

Ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой,

музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель

выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих

руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия

должен быть звук. Можно учить ребенка встряхивать предметы, изменяющие

цвет (картинку, находящуюся внутри предмета).

∙ Формирование умения толкать предмет от себя

Методические рекомендации:

Сначала ребенок учится толкать (катать) игрушку на колесиках перед

собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает)

игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После

этого он учится толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте,

затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок

учится толкать предмет от себя. Он учится прикладывать усилия при

открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, задвигании

ящиков и т. п.

∙ Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе

Методические рекомендации:

Сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за

веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или

перед ним. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании

входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков и т. п.

∙ Формирование умения нажимать на предмет

Методические рекомендации:

Сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу,

рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять

данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское

пианино и т.д.).

∙ Формирование умения вынимать предметы из емкости

Методические рекомендации:

Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика,

шкафа и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества

предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком,

удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на

завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается

пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например,

стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет,

другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

Содержание раздела «Действия с предметами» второй уровень

∙ Формирование умения вращать предмет

Методические рекомендации:

Сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой на нее

крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой

выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает,

закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку

банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося

резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.

∙ Формирование умения сжимать предмет

Методические рекомендации:

Работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек.

Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании

игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает

выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно

давление взрослого на его руки, то рекомендуем использовать мягкие

игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют

усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой

(всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы:

прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов.

Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и

указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.

∙ Формирование умения вынимать предметы из емкости

Методические рекомендации:

Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика,

шкафа и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества

предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком,

удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на

завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается

пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например,

стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет,

другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

∙ Формирование умения складывать предметы в емкость

Методические рекомендации:

Ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик,

шкаф и др.). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества

предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком,

удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов

увеличивается.

∙ Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости

в другую

Методические рекомендации:

Ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в другую.

Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости

должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом.

Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в

своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания:

емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.

∙ Формирование умения вставлять предметы в отверстия

Методические рекомендации:

Ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга;

вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов

в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать

и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую

другую емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок

опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета.

Ребенок учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые

баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх).

На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет

другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к

поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который

ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок

учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши,

крупные пазлы.

∙ Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить

Методические рекомендации:

Ребенок учится нанизывать предметы (кольца / шарики) на стержень,

крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет

действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала

ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие

елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка,

веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким

(например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с

металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий

конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет

жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем

ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить

(шнурок, веревочка) дается без наконечника.

 Примерное календарно-тематическое планирование

Период

Уровень

Тема

Содержание

01.09-11.09

Диагностика

14.09-02.10

1 уровень

Действия с материалами:

сминание материала

 Сминание материала двумя руками. После одной рукой, пальцами.

2 уровень

Действия с материалами:

размазывание материала

Размазывание материала произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях).

05.10-23.10

1 уровень

Действия с материалами: разрывание материала

 Захват материал обеими руками и разрывание. Затем  разрывание материала, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

2 уровень

Действия с материалами: пересыпание материала

 Пересыпание материала из одной емкости в другую, удерживая его одной/двумя руками.

26.10-13.11

1 уровень

Действия с материалами:

размазывание материала

 Размазывание материала произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях).

2 уровень

Действия с материалами:

переливание материала

 Переливание материала из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.), освоив действие зачерпывание.

16.11-04.12

1 уровень

Действия с материалами:

разминание материала

Ребенок учится мять материал, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками.

2 уровень

Действия с материалами:

наматывание материала

Ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

07.12-25.12

1 уровень

Действия с предметами:

умение захватывать, удерживать, отпускать предмет

Ребенку предлагают предметы, удобные для захвата всей кистью. Затем он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват).

2 уровень

Действия с предметами:

умение вращать

Одной рукой ребенок держит банку с надетой на нее крышкой., другой рукой

выполняет поворотные движения в одном направлении. Затем он учится надевать крышку на банку и закручивать ее.

28.12-22.01

1 уровень

Действия с предметами:

встряхивать предмет, издающий звук

Предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании.  Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук.

