Этапы работы над стихотворным текстом с глухими обучающимися старших классов на ИКЗ.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Герасимова Татьяна Вячеславовна

В этой работе представлены этапы работы над стихотворным текстом с глухими обучающимися на индивидуальных коррекционных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Лирика – особый род художественной литературы. Она выражает чувства, переживания человека в яркой, взволнованной, чаще всего стихотворной форме и потому обращена непосредственно к сердцу читателя, к его духовному миру, к его глубоко скрытому внутреннему «Я». Эта интимность, эмоциональность и выразительность лирики определяют ее широкие потенциальные возможности в воспитании культуры чувств учащихся, в их нравственном и эстетическом развитии. Как показывает практика, глухие подростки в самостоятельном чтении к лирике не обращаются. Она трудна для них своей необычной образностью, ритмом, метафоричностью языка, обращением к жизненному опыту читателя, его духовному миру. У подростков жизненный опыт еще очень мал, эмоциональная и эстетическая сфера развиты недостаточно, поэтому поэтическое слово –яркие эпитеты, необычные метафоры и сравнения – вызывает у них вместо восхищения недоумение, а порой и раздражение. Только в результате длительной работы глухие начинают осознавать особенности лирики как одного из способов отображения действительности, ценность и неповторимость выраженных в ней чувств и переживаний. Иными словами, именно школа, систематическое изучение лирических произведений на уроках литературы и занятиях по ФРС и ПСР помогают им познакомиться с поэзией, заинтересоваться ею, ощутить ее красоту и силу.

   Трудности, испытываемые глухими школьниками при чтении стихов, имеют объективный и субъективный характер. Объективные трудности связаны с особенностями художественного способа отображения действительности, которые заключаются в следующем.

-- Лирика никогда не раскрывает обстоятельств жизни человека. Его поступков, она передает лишь его переживания, вызванные теми или иными жизненными явлениями и факторами, его мировосприятие.

-- Лирике свойственен высокий уровень обобщения выраженных в ней чувств. Эта особенность, присущая каждому высокохудожественному лирическому произведению, позволяет читателю воспринимать такое произведение как глубоко личное, адресованное только ему.

-- Лирике свойственны необычная образность и языковая выразительность. Глухие учащиеся часто не способны оценить красоту и выразительность поэтической речи.

    Основной путь изучения поэтического произведения, как бы первый непосредственный метод его анализа – выразительное чтение учителя и особенно ученика. Перед учителем стоит нелегкая задача найти пути сочетания интонации и слова и научить ученика чувствовать за словом интонацию. Надо учить их тому, что стихи нельзя читать так же, как прозу, сливая строки в единое целое, если между ними нет знаков препинания, указывающих на остановку. Каждая строка в стихотворении представляет собой ритмическую единицу, и после строки, в большинстве случаев, нужна короткая пауза. Следует объяснить детям, что закономерности пунктуации не могут отразить всего многообразия смысловых и эмоциональных структур речи. В одних случаях, чтобы подчеркнуть какую-либо мысль, нужны паузы там, где нет знаков препинания, в других - наоборот. В одних случаях логическое словесное ударение выделяется громким голосом, в других – тихим или шепотом. Уметь выразительно читать поэтическое произведение – это один из важнейших моментов в работе над речью.

   Недостаток эмоционального опыта у глухих школьников, затруднения восприятия интонаций и модуляций голоса вносят дополнительные требования к выразительности чтения учителя. Он должен использовать всю эмоциональную гамму, заложенную в стихотворении, все доступные для него средства (движение, взгляд, мимику), не пренебрегая в некоторых случаях мимическим знаком, обозначающим то или иное чувство. Мимикой и взглядом можно выразить такие чувства, как гнев и нежность, гордость и душевную мягкость, ненависть и доброту. Взмахом руки,  поворотом головы, движением корпуса можно «сказать» об удивлении, решительности, страхе, покорности т.д. В тоже время надо владеть интонацией, соблюдать паузы, выделять логическое с слоговое ударение и при этом не утрировать, не расчленять стиха, не нарушать каким-либо образом правила литературного чтения.

  Рассмотрим этапы работы над поэтическом произведениям на индивидуальном занятии по Развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи. Выразительное чтение.

Задание: Выучить наизусть и научится выразительно читать отрывок из стихотворения.

Этапы работы над стихотворением.

Первый этап. Прочитайте отрывок из стихотворения или все стихотворение полностью. Ученик следит по книге, внимательно слушает, обращает внимание на надстрочные знаки. Читает  текст про себя: например, «Зимнее утро» (отрывок) ... Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела, А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами. Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет И речка подо льдом блестит... (А. С. Пушкин.)

Второй этап. Делим текст отрывка на части. Учимся выразительно читать первую часть. Для этого выполняем следующие упражнения (их нужно выполнять по два раза).

1. Учим ученика  правильно произносить все звуки и их сочетания в словах первой строки. Учим произносить все слова в замедленном темпе, обращая внимание на произношение звуков.

2. Учим  произносить с правильным ударением слова первой строки, выделяя голосом ударный слог в словах.

 3. Учим слитно произносить: ты помнишь, вьюга злилась.

4. Слова в первой строке, на которые падает логическое ударение (вечор, вьюга),учим  произносить громче, чем остальные.

5. Просим ученика прочитать в правильном темпе первую строку, соблюдая паузы.

6. Учим ученика выразительно читать первую строку.

7. Учим ребенка правильно произносить все звуки в словах второй строки. Просим прочитать все слова в замедленном темпе, обращая внимание на произношение звуков.

8. Учим произносить с правильным ударением слова второй строки. Выделяй голосом ударный слог в словах.

9. Учим слитно произносить: на мутном, мгла носилась.

10. Слово во второй строке, на которое падает логическое ударение (мгла),  учим произносить громче, чем остальные.

11 .Просим прочитать  в правильном темпе вторую строку, соблюдая паузы.

 12. Учим выразительно читать вторую строку.

 13. Просим прочитать выразительно первую и вторую строки вместе.

14. Далее ученик самостоятельно  работает над остальными строчками первой части, используя в качестве плана работы упражнения 1-6.

15.  Просим ученика прочитать выразительно два раза всю первую часть отрывка.

 16. Так же работаем и над второй частью стихотворения, не забывая повторять отработанную часть отрывка.

 Третий этап. Учитель читает отрывок из стихотворения или все стихотворение.  Ученик внимательно слушает запоминает мимику учителя. Повторяет в правильном темпе, выразительно, подражая учителю, весь отрывок целиком.

Четвертый этап. Ученик заучивает заданный текст и самостоятельно его рассказывает учителю или всему классу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со стихотворным текстом

Предлагаемая работа должна проводиться на интерактивной доске или в компьютерном классе. Основным рабочим материалом является презентация со стихотворным текстом. Разработка урока прилагается....

Приемы работы со стихотворным текстом на английском языке (из опыта работы Базаровой О.Л. по спецкурсу "Литература Великобритании и США"

В материале представлены некоторые методические приемы работы со стихотворным текстом на английском языке. Даны примеры упражнений....

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы М.В.Утишева, 2013г. )

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарск...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы Н.В.Ехлакова, 2013г. )

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодар...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учитель слуховой работы Н.В.Ехлакова, 2013г. )

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодар...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учителя слуховой работы М.В.Утишева и Н.В.Ехлакова )

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодар...

Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодарский край, ГБС(К)ОУ I-II вида, учителя слуховой работы М.В.Утишева и Н.В.Ехлакова )

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая запискак практическому речевому материалу по автоматизации и дифференциации звуков речи для глухих учащихся старших классов. ( г.Тихорецк, Краснодар...