Технологическая карта логопедического занятия "Предложение"
методическая разработка

Лазарева Анна Николаевна

Закрепление умений в грамматически правильном построении предложений. 

Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, составление предложений из слов. Развитие ритмической структуры речи. Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- моторной координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический урок

2 класс

Технологическая карта урока

Логопедическая тема: Предложение.

Тип урока: интегрированный

Цель: Закрепление умений в грамматически правильном построении предложений.

Задачи:

Образовательные: закрепить понятие «предложение», учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

Коррекционные: 

      1. развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова и составление предложений из слов;

  1. Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- моторной координации.
  2. Развитие ритмической структуры речи.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры речевого общения, самоконтроля.

Оборудование: мешочки с заданиями, карточки со слогами (пред-, ло-, же-, ни-, е), лента с кружками, карточки с заданиями, листы с разлиновкой, ножницы, сладкие призы.

Мультимедийное обеспечение: презентация, аудиозапись.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам придет кто-то в гости. Но вам самим нужно будет угадать имя этого героя. А как это сделать, она вам расскажет сама.

В класс входит герой.

Здороваются.

2.  Определение темы и целей урока. 

  1. Сообщение темы занятия.

Герой: Здравствуйте, дети! Для того, чтобы отгадать мое имя, вам нужно будет из слогов, которые находятся у меня на одежде, составить слово – это и будет моим именем. (На одежде прикреплены слоги ПРЕД, ЛО, ЖЕ, НИ, Е)

Логопед: Открепите слоги и составьте из них слово.

Герой: Правильно, моё имя «Предложение».

Логопед: И тема сегодняшнего занятия «Предложение».

Логопед: Ребята, а кто вспомнит, что такое предложение, из чего оно состоит?

  1. Деление предложения на слова.

Герой: Всё правильно. И сегодня я вам принесла чудесные мешочки, всего их 5. В каждом, из которых лежит какое-то задание, за выполнение которого, вы будите получать карточку со словом. Из всех полученных слов в конце занятия, вы составите главное предложение-сюрприз!

И так приступим. У меня есть чудесный мешочек под номером 1. Давайте скорей посмотрим, что же там за задание.

Герой достаёт из первого мешочка задание и отдаёт его логопеду.

Логопед: Смотрите, у меня есть вот такая лента и на ней есть кружочки. Я эту ленту положу на пол, и сейчас вам гостья будет произносить предложение, а вы должны пройти по кружочкам. Один кружок – это одно слово. Но это еще не всё. В конце ленты будут лежать знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знак. Вам нужно будет подумать и в конце ленты, когда пройдёте, положить нужный знак.

Герой: И так, первое предложение

  1. «Наш класс большой и светлый.»
  2. «Какой твой любимый предмет?»
  3. «Мне по математике поставили оценку пять!»
  4. «Мальчики спешили в школу.»

Герой: Молодцы, ребята, за это задание вы получаете первое слово «детки».

  1. Развитие зрительно внимания и памяти.

Герой: Переходим к чудесному мешочку под номером 2. Давайте скорей посмотрим, что же там за задание.

Герой передаёт задание логопеду.

Логопед: Ребята, здесь даны 5 слов и всего 2 предложения. Вам нужно догадаться и по смыслу вставить в каждое предложение только по одному слову. Окончание слов можно изменять. На экране также вы видите эти предложения и слова. (Слайд 1)

Предложения: 

1. Дети принесли _____ на урок физкультуры.

2.На завтрак в школьной столовой дают _______ .

Слова: 1. Огород. 2. Бутерброд. 3. Форма. 4. Тетрадь. 5. Суп.

Герой: Давайте прочитаем, что у вас получилось!

Правильно, молодцы. Все справились с этим заданием.

На экране презентации также высвечиваются готовые предложения. (Слайд 2)

Герой: А теперь выберите одно предложение, которое вам понравилось, еще раз его прочитайте про себя и запишете по памяти. А потом вы составите к нему графическую схему.

Логопед забирает у детей предложения и слайд на презентации закрывается.

Логопед проверяет правильность выполнения задания. И на экране появляется слайд с предложениями и графическими схемами к ним. (Слайд 3)

Логопед: Молодцы, справились и с этим заданием.        

Герой: И за такое сложное задание я вам даю сразу две карточки со словами: «Все», «сладкие».

  1. Составление предложения по картинкам.

И переходим к мешочку под номером три. Давайте посмотрим, что же там за задание.

Логопед: Даны картинки, каждая картинка – это одно слово. Сейчас вы объединитесь по два человека и каждой паре будут даны свои картинки, из которых вы попробуете составить предложение. Картинки выложите в нужном последовательности на парте. А затем уже назовете само предложение.

 Также картинки представлены на слайде. (Слайд 4)

Предложения: 1. Девочка пишет в тетради ручкой.

