Программа внеурочной деятельности "Мир, в котором я живу"
материал

Миронюк Юлия Леонидовна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_1.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для обучающихся 1-2 Б класса (вариант 2)

на 2020-2022 учебный год

        название «Мир, в котором я живу»        

        

        

                           Ответственный за реализацию

программы: Миронюк Ю. Л.

Курск – 2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» (далее – Программа) разработана на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП обучающихся с УО (ИН)), вариант 2.

Современные требования общества к развитию детей с ТМНР, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям с ТМНР, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти сложности возможно решить при помощи курса внеурочной деятельности «Мир в котором я живу».

Актуальность данного курса обусловлена тем, что программа объединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания, что способствует целостному и системному видению мира в его важнейших взаимосвязях. Программа позволит максимально помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Так же расширить кругозор, создать  условия для формирования любви к природе, родному краю.

Цель: содействовать социальному развитию обучающегося, создавать условия для приобретения им позитивного социального опыта, дать возможности для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
  2. развитие активности, самостоятельности, независимости в повседневной жизни и уверенности в своих силах;
  3. расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
  4. укрепление доверия к другим людям;
  5. развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия;
  6. расширение  кругозора, создание  условий для формирования любви к природе, родному краю. 
  7. воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций личности, освоение социальной личностной позиции;
  8. воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи реализуются через систему занятий, на которых создаются ситуации моделирующие реальность. Занятия могут проводиться в виде: разучивания и выполнения комплексов пальчиковой, мимической гимнастики, викторины, ролевой и дидактической игры, беседы, конкурса, игровых упражнений и т.д.

Общая характеристика коррекционного курса

Курс внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности успешной социализации обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с умеренной умственной отсталостью.

Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, праздничных мероприятий, классных часов. Факультативные занятия помогают учащимся с ОВЗ адаптироваться в среде сверстников и в окружающей среде.

Форма проведения занятий: групповая, коллективная, индивидуальная.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Курс внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» ориентирован на формирование следующих личностных и метапредметных результатов учащихся:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;
  • формирование социально значимых личностных качеств;
  • формирование ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • самостоятельно организовывать доброжелательное взаимодействие в диалоге с педагогом (определять общие цели, распределять роли, договариваться и т.д.).

Предметные результаты:

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке, для ответа на заданные вопросы.
  • Уметь наблюдать, классифицировать, формулировать выводы.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Времена года

Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Зимние праздники.

Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

Раздел 2. Живые обитатели планеты

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Кто такие муравьи … и муравьиные львы.

Бианки про Муравьишку (описание от имени самого героя), чтение описания жизни муравьиного льва, сделанного профессионалом-биологом. Сравнение.

Рисование в рабочих тетрадях.

Просмотр мультфильма по мотивам этой сказки «Приключения муравья». Волшебные предметы.

Рисование волшебного леса с волшебными предметами.

- Рисование одного волшебного предмета в рабочей тетради.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.

Дикие и домашние животные.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

 Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

Раздел 3. Как ты узнаёшь мир

Органы чувств человека.

Человеческие эмоции. Чувства.

Память – хранилище опыта.

Ум- отличие нас от животных.

Знакомство с назначением различных частей тела человека (Внутренних органов).

Охрана здоровья.

Раздел 4. Земля и солнце.

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. Части света. Теплый и холодный материк.

Раздел 5. Наша Родина. 

Родина. Россия. Название родной страны, её столицы. Символы государства. Родной край. Символы Краснодарского края. Государственные законы и праздники.

 Раздел 6. Твоя семья, твои друзья.

Сын, дочь. Семья - самое близкое окружение человека. Родословная.

Список литературы:

1.Головкин Б. Н. «О чем говорят названия растений». - М.: Колос , 1992г.

2. Дмитриев Ю.О. «Кто в лесу живет и что в лесу растет» - М.: Детская литература, 1985г.

3. Дмитриев Ю.О. «О природе для больших и маленьких» - М.: Педагогика,1982 г.

4. Корабельников В.А. «Краски природы» - М.: Просвещение ,1989г.

5. Плешаков А.А. «Зеленые страницы».- М.: Просвещение , 1997г.

6. Т.В. Волкова «Познаём мир» материалы для классных часов в 1-4 классах. - Волгоград: Учитель, 2008г.

7. Е.Ю. Сухаревская «Занимательное естествознание. Природа Земли». Изд. «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003г.

8. Н.В. Лободина «Экологическое воспитание в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2007г.

9. Е.И. Рудянская, Л.Б. Черезова «Уроки экологии в начальной школе» - М.: ТЦ Сфера, 2007г.

10. Энциклопедия «Что такое. Кто такой»: В 3 томах - М.: Педагогика-Пресс, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»

Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Живая математика"

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение тако...

Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"

Ханты-Мансийский автономный округ Югра   богат своими традициями.  В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, ...

Программа социализации "Мир, в котором я живу"

Программа социализации обучающихся «Мир, в котором я живу» является подпрограммой Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ Озерищенская СОШ.Программа разработана для обучающихс...