«Блоки Дьенеша в работе учителя -логопеда. Система работы».
методическая разработка

Тимонен Марина Васильевна

Стимуляция речевого развития посредством формирования математических представлений через игру «Блоки Дьенеша».Использование в коррекционной работе современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Блоки Дьенеша в работе учителя -логопеда. Система работы».

Цель: Стимуляция речевого развития посредством формирования математических представлений через игру «Блоки Дьенеша»

Задача

Направление(содержание) в соответствии с задачей

Технологии в соответствии с задачей

Результат в соответствии с задачей

- определить уровень речевого развития ребенка;

анализ влияния коррекционной работы на речевое развитие детей- логопатов

Диагностическое, Аналитическое

Технология обследования

составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут

-создать ситуации успеха

- развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

Коррекционно- развивающее

Технология позитивного настроя и развивающего обучения

Включение детей в образовательную коллективную деятельность и общение.

Развитие наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности

-скомплектовать подгруппы детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровнем речевого развития.

Технология дифференцированного обучения

Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

-развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение рассуждать и аргументировать свой выбор.

     -согласовывать существительные в роде, числе и падеже;

    -согласовывать существительные с прилагательными, числительными;

    -закреплять умение использовать в речи частицу – не;

    -закреплять умение использовать в речи антонимы;

    -учить использовать в речи предлоги

    -обогащать словарь;

Технология развития лексико-грамматического строя речи, математической речи

Увеличение словарного запаса у детей за счет прилагательных, наречий, глаголов, местоимений. В речи стало меньше аграмматизмов словообразования и словоизменения. Дети стали использовать в речи такие предлоги как –над  –под –, пространственные наречия: справа –слева –вверху –внизу –впереди –сзади –около –рядом –между ;

- выработать цели, содержание занятий совместно с детьми, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.        

Технология сотрудничества

развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.

Использование в коррекционной работе современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

В основе моей деятельности лежит модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому подбор данных педагогических технологий, позволяет мне стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого я быстро реагирую на возникающие изменения в содержании образования, адаптирую их с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

У детей с ТНР   снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь), недостаточный  уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления.

Математика может и должна играть особую роль в обучении, так как в процессе его формируются элементарные математические представления,  связанные с ними логические операции и речемыслительная деятельность.

Способности к математике развиваются на основе мыслительных операций. Но, как слово является основой речи, так и в математике существуют элементарные представления, без которых говорить о развитии бессмысленно.

Используя в своей практике развивающие логико-математические игры и упражнения, я убедилась, что они эффективно способствуют формированию самостоятельности мышления дошкольника, его умению выделять главное в значительном объеме информации. А это и есть качества, которые необходимы для успешного обучения и развития речи детей дошкольного возраста.

Результат моей работы во многом зависел от правильной организации педагогического процесса. Поэтому, составляя план работы с детьми, я руководствовалась важнейшими общепедагогическими и специфическими принципами:

-  принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к незнакомому» 

- принцип цикличности: построение и корректировка программного содержания с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

- принцип развивающего характера математического образования;

- принцип интереса: построение и корректировка программного содержания с опорой на интересы детей и ДОУ в целом;

- принцип взаимосвязи математики и другими видами деятельности;

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип наглядности и полисенсорности, полимодальности восприятия.

- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного рассказа;

  Качество и эффективность коррекционно-образовательного процесса во многом зависели от педагогических условий:

    1.создания развивающей среды для развития математических способностей и речевой активности в совместной деятельности и самостоятельного детского развития;

  1. создание необходимой атмосферы психологического комфорта.

Одним из средств развития речи являются дидактические игры.

Дидактическая игра - это «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения». Специфическим признаком дидактической игры является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата. В дидактических играх ребенок не только получает новые знания, но и обобщает и закрепляет их.

Для развития грамматического строя речи я включала следующие игры Игра «Где живут фигуры», Игра «Домик», Игра «Я начну, а ты продолжи», Игра «Число- цифра», Игра «Скажи наоборот».

Игру «Домик» использовала с целью закрепления знаний геометрических фигур, и использование их в речи. Ребенку предлагала посмотреть и расселить фигуры по своим квартирам. Затем игра усложнялась, ребенок должен был рассказать, какие фигуры он сейчас видел назвать. Если ребенок испытывал затруднение, использовала следующие меры помощи: выполняли задание вместе, рассуждали, как это делаем,  вместе с ребенком проговаривала геометрические фигуры. Помогала ребенку начать отвечать, преодолевать возможную неуверенность.

Для развития связной речи на занятиях я включала следующие игры: «Чудесный мешочек», упражнение «Составь задачу».

Огромную роль в достижении положительной динамики по данной методике сыграли родители детей. Они посещали мои мастер-классы, консультации по теме. Контакт с семьей, системное построение педагогического процесса позволило понять возможности каждого ребенка, развить его речевые способности на данном этапе. Дети на занятиях получали ощущение радости, стали намного активнее, самостоятельно составляют рассказы.

Таким образом, навык правильного согласования прилагательных и существительных в роде и числе развивается беспрерывно, что и обеспечивает эффективность данного подхода, а также результативность методики, основанной на принципе многократного повторения отрабатываемого лингвистического материала. Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных в значительном преобладании таких частей речи как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя - логопеда на логопедическом пункте при общеобразовательной школе.

Логопедический пункт при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176» был создан в январе 1990 года. Основными задачами логопедического пункта являются:·...

« Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах».

« Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных классах»....

План работы по преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы

План преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы...

Система работы учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида

Статья для участия во всероссийском творческом конкурсе (с международным участием) "Творческий поиск - 2014"Технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Обобщение и  распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Система работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР в школе.

Логопедические занятия направлены на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общени...