2 уровень

Действия с предметами:

умение сжимать

Ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). Используются свистящие резиновые игрушеки.

25.01-19.02

1 уровень

Действия с предметами:

толкать предмет от себя

Ребенок учится толкать игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает) игрушку по всей поверхности стола. Затем учится толкать предмет от себя.

2 уровень

Действия с предметами:

вынимать предметы из емкости

Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа). Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой.

22.02-19.03

1 уровень

Действия с предметами:

тянуть предмет по направлению к себе

Ребенок учится тянуть предмет, который расположен за ним или

перед ним. Потом прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков.

2 уровень

Действия с предметами:

складывать предметы в емкость

Ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф). Рекомендуем начинать работу с небольшого количества предметов.

22.03-16.04

1 уровень

Действия с предметами:

нажимать на предмет

 Сначала ребенок  учится выполнять действие всей рукой, нажимая юлу,

рычаг, кнопку. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, детское пианино).

2 уровень

Действия с предметами:

перекладывать предметы из одной емкости в другую

Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости

должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом.

19.04-07.05

1 уровень

Действия с предметами:

вынимать предметы из емкости

Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа). Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой.

2 уровень

Действия с предметами:

вставлять предметы в отверстия

Ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы.

10.05-31.05

1 уровень

Действия с предметами:

вынимать предметы из емкости

Ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа). Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой.

2 уровень

Действия с предметами:

нанизывать предметы на стержень, нить

Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы, при этом конец шнурка, веревочки, который он вставляет в предмет, должен быть жестким. Затем предлагают предметы меньшего размера, шнурок дается без наконечника.

Приложение 1

Диагностическая  карта  по коррекционному курсу

 «Предметно-практические действия»

1 уровень

ФИО ребенка, возраст

Класс

Дата проведения психолого-педагогического обследования

Педагог, осуществляющий диагностику

Параметры оценивания

Критерии оценки

Результат наблюдения

Примечания

начало года

конец года

Сминание материала

Двумя руками

Ведущей рукой

Разрывание материала

Руками

Пальцами

Размазывание материала

Двумя руками

Ведущей рукой

Пальцем

Разминание материала

Двумя руками

Ведущей рукой

Захват предмета

Двумя руками

Ведущей рукой

Удержание предмета

Двумя руками

Ведущей рукой

Отпускание предмета

Двумя руками

Ведущей рукой

Встряхивание предмета

Погремушку, маракас

Игрушку светящуюся при встряхивании

Толкает предмет от себя

и притягивает к себе

Притягивает игрушку на колесах

Толкает мяч

Притягивает коробку к себе

Отодвигает коробку от себя

Открывает дверцу шкафчика

Закрывает дверцу шкафчика

Нажимает на предмет

Рукой

Пальцем

Вынимает предметы из емкости

Двумя руками

Ведущей рукой

Диагностическая  карта  по коррекционному курсу

«Предметно-практические действия»

2 уровень

ФИО ребенка, возраст

Класс

Дата проведения психолого-педагогического обследования

Педагог, осуществляющий диагностику

Параметры оценивания

Критерии оценки

Результат наблюдения

Примечания

начало года

конец года

Размазывание материала

Двумя руками

Ведущей рукой

Пальцем

Пересыпание материала

Двумя руками

Одной рукой

Пользуясь инструментом

Переливание материала

Переливает воду двумя руками

Переливает воду используя инструмент

Наматывание материала

Наматывает веревку на катушку, палку,

Вращение предмета

Вращает шляпку гриба

Откручивает крышку банки

Не соотносит резьбу на банке и крышке, но закручивает крышку на банке

Соотносит резьбу на банке и крышке,  закручивает крышку на банке

Сжимание предмета

Двумя руками

Ведущей рукой

Сжимает прищепки пальцами

Вынимание, складывание, перекладывание предметов

Вынимает кубики из корзины

Складывает кубики в корзину

Перекладывает кубики из одной корзины в другую

Вставление предметов в отверстия

Вставляет одинаковые стаканчики друг в друга дном снизу

Вставляет одинаковые стаканчики друг в друга дном сверху

Вставляет шарики в отверстия

Вставляет мозаику в отверстия

Нанизывание предметов

Нанизывает кольца на стержень

Нанизывает бусины на нить с наконечником

2 балла-выполняет самостоятельно

1 балл -выполняет с помощью

0 баллов-не выполняет

Приложение 2

Диагностические  пробы по коррекционному курсу

 «Предметно-практические действия»