                        2. Мальчик читает учебник по чтению.

Картинки:

1. Девочка, картинка-действие «писать», тетрадь, предлог «в» в виде колобка в коробке, ручка.

2. Мальчик, картинка-действие «читать», предлог «по» в виде колобка, учебник.

Логопед: А теперь давайте скажем, что за предложение у каждой пары получилось. Назовите. (на слайде правильное расположение картинок, слайд 5)

Герой: Молодцы, ребята, все справились. А теперь давайте отхлопаем эти предложения. Не забываем, что один хлопок – это одно слово.

Отлично, и так за это задание вы получаете, еще одно слово «любят».

  1. Физкультминутка.

Логопед: А сейчас, мы немного отдохнем, встанем и поиграем. Я вам буду показывать карточку, а вы пробовать повторять движение, а наше «Предложение» будет проверять, правильно ли вы это делаете!

  1. Деление предложения на слова.

Герой: Ну что же, берем следующий мешочек под номером четыре. Ой, что же тут у меня, а здесь лежит 4 батона, но они не простые, там написаны предложения, но все слова слиплись. Нужно правильно разрезать эти батоны, чтобы каждое слово было отдельно и получилось красивое предложение.

Предложения: 

1. Ученик очень любит урок математики.

2. Маша идёт в школу за знаниями.

3. Дети очень любят дежурить в классе.

4. На перемене все громко кричат.

Логопед: Также эти батоны у вас находятся на слайде. (Слайд 6)

Логопед: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 7) и проверим, правильно ли вы разрезали батоны! Молодцы, справились и с этим заданием, всё верно. Ну что «Предложение», давайте нам еще одно слово.

Герой: Да, да, ребята молодцы, и за это вам даю еще одно слово «очень».

  1. Составление предложения из слов.

Герой: И остался у нас последний 5 мешочек. Давайте скорее смотреть, что же там? Ой, а там карточка, на которой написано: «Звуковое обращение от «СЛОВА». Это моя подруга, решила прислать вам какое-то задание, давайте посмотрим на экран и послушаем, что же она хочет у вас спросить? (Слайд 8)

На слайде появляется радуга и голос рассказывает задание: «После дождя появилась радуга, на которой написаны слова. Вставь слово в полосочки соответствующего цвета. Составь из полосок разного цвета предложение.»

Предложение: «В школе начался праздник ко дню мамы».

Логопед: Давайте посмотрим на экран и проверим, правильно ли вы составили предложение. (Слайд 9)

Герой: Молодцы, ребята и вы за это задание получаете последнее слово «конфетки!»

Логопед: И так, ребята, вы собрали все слова, сосчитайте сколько их?

Логопед: Правильно! Теперь вы должны составить главное предложение-сюрприз из этих шести слов.

Составляют слово «Предложение» и называют его.

- Предложение состоит из слов, которые связаны между собой по смыслу и имеют законченную мысль.

- Предложение начинаем писать с заглавной буквы и в конце ставим знаки препинания: точку, вопросительный или восклицательный знак.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Читают составленные предложения.

Дети записывают по памяти одно предложение и составляют к нему графическую схему.

Проверяют написанные предложения и схемы.

Дети выкладывают картинки и составляют предложения.

Читают получившиеся предложения.

Отхлопывают предложения.

Выполняют движения.

Разрезают батоны.

Читают получившиеся предложения.

Слушают аудиозапись.

Составляют предложение из слов.

Проверка предложения

- Шесть.

Дети составляют предложение:

«Все детки очень любят сладкие конфетки!»

3.  Подведение итогов.

Логопед: Правильно, молодцы! Ребята, понравился ли вам наше сегодняшнее занятие? Посмотрите на экран, перед вами три смайлика. Выберите тот, который вы можете поставить за сегодняшнее занятие и нарисуйте его на листочке в квадратике.

Герой: Постойте, но это же еще не всё, ну-ка вспомните, как звучало наше главное предложение-сюрприз.

Герой: И Мы вместе с логопедом подготовили для вас сюрпризики в виде сладких конфеток.

Детям раздаются конфетки!

Герой: До свидания!

Логопед: До свидания!

Оценивают себя.

Повторяют предложение.

- Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителе...

Технологическая карта логопедического занятия для 3 класса.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов -- письмо, чтение. Тем самым своевременная...

Технологическая карта логопедического занятия на основе системно - деятельностного подхода.

Логопедическое занятие во втором классе (ОНР 4-ый уровень). Тема "Дифференциация звуков "С" - "Сь"....

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...

Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)

Цель занятия: Формирование у младших  школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...

Технологическая карта логопедического занятия

Формирование у обучающихся базовых учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Технологическая карта логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков Р и Л

Форма организации: подгрупповая.Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии (кинезиологические упражнения ,пальчиковая гимнастика, динамические паузы) ;• информационно-коммуникативные...