ОБЩЕШКОЛЬНАЯ СЛУХОРЕЧЕВАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка

Филимонова Ирина Евгеньевна

В статье кратко описываются основные этапы подготовки, проведения и подведения итогов школьной слухоречевой олимпиады для неслышащих обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ СЛУХОРЕЧЕВАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                                     

Принципиальное значение для формирования коммуникативной компетенции детей со сниженным слухом имеет работа по формированию речевого слуха обучающихся и произносительной стороны устной речи. Данный курс в ФГОС НОО ОВЗ включён в Коррекционно-развивающее направление и является обязательной частью внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения АООП.  Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы и т.д.

Поэтому одним из видов внеклассной работы, содействующих активизации речевого общения и реализации сформированных умений слабослышащих детей, является общешкольная слухоречевая олимпиада, которая проводится в целях развития мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах внешкольной деятельности.

Олимпиада проводится по предмету «Развитие слуха (РС) и формирование произношения (ФП)» для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; по предмету «Формирование речевого слуха (ФРС) и произносительной стороны устной речи (ПСУР)» для обучающихся по образовательным программам начального общего образования. Форма проведения олимпиады – очная.

При проведении олимпиады допускается использование информационно-коммуникационных технологий в части организации выполнения олимпиадных заданий, проверки и анализа олимпиадных заданий.

Основными задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся образовательного учреждения I-II вида слухоречевых способностей, интереса и стремление к совершенствованию своей речи, развитие коммуникативных навыков, создание условий для интеллектуального развития, пропаганда возможностей развития детей, имеющих нарушения слуха, повышение педагогической квалификации учителей.

В олимпиаде принимают участие обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы начального общего, основного общего образования. Школьный этап олимпиады проводится по заданиям, разработанным для обучающихся с 1-го по 10-е классы, поэтому олимпиада включает 2 этапа: 1 полугодие – 1 - 5(6) классы начального общего образования; 2 полугодие – 5(о) – 10 классы основного общего образования.

Организаторами олимпиады являются: учителя-дефектологи, сурдопедагоги, учителя, ведущие индивидуальную работу по предмету, которые имеют высшее дефектологическое образование. Число организаторов составляет 2 человека на группу (класс).

Организаторы участвуют в творческой группе по разработке методических рекомендаций по проведению школьного этапа олимпиады, включающих составление олимпиадных заданий по РС и ФП на основе содержания образовательных программ начального общего образования и основного общего образования, формирование необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Для организации и проведения каждого этапа олимпиады создается оргкомитет и утверждается его состав, а также жюри школьной слухоречевой олимпиады в которое входят учителя- дефектологи, администрация. Жюри осуществляет оценивание выполненных олимпиадных работ, проводит анализ олимпиадных заданий и их решений, определяет победителей и призеров олимпиады на основании рейтинга участников и оформляет итоговый протокол.

При проведении олимпиады каждому участнику олимпиады предоставляется отдельное рабочее место, оборудованное с учетом требований к проведению школьной слухоречевой олимпиады. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения олимпиады, обеспечивает выполнение олимпиадных заданий в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологическими требований к условиям и организации обучения в образовательных организациях.

Участие в олимпиаде индивидуальное, олимпиадные задания выполняются участником самостоятельно без помощи посторонних лиц. При необходимости организаторами создаются специальные условия в том числе: использование на олимпиаде необходимых для выполнения заданий технических средств; использование звукоусиливающей аппаратуры.

При разработке олимпиадных заданий в комплекты включаются теоретические и практические задания, предполагающие выполнение письменных, устных, практических заданий. Речевой материал подбирается согласно возрасту обучающихся, программным требованиям, с учетом особых образовательных потребностей и психофизических возможностей каждого ученика, в том числе и задания повышенной сложности. С содержанием заданий, обучающихся заранее не знакомят.

Результаты выполненных заданий оценивается членами жюри по следующим критериям:

- умение понимать обращенную речь в устной форме;

- умение пользоваться диалогической формой речи;

- состояние ритмико-интонационной речи, ее выразительность;

- уровень словесно-логического мышления и познавательных способностей.

По окончанию этапов школьной олимпиады издаётся приказ об утверждении итоговых результатов заключительного этапа олимпиады по развитию слуха и формированию произношения.



Предварительный просмотр:

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ СЛУХОРЕЧЕВАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                                     

Принципиальное значение для формирования коммуникативной компетенции детей со сниженным слухом имеет работа по формированию речевого слуха обучающихся и произносительной стороны устной речи. Данный курс в ФГОС НОО ОВЗ включён в Коррекционно-развивающее направление и является обязательной частью внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения АООП.  Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы и т.д.