  1. Действия с материалами

Проба 1. Сминание материала

Цель: оценить умение сминать материал (бумагу)

Диагностический материал: листы бумаги разной плотности (бумажная салфетка, газета, лист цветной бумаги)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком лист цветной бумаги и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком газету и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком бумажную салфетку и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (одной рукой, двумя руками) / помогает выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок сминал разные по плотности листы бумаги двумя руками (ведущей рукой)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не сминал материал, сминал отдельные образцы бумаги, сминал только ведущей рукой или двумя руками, сминал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата сминание материала двумя руками (одной рукой) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Разрывание материала

Цель: оценить умение разрывать материал (бумагу)

Диагностический материал: листы бумаги разной плотности (бумажные салфетки, газета, цветная бумага)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком лист цветной бумаги и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком лист газеты и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком бумажную салфетку и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): (графическое изображение): «Разорви» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок разрывал разные по плотности листы бумаги двумя руками (пальцами)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не разрывал материал, разрывал отдельные образцы бумаги, разрывал только двумя руками, разрывал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата разрывание материала двумя руками (пальцами) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 3. Размазывание материала

Цель: оценить умение размазывать материал двумя руками, одной рукой, пальцем

Диагностический материал: пена для бритья, клейстер, пальчиковая краска, 3 подложки

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, выдавливает пену для бритья и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, наливает клейстер и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, наливает пальчиковую краску и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Размажь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой, пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок размазывал материал двумя руками, ведущей рукой, пальцем

1 балл – при выполнении пробы ребенок не размазывал материал, размазывал одним или двумя способами, размазывал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата размазывание материала двумя руками (одной рукой, пальцем) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Разминание материала

Цель: оценить умение разминать материал двумя руками (одной рукой)

Диагностический материал: мягкое тесто, мягкая пластичная масса, восковой пластилин, подложка

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, мягкое тесто и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, мягкую пластичную массу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком подложку, восковой пластилин и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Разомни» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (двумя руками, одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок разминал материал двумя руками, ведущей рукой

1 балл – при выполнении пробы ребенок не разминал материал, разминал одним способом, разминал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата разминание материала двумя руками (одной рукой) в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 5. Пересыпание материала

Цель: оценить умение пересыпать материал

Диагностический материал: песок (крупа, бобы) (выбор материала зависит от индивидуальных особенностей ребенка), 2 таза, совок

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из которых – песок (крупа, бобы), другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Пересыпь» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (пересыпание совком) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок пересыпал материал двумя руками, ведущей рукой, пользуясь совком

1 балл – при выполнении пробы ребенок не пересыпал материал, пересыпал материал одним или двумя способами, пересыпал материал с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата пересыпание материала руками (с помощью инструмента) в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла совершенствование действия пересыпания материала является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 6. Переливание материала

Цель: оценить умение переливать материал двумя руками (с помощью инструмента)

Диагностический материал: теплая вода, 2 таза, кружка

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит на стол перед ребенком таз с теплой водой и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Зачерпни воду и удержи в руках» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (зачерпывание и удержание воды двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог ставит на стол перед ребенком два таза, в одном из них вода, другой – пустой, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Перелей» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (переливание кружкой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок удерживал воду двумя руками, переливал воду, пользуясь кружкой

1 балл – при выполнении пробы удерживал воду двумя руками, переливал воду, пользуясь кружкой, с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата переливание материала двумя руками (с помощью инструмента) в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла совершенствование действия переливания материала является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 7. Наматывание материала

Цель: оценить умение наматывать материал на катушку (палку)

Диагностический материал: катушка (палка) с закрепленной на ней толстой веревкой

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком катушку (палку), на которую частично намотана толстая веревка, и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Намотай» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок полностью намотал толстую веревку на катушку (палку), на которую частично намотана веревка

1 балл – при выполнении пробы ребенок наматывал толстую веревку на катушку (палку) с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата наматывание материала в СИПР актуален при оценке 1 балл.

