Доклад «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».
статья

Мадебейкина Алина Николаевна

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию на тему:

«Особенности коррекционной

работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Составил: Воспитатель  10 группы( 6 класс)  

  БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья" Минобразования Чувашии

 Мадебейкина А.Н.

п. Саланчик  2020 г.

БОУ "Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

В. П.Кащенко

Воспитание - вторая после учения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

    Работая воспитателем в коррекционной школе,  я  прививаю  воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены; контролирую выполнение режима дня  воспитанников, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга; поддерживаю постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья;  чётко и целенаправленно планирую свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми; провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию.

    Занятия в нашей школе проходят в одну смену с 09.00 до 14.10. Все оставшееся время также четко спланировано, предусматриваем все необходимое: 5- разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится:

1) на  самоподготовке;

2) воспитательных часах;

3) в режимных моментах дня.

     В коррекционной школе самоподготовка - одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  мои воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задания в строго отведенное время. Я настраиваю ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому. 

      Во время выполнения домашнего задания я контролирую работу  воспитанников и провожу индивидуальную работу со слабыми  ребятами (даю возможность подумать, осторожно навожу на мысль). Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости  воспитанников. Я руководствуюсь указанными требованиями во время самоподготовки, и это может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки  я провожу физкультминутки сочетающие различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

      После выполнения домашнего задания  проводится воспитательский  час.     Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час, я отвожу для бесед. Воспитательский час - это час общения на острые темы нашей группы, класса через анализ жизненных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций, формирование навыка правильного поведения и его закрепление в практической жизни на основе убеждений, разъяснений, поощрений.  

       Тематику бесед  я определяю сама в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном, темы моих бесед по красным датам календаря: День Учителя, Новый год, День Матери,  23 февраля, 8 марта, 9 мая, День народного единства, Осенний праздник; Экологический праздник;  о нашем  Районе и его достопримечательностях; о     природе и  богатстве родного края;

о профессиях и людях труда «Моя профессия»; о  правилах дорожного движения; по профилактике правонарушений  «Я и ЗАКОН», «Мои права и обязанности» и т д., по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании и алкоголизма: «Я  ЗДОРОВ». Провожу воспитательские часы "О здоровье"  приглашаю медсестру  , ведётся беседа по профилактике различных заболеваний.   

     Ведётся воспитательная работа, через трудовую деятельность, беседы,  фильмы, индивидуальная работа  над коррекцией поведения по формированию норм нравственности, вежливость, уважения, порядочность, благородство к другим людям, умение внимательно слушать речь, не перебивая говорящего, правильно реагировать на замечания, над коррекцией поведения работу  проводим совместно с  социальным педагогом,  психологом.  

     Большинство воспитанников нашей школы из неблагополучных семей.   Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок. Я провожу беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. Дети нашей школы посещают общую баню, перед походом в баню, дети получают инструктаж «О посещении бани и правилах поведения в общественных местах», все желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в стирку свои вещи, а так же сами стирают свои вещи.  Кроме этого воспитанники в свободное время занимаются   мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь. А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, классов; очищают от мусора, метут территорию школьного двора. Зимой очищают территорию школьного двора от снега.

Обучающиеся нашей школы находятся дома в окружении родителей, родственников и их друзей, которые  сквернословят, дерутся, неправильно ведут себя дома и в общественных местах. Ребята не приучены соблюдать даже элементарные правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в транспорте и т.п. для воспитания у них правил культурного поведения я провожу по понедельникам   "Час культуры". Я учу ребят правильно себя вести. Провожу беседы и сюжетно - ролевые игры по правилам культурного поведения;  любоваться природой.

Организовываю экскурсии:

  • на природу,
  • в магазин,
  • в музей,
  • в кинозал г. Шумерля «Восход»
  • на выездные выставки творческих работ

      Мы с ребятами  мастерим  всевозможные поделки из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, и природного материала из бросового материала, вышивают и вяжут. А также рисуют, выжигают. Привлекаю к участию в мероприятиях различных уровнях;  кружки, секции  (на  концертах, выставках конкурсах, спортивных соревнованиях). Воспитанники занимают призовые места, имеют грамоты, дипломы.  

Вязанием занимается  Надя Т., Наташа М., Лена Уг.  Вышиванием- Надя Т., Наташа М., Лена Уг., Вова Д., Игорь М., Арсений Р., по мере возможности Саша Н..

     В свободное время воспитанники знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое мнение к героям и событиям.

    Учащиеся моего класса с удовольствием посещают все кружки и секции в школе- интернат: Спортивная, Шашки и Шахматы, Компьютер, Рисование и Швейное дело. Возможности наших детей  разнообразны, поэтому ребята добиваются  разных результатов, участвовают в олимпиадах конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе -интернат. И от того, как мы работаем, зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.

      Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников.

Список литературы:

1.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку: Книга для педагогов и родителей. – 2-е изд.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000

2.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: «АРКТИ», 2000.

3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому. – М.: «Карапуз», 2000.

4. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме.- М.: «АРКТИ», 2006.

5. Н.М. Гончарова «Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися» (планирование, мониторинги развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями) Волгоград, 2007.

Используемые сайты:

  1. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/12/27/doklad-po-teme-osobennosti-korrektsionnoy-raboty-vospitatelya-v
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-po-teme-osobenosti-korekcionoi-raboty-vospitatelja-v-specialnyh-korekcionyh-uchrezhdenijah-internatnogo-tipa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Доклад по теме:«Особенности коррекционной работы воспитателя  в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа»....

Применение современного коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Краткое описание использования сенсорных комнат, песочной терапии, метода биологически обратной связи....