Поэтому одним из видов внеклассной работы, содействующих активизации речевого общения и реализации сформированных умений слабослышащих детей, является общешкольная слухоречевая олимпиада, которая проводится в целях развития мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах внешкольной деятельности.

Олимпиада проводится по предмету «Развитие слуха (РС) и формирование произношения (ФП)» для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; по предмету «Формирование речевого слуха (ФРС) и произносительной стороны устной речи (ПСУР)» для обучающихся по образовательным программам начального общего образования. Форма проведения олимпиады – очная.

При проведении олимпиады допускается использование информационно-коммуникационных технологий в части организации выполнения олимпиадных заданий, проверки и анализа олимпиадных заданий.

Основными задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся образовательного учреждения I-II вида слухоречевых способностей, интереса и стремление к совершенствованию своей речи, развитие коммуникативных навыков, создание условий для интеллектуального развития, пропаганда возможностей развития детей, имеющих нарушения слуха, повышение педагогической квалификации учителей.

В олимпиаде принимают участие обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы начального общего, основного общего образования. Школьный этап олимпиады проводится по заданиям, разработанным для обучающихся с 1-го по 10-е классы, поэтому олимпиада включает 2 этапа: 1 полугодие – 1 - 5(6) классы начального общего образования; 2 полугодие – 5(о) – 10 классы основного общего образования.

Организаторами олимпиады являются: учителя-дефектологи, сурдопедагоги, учителя, ведущие индивидуальную работу по предмету, которые имеют высшее дефектологическое образование. Число организаторов составляет 2 человека на группу (класс).

Организаторы участвуют в творческой группе по разработке методических рекомендаций по проведению школьного этапа олимпиады, включающих составление олимпиадных заданий по РС и ФП на основе содержания образовательных программ начального общего образования и основного общего образования, формирование необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Для организации и проведения каждого этапа олимпиады создается оргкомитет и утверждается его состав, а также жюри школьной слухоречевой олимпиады в которое входят учителя- дефектологи, администрация. Жюри осуществляет оценивание выполненных олимпиадных работ, проводит анализ олимпиадных заданий и их решений, определяет победителей и призеров олимпиады на основании рейтинга участников и оформляет итоговый протокол.

При проведении олимпиады каждому участнику олимпиады предоставляется отдельное рабочее место, оборудованное с учетом требований к проведению школьной слухоречевой олимпиады. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения олимпиады, обеспечивает выполнение олимпиадных заданий в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологическими требований к условиям и организации обучения в образовательных организациях.

Участие в олимпиаде индивидуальное, олимпиадные задания выполняются участником самостоятельно без помощи посторонних лиц. При необходимости организаторами создаются специальные условия в том числе: использование на олимпиаде необходимых для выполнения заданий технических средств; использование звукоусиливающей аппаратуры.

При разработке олимпиадных заданий в комплекты включаются теоретические и практические задания, предполагающие выполнение письменных, устных, практических заданий. Речевой материал подбирается согласно возрасту обучающихся, программным требованиям, с учетом особых образовательных потребностей и психофизических возможностей каждого ученика, в том числе и задания повышенной сложности. С содержанием заданий, обучающихся заранее не знакомят.

Результаты выполненных заданий оценивается членами жюри по следующим критериям:

- умение понимать обращенную речь в устной форме;

- умение пользоваться диалогической формой речи;

- состояние ритмико-интонационной речи, ее выразительность;

- уровень словесно-логического мышления и познавательных способностей.

По окончанию этапов школьной олимпиады издаётся приказ об утверждении итоговых результатов заключительного этапа олимпиады по развитию слуха и формированию произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Сведения к аттестации 4 "Количество и % обучающихся, воспитанников, участвующих в различных видах внеурочной деятельности"

Различные виды внеурочной деятельности (индивидуальные занятия для детей «группы риска», одаренных детей, дополнительные занятия, факультативы, кружки и др.) по направлению деятельно...

Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»

Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...

Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности

Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка ...

Включенность обучающихся в различные виды внеурочной деятельности

Участие в различных мероприятиях помогает сплотить коллектив. Это формирует у ребят такие качества как взаимопомощь, поддержка, взаимоуважение....

статья "Развитие коммуникативных умений у обучаемых в различных видах речевой деятельности"

Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Достичь этой цели позволяет коммуникативно-деятельностный подход, который представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на овлад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...