Использование эффективных современных технологий в работе учителя – логопеда как средство стимулирования речевой активности обучающихся с ООП
консультация

Игина Ольга Владимировна

Выступление на ММО учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_shkoly_gimnaziya_no5.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование эффективных современных технологий в  работе

учителя – логопеда как средство стимулирования речевой активности обучающихся с ООП

Автор: Игина Ольга Владимировна,

учитель-логопед МБОУ «Гимназия № 5»

В своей работе использую эффективные современные технологии стимулирования речевой активности обучающихся с ООП. Это    технологии личностно-ориентированного обучения, технологии создания предметно-развивающей среды, здоровьесберегающие, игровые, коррекционно-развивающие, информационно-коммуникационные технологии, элементы технологии нейропсихологического развития, технологии проблемного обучения и технологию литотерапии, технологии дифференцированного обучения, технологии логопедического обследования, технологии  коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, технологии развития лексико-грамматических компонентов  речи, технологии развития связной речи, технологии коррекции нарушений письма. В комплексе это позволяет детям комфортно чувствовать себя на занятиях, развивать социальные связи, активизировать мыслительную деятельность, развивать психические функции, мелкую моторику, речь, повышает интерес детей к занятиям и повышает эффективность закрепления полученных на занятиях результатов.

Технология личностно-ориентированного обучения

Для занятий я комплектую подгруппы и микрогруппы детей с учётом их индивидуальных особенностей и зоны ближайшего развития. Способ постановки звуков подбираю для каждого ребёнка индивидуально, с учётом строения его артикуляционного аппарата, состояния мышц артикуляционного аппарата и других показателей.

На каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт, я составляю индивидуальный маршрут коррекционного сопровождения.

Технология создания предметно-развивающей среды

При организации коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете я создаю условия для речевого и психического развития детей, использую условное деление кабинета на учебную зону, методическую зону, зону релаксации и зону для развития мелкой моторики.

В кабинете имеется достаточное количество дидактических игр, которые помогают в обогащении словарного запаса детей, в совершенствовании

их лексико-грамматического строя речи и автоматизации поставленных звуков, а также игрушки, являющиеся моделями окружающего и бытового мира, которые можно посмотреть, покрутить, пощупать и т.д.

Коррекционно-развивающие технологии

Использование коррекционно-развивающих технологий предполагает выявление у ребёнка отклонений в какой-либо сфере и их преодоление.

Я выявляю речевые нарушения у детей, составляю индивидуальный план коррекционно-развивающей работы по их преодолению, на основании которого провожу коррекцию и дальнейшее развитие моторной сферы, сенсорной сферы, фонематического слуха и восприятия, грамматической стороны речи.

Для достижения цели и реализации задач профессиональной деятельности мною используются элементы следующих технологий.

Технологии дифференцированного обучения.

Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе,  т. к. именно он предполагает ранее выявление  склонностей и способностей детей,  создание условий для развития личностиОбучение кaждого ребёнка на урoвне его возмoжностей и спосoбностей, что дает возмoжность каждому ученику пoлучить максимальные по его спoсобностям знания и реализoвать свой личностный пoтенциал.

Логoпедическая коррекциoнная работа провoдится на индивидуальных и подгруппoвых занятиях. Подбoр и проведение кoмплекса упражнений напрaвлены на устрaнение специфических нaрушений, установление эмoционального контaкта  с учётoм личностных особеннoстей ребёнка. Пoдгруппы комплектуются с учётом психофизического сoстояния обучающихся. Подгруппoвые занятия вoспитывают навыки коллективнoй работы, спoсобствуют расширению речевой прaктики.
Данная технoлогия позвoляет сделать учебный прoцесс более эффективным, увидеть индивидуaльность ученика и сoхранить ее, помогает ребенку пoверить в свои силы и обеспечить его мaксимальное развитие.

Технологии логопедического обследования.

 Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности  или  нарушений в речевой сфере.                                                

Задачи обследования:                                                                                                        

- выявление объема речевых навыков;

- сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

- определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

-анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя;                                                                          

- определение соотношения  импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование провожу в несколько этапов:  

 а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);                    

 б)изучение речевого и психического уровня развития ребенка;                                

  в) анализ полученных результатов.  

 

Виды диагностики, применяемые в работе:                                                         

  - входная диагностика – провожу  в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей;                                                                                            

- итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.                              

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и  выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей. С другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции,  определить специальные коррекционные методы  обучения,  которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Технологии  коррекции звукопроизношения.

 Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное  значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

  • уточнение произношения звуков;
  • постановка и закрепление отсутствующих звуков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление затруднений в воспроизведении слов  различной слоговой структуры;
  • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

 Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики  Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,

                                       

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная,  упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие  на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений.                        

Технологии развития лексико-грамматических компонентов  речи.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов  речи осуществляется по следующим направлениям:

1. Расширение объема словаря.

2.Формирование структуры значения слова.

