Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий
статья

Хлебникова Александра Сергеевна

В данной статье описаны рекомендации по формированию навыков мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения в условиях общего образования и реализации СИПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий

Работа Хлебниковой А. С.,

учителя-дефектолога,

ГБОУ Школа-интернат №1 им. К. К. Грота

Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербурга

   Мелкая моторика представляет собой способность выполнять точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

   Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является развитие руки, её умений, то есть мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития нервной системы и головного мозга. Мелкая моторика тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Особую роль развитие мелкой моторики играет в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.

   На проблему развития мелкой моторики рук обращали свое внимание многие отечественные ученые. М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей в головном мозге совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.

Таким образом, многочисленными исследованиями доказано значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребёнка.

     У детей с ТМНР с нарушением зрения или его полным отсутствием осязание является основным средством познания окружающего мира, но развитие мелкой моторики осложняется нарушенным зрением. У детей данной категории хуже развита зрительно–пространственная ориентировка, а, следовательно, нарушается скорость и ритм движений, отмечается недостаточное развитие предметно–практических действий.

   Игра для детей – это самая любимая форма деятельности. Нарушение моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения затрудняет овладение операционно-технической стороной игры. Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, ребёнок должен уметь их использовать. Низкий уровень развития игры не может обеспечить реализации заложенных в ней развивающих возможностей. Технологичность игры для данной категории детей должна учитывать состояние зрения, интеллекта воспитанников.

Рекомендации по коррекции мелкой моторики у обучающихся с ТМНР посредством игровых технологий

   Развитие мелкой моторики у обучающихся с ТМНР проходит не только на коррекционно-развивающих занятиях, но и на всех учебных предметах, а также в режимных моментах: в рамках группы продленного дня, свободной деятельности детей, на прогулке и в домашних условиях.

   Для того, чтобы педагоги и родители могли целенаправленно организовывать деятельность детей, включающую элементы упражнений по развитию мелкой моторики, были подобраны эффективные методы развития мелкой моторики для обучающихся с ТМНР:

1) самомассаж;

2) упражнения с массажными мячами;

3) игровые упражнения.  

   Самомассаж является разновидностью массажа, отличительной чертой которого является самостоятельное выполнение массажных воздействий на поверхности тела.

   Организуя деятельность обучающихся младшего школьного возраста с ТМНР с интеллектуальными нарушениями, необходимо учитывать их психофизическое развитие, которое соответствуют дошкольному возрасту ребёнка с нормальным интеллектуальным развитием, и ведущая деятельность обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – игровая. Поэтому рекомендуется использовать самомассаж в игровой форме, что является не только наиболее продуктивным методом воздействия, но и увлекательным занятием.

   После самомассажа у ребенка будут «разогреты» руки и готовы к выполнению упражнений с массажными мячами. Мячи представляют собой круглую резиновую основу, покрытую мягкими закругленными шипами. Такие шипы безопасно воздействуют на кожные покровы, в том числе на нервные окончания, способствует активизации кровообращения, расслаблению мышц, снятию стресса, развитию общей и мелкой моторики.

   При выполнении самомассажа и упражнений с массажными мячами необходимо помнить, что все движения выполняются в спокойном темпе и при размеренном воздействии на кожные покровы.

   Для того, чтобы эффективно развивать мелкую моторику у детей с ТМНР, необходимо подобрать такие игры, которые будут доступны ребёнку в соответствии с его индивидуальными возможностями здоровья, а также интересны для него при учёте его интеллектуального развития.

В качестве игровых упражнений на развитие умения действовать с материалом можно предложить следующие варианты игр:

Игры с пластичными материалами: пластилин разной текстуры, солёное тесто, глина.

В куске пластичного материала можно спрятать небольшой предмет и дать установку отыскать игрушку внутри. Со временем задача усложняется, используется большее количество пластичного материала и меньший предмет, спрятанный внутри.

В другом варианте игры можно раскатать кусок пластилина и использовать его как полотно для рисования - предложить ребёнку выложить на раскатанном пластилине узор из макарон или бусин, очертить бусинами контур пластилина или же заполнить его полностью. С совершенствованием навыков мелкой моторики размер бусин должен уменьшаться.  

Игры с бумагой. Бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами, вводя при этом игровой момент, например, добавить персонажа, который просит ребёнка сделать то или иное действие,  или же ввести сюжет, согласно которому ребёнку необходимо прийти на помощь персонажу, выполнив какое-либо действие с бумагой. К примеру, персонаж просит научить его скатывать салфетку пальцами.

   На занятиях следует использовать разнообразную бумагу, например, по плотности: картон, тетрадные листы, газету, папиросную бумагу, салфетки и пр.

   Развивая умения ребёнка действовать с материалом можно использовать разнообразный материал: пластический, природный, бумага, верёвочки и пр. — при условии удовлетворения его некоторым требованиям: используемый материал должен быть безопасен для ребёнка, а также приятен для него на ощупь, запах. Исходя из этих требований, педагогу необходимо обеспечить разнообразие используемого на занятиях материала в целях расширения у ребёнка представлений об окружающем мире.

   В качестве игровых упражнений на развитие умения действовать с предметами можно предложить игры с предметами, разными по форме, цвету (для зрячих детей), текстуре, размеру. Из деревянных кубиков или конструктора ребёнку предлагается построить высокую башню. На групповом занятии возможно добавить соревновательный момент - кто построит самую высокую башню.

Сортировка — эффективный вариант игры для развития мелкой моторики, который может быть применён как метод развития действий с предметами. Разнообразные предметы небольшого размера можно сортировать по цвету (для зрячих детей), по текстуре, форме и размеру. Важно не перегружать данными параметрами игру с самого начала, а начать с одного признака предмета, например с текстуры (гладкий/шершавый). Со временем сложность заданий может быть увеличена. В качестве игрового момента также можно ввести в процесс персонажей, например предметы маленького размера мы отдадим мышонку, а большие предметы - кошке.

   Для развития кинестетической основы восприятия подойдёт игра “Волшебный мешочек”, где в мешочек будут сложены, например, стеклянные камешки и галька примерно одинакового размера. Ребёнку предлагается достать на ощупь только стеклянные камешки. Перед игрой необходимо убедиться, что у ребёнка сформированы представления о данном материале.

   Кроме того, для развития узнавания материалов имеют место игры на соотнесение. В стеклянный контейнер ребёнку предлагается сложить  стеклянные бусины (достаточно крупного размера, чтобы ребёнок мог идентифицировать и не спутать материал), а в деревянный - бусины из дерева.

   Предлагаемая система игровых упражнений способствует развитию точности, согласованности и силы пальчиковых движений, и предназначена для домашних или групповых занятий.

   Игры с детьми с ТМНР с нарушением зрения необходимо проводить, сопровождая их речью: давать чёткие установки, правила игры, комментировать процесс выполнения заданий и упражнений, давать описание предметов и материалов, используемых в игре.

   В каждый из предложенных вариантов игр возможно внести такие изменения, которые будут направлены на развитие необходимых качеств мелкой моторики, таких как ловкость, скорость, точность движений пальцев и кисти руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 6 - 7 лет имеющих нарушения звукопроизношения.

Особенности сформированности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...