Доклад "Методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации"
методическая разработка

Нанаева Хеда Хасановна

Доклад

 «методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kohlearnaya_implantatsiya_u_detey.docx100.26 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарным имплантом »

http://usharik.ru/site/images/stories/opus2.png

Составитель:

Нанаева Х.Х.

учитель – дефектолог

высшей квалификационной категории

        

г. Грозный

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………..…….………..……………….....……3

1. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта (КИ) ………….………....4

2. Особенности коррекционной работы с детьми школьного возраста после кохлеарной имплантации ………………………………….……………………..…...5

Заключение ……………………………………………………………………………10

Список использованной литературы  ……………………………………………..…11

Введение

      Один из самых эффективных методов помощи глухим в настоящее время, который позволяет им реагировать на окружающие звуки, различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные, и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду – КОХЛЕАРНАЯ  ИМПЛАНТАЦИЯ.

    Под данным термином подразумевают хирургическое вмешательство,  в процессе которого  во внутреннее ухо пациента вводятся электроды, обеспечивающие восприятие звуков благодаря электрической стимуляции слухового нерва.

     КИ по существу является разновидностью слухового аппарата. Однако он не просто усиливает звук. Он заменяет волосковые клетки внутреннего уха и передает звуковую и речевую информацию с помощью слабых электрических разрядов прямо к слуховому нерву.  КИ дает возможность воспринимать высокочастотные звуки, которые люди с большой потерей слуха не слышат даже с помощью мощных слуховых аппаратов.

       Кохлеарная имплантация - это не только хирургическая операция, а целая система мероприятий. Она включает:

  • предоперационное диагностическое обследование и отбор пациентов;
  • хирургическую операцию;
  • послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов с КИ.

    Последний этап является самым длительным, и успешность его  зависит от взаимодействия сурдопедагога, аудиолога, логопеда, сурдолога, психоневролога, психолога центра, в котором проводилась операция кохлеарной имплантации, подключение и настройка процессора КИ, и где дети проходят регулярные курсы реабилитации. По существу, имплантированные пациенты сохраняют связь с центром в течение всей жизни, в виду необходимости решения вопросов, определяемых особенностями эксплуатации КИ (настройка процессора, замена поврежденных элементов, замена на более современные модели КИ), проблемами слухоречевой реабилитации, социальными проблемами.
   
Однако основная работа ложится на плечи местных специалистов, которые продолжают реабилитационные мероприятия в соответствии с рекомендациями сотрудников Центра кохлеарной имплантации. Важнейшую роль в успешной реабилитации детей с КИ играют их родители и близкие. Их обучение навыкам развития слуха, речи у детей с КИ, психологическая и социальная поддержка являются одним из существенных компонентов всей системы послеоперационной реабилитации.

  1. УСТРОЙСТВО  И  ПРИНЦИП РАБОТЫ КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТА

      Современные модели КИ производства разных фирм при технических отличиях имеют сходную конструкцию. КИ состоит из 2-х основных частей - имплантируемой и наружной. Имплантируемая часть содержит приемник, цепочку активных электродов и референтный электрод. Она является самостоятельной и полностью автономной, т.к. не имеет никаких внешних выводов, не содержит элементов питания и каких-либо других деталей, требующих замены.

   Наружная часть КИ включает микрофон и речевой процессор, размещаемые в корпусе заушного (в старых моделях - карманного) слухового аппарата, а также радиопередатчик. Радиопередатчик носится за ухом под волосами. Он притягивается к имплантированной части через кожу с помощью магнита. Речевой процессор является главной и самой сложной наружной частью КИ. Он представляет собой малогабаритный специализированный компьютер. На наружных частях КИ есть регуляторы, которые позволяют регулировать громкость звуков, выбрать программу их обработки и др. Там также имеются специальные индикаторы, контролирующие его работу, в том числе индикатор разрядки батарей (обычно световой и звуковой). Кроме того, к нему можно подключить разные внешние устройства - телевизор, телефон и др.