3.Развитие словообразования

4.Уточнение грамматического значения слова.

Для того, чтобы наиболее правильно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций затрудняет овладение учащимися правильной речью.                                                                                                            

Технологии развития связной речи.

  Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом  устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами  помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление.    

                                                                                                         

Технологии коррекции нарушений письма.

 Нарушение письменной речи у детей являются  распрастраненным речевым расстройством,  имеющим разнообразный  и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма, которую я  провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.  Данная технология способствует:  

  • формированию слоговой структуры слова;
  • развитию языкового анализа и синтеза;
  • развитию фонематического восприятия;
  • развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;
  • обогащению и систематизации словарного запаса;
  • формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;
  • устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.

Здоровьесберегающие технологии.

В организации образовательного процесса я соблюдаю все требования СанПин, осуществляю чередование разных видов деятельности. Использую такие здоровьесберегающие технологии, как сохранение и стимулирование здоровья. В структуру занятий включаю артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, физкультминутки, самомассаж активных точек посредством массажных шариков «Су-Джок», приёмы сенсомоторной интеграции (развитие и дифференциация тактильных ощущений).

Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся. 

Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами,  равномерно распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья  учащихся.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Элементы Су-Джок-терапии.
  4. Кинезиологические упражнения.
  5. Развитие мелкой моторики.

 В своей работе использую нетрадиционные для логопедии технологии:  

                           

сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать мне следующие задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
  • совершенствование лексико - грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.

Сказкотерапия развивает в детях – логопатах активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий я решаю многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.

   

Элементы технологии нейропсихологической коррекции

Использование технологии нейропсихологической коррекции предполагает использование комплекса специальных психологических методик, направленных на развитие межполушарного взаимодействия и уровня развития психических процессов.

Я включаю в структуру занятий элементы технологии нейропсихологической коррекции для развития межполушарного взаимодействия у детей для профилактики нарушений чтения и письма. Это - (зашумлённые изображения, синхронное проговаривание слогов и совершение определённых действий, синхронное рисование двумя руками одновременно), внимания, памяти, а также выработки навыка ориентации в пространстве (упражнения и игры с мячами на синхронность).

Технология литотерапии

Камни вызывают интерес разнообразием своих форм, цветов и структур, к ним всегда тянутся детские ручки, пощупать, рассмотреть и сравнить. Таким образом, камни способствуют сенсомоторному и познавательному развитию детей, а целенаправленное использование камней на занятиях позволяет решать с их помощью и другие образовательные задачи, являясь при этом нестандартным материалом для занятий, что вызывает повышенный интерес у детей.

Я использую на занятиях природные камни для самомассажа рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камнями), для работы над слоговой структурой слова, при подготовке к обучению грамоте и для развития фонематического слуха (отстукивание ритма).

Игровые технологии

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а наличие сюжета или соревновательного момента в игре служит мощнейшей мотивацией для получения новых знаний и закрепления уже имеющихся в игровой форме, поэтому чтобы мои занятия были для детей не только полезными, но и интересными, большую часть заданий я стараюсь преподнести в игровой форме.

На занятиях я использую словесные, дидактические игры, создаю игровые обучающие ситуации, что помогает повысить произвольное внимание детей и создаёт предпосылки к более глубокому овладению знаниями.

При выполнении артикуляционной гимнастики наши язычки превращаются в часики, качельки, кисточки, что делает процесс увлекательным, а также помогает детям быстрее запомнить правильное положение языка во время определённых упражнений последовательность их выполнения.

Физкультминутки проходящие в игровой форме, помогают снять не только физическое, но и эмоциональное напряжение.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать образовательную деятельность более наглядной и привлекательной, и, тем самым повысить интерес ребёнка к представляемому материалу, активизировать его внимание. На занятиях, в качестве наглядности и закрепления имеющихся знаний, я использую тематические презентации и интерактивные игры «Домашний логопед», «Рисуем с мамой» и диски с играми «Мерсибо».

Для подготовки к занятиям я использую ноутбук, сканер, принтер, дидактический материал для занятий, найденный в сети интернет, перерабатываю его с помощью программ Microsoft OfficeWord, PowerPoint. Также распространяю свой опыт в интернет - сообществах педагогов.

Технология проблемного обучения

Используя технологию проблемного обучения, в игровой ситуации я ставлю перед детьми проблему, соответствующую их познавательным способностям, и побуждаю найти её решение. В ходе решения проблемы дети преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигают высокого уровня. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности подростков"

Обобщение личного педагогического опыта учителя первой категории Логиновой Людмилы Ивановны по преподаванию дисциплины английский язык на базе МОУ "Головинская СОШ" Белгородского района Белгородской о...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка". Урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе "Следствие...

Статья "Использование художественной литературы на английском языке как средства повышения читательской активности обучающихся"

Статья "Использование художественной литературы на английском языке как средства повышения читательской активности обучающихся"...

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...