  1. Действия с предметами

Проба 1. Захват, удержание, отпускание предмета

Цель: оценить умение захватывать, удерживать и отпускать предмет

Диагностический материал: шарик, кубик

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком шарик (кубик) и предъявляет поочередно речевые инструкции (графические изображения): «Возьми», «Держи», «Положи» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок захватывал, удерживал и отпускал предметы по просьбе (образцу)

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или два действия, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата захват, удержание, отпускание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 2. Встряхивание предмета

Цель: оценить умение встряхивать предмет

Диагностический материал: предмет, издающий звук при встряхивании (например, маракас); игрушка, светящаяся при встряхивании (выбор материала зависит от особенностей зрительного и слухового восприятия)

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком маракас (светящуюся игрушку) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Потряси» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок встряхивал предмет

1 балл – при выполнении пробы ребенок не встряхивал предмет, встряхивал предмет с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата встряхивание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 3. Толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе

Цель: оценить умение толкать предмет от себя и притягивать предмет к себе

Диагностический материал: игрушка на колесах со шнурком (коробка), мяч, небольшой шкаф в помещении

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит) в помещении комнаты. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет игрушку на колесах со шнурком на небольшом расстоянии от ребенка, располагая ее шнурком к ребенку (коробку), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Придвинь к себе» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  1. Педагог кладет на стол перед ребенком мяч (коробку), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Толкни (отодвинь) от себя» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  2. Педагог подводит ребенка к шкафчику и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой шкафчик» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет в шкафчик какие-нибудь материалы.
  4. Затем педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой шкафчик» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок притягивал игрушку на колесах (коробку) к себе, толкал мяч (отодвигал коробку), открывал и закрывал дверцу шкафчика

1 балл – при выполнении пробы ребенок выполнял только одно действие или не со всеми предметами, выполнил одно и/или два действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата толкание предмета от себя и притягивание предмета к себе в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 4. Вращение предмета

Цель: оценить умение вращать предмет

Диагностический материал: пластиковая банка с завинчивающейся крышкой, деревянный гриб с вращающейся шляпкой

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком деревянный гриб с шляпкой на резьбе, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покрути шляпку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком банку с завинчивающейся крышкой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой банку» / «Открути крышку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком банку и крышку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Закрути крышку» / «Закрой банку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок вращал шляпку гриба, откручивал крышку банки и, соотнеся резьбу на банке и крышке, закручивал крышку на банке

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно и/или два действия, не соотносил резьбу на банке и крышке, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вращение предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 5. Нажимание на предмет

Цель: оценить умение нажимать на предмет кистью (пальцем)

Диагностический материал: светильник с большой кнопкой, кнопка беспроводного звонка

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком светильник с большой кнопкой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нажми» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (нажимание кистью) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком кнопку беспроводного звонка, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Нажми» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (нажимание пальцем) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок нажимал на предмет всей кистью, пальцем

1 балл – при выполнении пробы ребенок не нажимал на предмет, нажимал на предмет одним способом (кистью или пальцем), нажимал на предмет с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата нажимание на предмет в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 6. Сжимание предмета

Цель: оценить умение сжимать предмет двумя руками (одной рукой, пальцами)

Диагностический материал: резиновая игрушка, издающая звук при сжимании; коробка, 5 прищепок, коробка с жесткими стенками

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком резиновую игрушку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сожми игрушку двумя руками» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание двумя руками) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком резиновую игрушку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сожми игрушку одной рукой» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание одной рукой) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком коробку, на стенку которой прикреплены прищепки, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Сними прищепки» или показывает жестом / дает образец выполнения действия (сжимание пальцами) / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок сжимал предметы двумя руками, ведущей рукой, пальцами