      Для работы КИ нуждается в электрическом питании. Источником питания КИ служат перезаряжаемые аккумуляторы или одноразовые батареи. Карманные модели КИ снабжены аккумуляторами. Миниатюрные модели КИ в виде заушины используют одноразовые батареи. Модель КИ Тетро+ (фирма MED-EL, Австрия) может использовать одноразовые батареи и аккумуляторы, которые располагаются в выносном блоке. Питания одноразовых батарей обычно хватает на несколько дней работы КИ, и поэтому их использование требует значительных финансовых затрат. Поэтому многие пациенты, имеющие модель КИ в виде заушины, предпочитают использовать перезаряжаемые аккумуляторы, расположенные в выносном блоке. КИ имеют специальный (обычно световой и звуковой) индикатор разрядки батарей.

     Внутренняя (имплантированная) часть КИ не требует замены по мере роста ребенка. Это определяется тем, что к моменту рождения ребенка внутреннее ухо у него сформировано и больше не растет, с ростом ребенка увеличиваются размеры только черепа и мозга. Во время операции цепочка электродов фиксируется, чтобы по мере роста головы ребенка положение электродов в улитке не менялось.

Современные модели КИ разработаны таким образом, что при создании новых более совершенных моделей КИ можно заменить внешнюю часть КИ на новую, не проводя повторную операцию.

2. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

      В настоящее время наша школа-интернат перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей (глухих, слабослышащих, кохлеарно имплантированных).

    Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов.)

   Перед школой-интернатом для глухих и слабослышащих детей так же, как и перед обычной общеобразовательной школой, стоит одна из задач – усвоение опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Кроме того, школа-интернат должна подготовить детей с нарушением слуха к жизни в среде слышащих и к общению с ними.

   В настоящее время значительно увеличилось количество  детей после КИ, поступающих в нашу школу, поэтому с 2014-2015 учебного года были организованы отдельные  классы для  детей после кохлеарной имплантации.   

    Глухие дети после кохлеарной имплантации, поступающие в нашу школу в подготовительный класс относятся к сложной категории. Это обусловлено рядом обстоятельств:

  • поздние сроки имплантации (5-6 лет);
  • отсутствие послеоперационной реабилитации;
  • наличие у них сопутствующих нарушений различного вида.

К ним относятся проблемы слуховой памяти, психических процессов, недостаточный уровень языкового развития.

      Педагоги и специалисты-дефектологи в школе-интернате сталкиваются с проблемой организации образовательного и коррекционного процесса для данной категории детей. Актуальность проблемы педагогической реабилитации и социализации данной категории детей продиктована современными требованиями теории и практики коррекционной педагогики, направленной на поиск новых оптимальных путей реабилитации после кохлеарной имплантации.

   Именно поэтому, наряду с основной программой  обучения мы успешно используем в своей работе  элементы верботонального метода разработанного П. Губерином.  

  • Аудиовизуальный курс (АВК);
  • Фонетическая ритмика.

  Под термином «аудиовизуальный курс» подразумевается зрительная и слуховая

помощь, когда каждая фраза сопровождается соответствующим картинным материалом. Это дает быстрее и легче развить самостоятельную речь у детей с нарушениями слуха. Ребенок слушает и усваивает грамматическую ситуацию,

соотнеся зрительный образ на картинке и слуховой образ, предъявляемый педагогом.

    Все аудиовизуальные курсы построены в виде диалога, являющихся основной языковой формой речевой ситуации. Картинки, соответствующие фразам диалога, связаны между собой по смыслу, так как они должны восприниматься как единое целое. Картинка связывает   лексико-грамматическую   сторону   речи   с   ее   зрительным   ситуативным восприятием, тем самым, помогая звуковому запоминанию.

Аудиовизуальный курс не учит грамматике, а учит речи.