1 балл – при выполнении пробы ребенок не сжимал предметы двумя руками, ведущей рукой, пальцами; сжимал предметы одним или двумя способами, сжимал предметы с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата сжимание предмета в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 7. Вынимание, складывание, перекладывание предметов

Цель: оценить умение вынимать и складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую

Диагностический материал: 2 корзинки, 5 кубиков

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком корзинку с кубиками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Достань кубики» / «Положи кубики на стол» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком корзинку с кубиками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Убери кубики» / «Положи кубики» / «Положи кубики в корзинку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком 2 корзинки, в одной из которых лежат кубики, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Положи кубики в другую корзинку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок вынимал кубики из корзины, складывал кубики в корзину, перекладывал кубики из одной корзины в другую корзину

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или два действия с предметами, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вынимание, складывание, перекладывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 8. Вставление предметов в отверстие

Цель: оценить умение вставлять предметы в отверстия

Диагностический материал: одинаковые пластиковые стаканчики – 5 шт., корзинка, коробка с круглыми отверстиями, 5 шариков; мозаика

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком пластиковые стаканчики (дном вверх), привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Сделай башню» / «Построй башню» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком пластиковые стаканчики (дном вниз), привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Собери все стаканчики в один» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком коробку с отверстиями и корзинку с шариками, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вставь шарики» / «Положи шарики в отверстие» или показывает жестом / дает образец выполнения / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  5. Педагог кладет на стол перед ребенком мозаику, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вставь мозаику» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок вставлял одинаковые стаканчики друг в друга, вставлял шарики и мозаику в отверстия

1 балл – при выполнении пробы ребенок не выполнял действия, выполнил одно или несколько действий, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата вставление предмета в отверстие в СИПР актуален при оценке 1 балл.

Проба 9. Нанизывание предметов

Цель: оценить умение нанизывать предметы на стержень (нить)

Диагностический материал: стержень на подставке, деревянными кольца, толстая нить с деревянным наконечником, крупные деревянные бусины Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог ставит на стол перед ребенком стержень на подставке и корзинку с деревянными кольцами, привлекает внимание к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Надень кольца на стержень» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком нить с деревянным наконечником, деревянные бусины, привлекает внимание ребенка к материалу и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Собери бусы» / «Сделай бусы» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок нанизывал кольца на стержень, крупные бусины на нить с наконечником

1 балл – при выполнении пробы ребенок не нанизывал кольца на стержень и /или крупные бусины на нить с наконечником, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата нанизывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла формирование действия нанизывания является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.

Проба 10. Открывание и закрывание предметов

Цель: оценить умение открывать и закрывать предметы

Диагностический материал: коробка круглая с крышкой, коробка прямоугольная (квадратная) с крышкой

Порядок проведения пробы:

  1. Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
  2. Педагог кладет на стол перед ребенком круглую закрытую коробку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  3. Педагог кладет на стол перед ребенком прямоугольную (квадратную) закрытую коробку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Открой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  4. Педагог кладет на стол перед ребенком круглую открытую коробку и крышку к ней, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой коробку» или показывает жестом / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».
  5. Педагог кладет на стол перед ребенком прямоугольную (квадратную) открытую коробку и крышку к ней, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Закрой коробку» или показывает жестом) / дает образец выполнения действия / помогает ребенку выполнить действие, используя прием «рука в руке».

*Проба проводится 1 раз

Оценка. 

2 балла – при выполнении пробы ребенок открывал и закрывал круглые и прямоугольные (квадратные) коробки

1 балл – при выполнении пробы ребенок не открывал и не закрывал круглые и прямоугольные (квадратные) коробки; не закрывал круглые и /или прямоугольные (квадратные) коробки, выполнял действия с помощью педагога

Выбор из программного материала ожидаемого результата открывание и закрывание предметов в СИПР актуален при оценке 1 балл. Если при оценке 2 балла формирование действия открывания, закрывания является актуальным для ребенка, ожидаемый результат также выбирается в СИПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год

Формирование  целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами........

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс

Данная рабочая программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Примерной а...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

Цель коррекционного курса - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Основные задачи реализации содержания курса:Формирование интереса к предметн...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант II...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...