     Фонетическая ритмика органически вошла в нашу работу по формированию произношения и сыграла существенную роль как в коррекции речи детей после КИ,  так и в развитии у них естественности движений.
    Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
    В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

   Для слухоречевой реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации мы используем слуховой метод обучения речи, разработанный в НИИ уха, горла, носа и речи Санкт-Петербурга. Этот метод успешно применяется также при развитии речи у детей со слуховыми аппаратами. Цель «слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.         Девиз этого метода: «Слушай, думай и говори, слушая весь день». Он предполагает развитие у глухого ребенка с КИ или СА фонематического слуха - умения различать все звуки речи. Фонематический слух является основой для естественного спонтанного развития речи.

      Классы кохлеарно имплантированных детей оснащены электроакустической аппаратурой серии VERBOTON VT62

   Эта аппаратура предназначена для дополнительной синхронной акустической стимуляции неимплантированного уха. Такой процесс реабилитации с применением верботонального метода и аппарата VERBOTON ускоряет развитие речи, а вместе с тем является очень успешной подготовкой для дополнительного протезирования электроакустическим слуховым аппаратом на неоперированное ухо.

    В нашей школе  коррекционную помощь детям после кохлеарной имплантации  оказывают опытные педагоги:

  • учителя – дефектологи на  индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и устной речи;
  • воспитатели во время внеклассных занятий;
  • психологи;
  • учитель музыки  на занятиях,  которого дети слушают, угадывают различные жанры музыки - марш, песня, танец.

   Практический опыт обучения таких детей показывает, что успешность их реабилитации зависит от эффективности проводимой коррекционной работы, собственной мотивации, личностных особенностей обучающихся.

   Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия: ребенок должен постоянно находиться в речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Главной целью программы реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации является формирование, восстановление и дальнейшее развитие слухового восприятия, устной речи и невербальных навыков, необходимых для полноценной социальной интеграции детей после кохлеарной имплантации, с учетом их индивидуальных особенностей.

   В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением   разнообразных методов и приемов, у детей с КИ школьного возраста  достаточно быстро наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии. При условии сохранного интеллекта,  формирование речи после КИ идёт по этапам развития речи слышащих детей.  Они естественным образом накапливают активный и пассивный словарь, овладевают грамматическими навыками и навыками связной речи.

   Самое главное  - своевременная реабилитация это залог качественного обучения!

   Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!

ЛИТЕРАТУРА

1. Базаров В.Г., Кравчук Л.А., Карамзина Л.А. и др. Кохлеарная имплантация //Журн. ушн.,нос. и горл, бол.- 1993.-N2.- С. 6-15.

2. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. - М.: Медицина, 1986.- 176 с.

3. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация - новое направление реабилитации глухих детей //Дефектология.- 2001.- № 1. - С. 17-26.

4. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами //Дефектология.- 2001. -№ 5. -С. 21-35.

5. Королева И.В. Реабилитация детей с кохлеариыми имплантами. - СПб, 2004.- 44 с.

6. Королева И.В. Психолого-педагогическая реабилитация глухих школьников после кохлеарной имплантации //Специальное (коррекционное) образование Ленинградской области на службе отечественной сурдопедагогики.- С-Пб., 2004, С.63-68.

7. Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№ 3.-С.25-38.

8. Королева И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у дегей младшего возраста //Дефектология.- 2002.-№4.-С.28-40

9. Кохлеарная имплантация. Учебн. пособ. (составитель-Таварткиладзе Г.А.).- М.,2000.-81 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

 В настоящее  время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слух...

Работа с детьми после кохлеарной имплантации. Технология различения часто используемых слов и простых фраз.

В статье представлено содержание педагогической работы  с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, раскрыт этап по различению часто используемых слов и простых фраз. Это один из ...

Приемы работы по формированию речи и слухового восприятия у детей со сложной структурой дефекта после кохлеарной имплантации.

В статье описывается система работы по формированию предметного словаря у  детей со сложной структурой дефекта в состоянии после кохлеарной имплантации. Материал может быть интересен  сурдоп...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях школы - интерната.

Что подразумевается под "кохлеарной имплантацией"(КИ)? Как работает кохлеарный имплант? И о необходимых условиях для развития устной речи детей после кохлеарной имплантации вы сможите узнать...

Презентация к статье "Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях школы - интерната"

Презентация к статье "Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в всловиях школы - интерната"...