Направления и содержание логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР.
методическая разработка

Куликова Ольга Васильевна

Дети с ОНР испытывают специфические трудности в формировании речевых и неречевых психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом.С такими детьми необходимо проведение логопедической работы для коррекции нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Направления и содержание логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников.

   Дети с ОНР испытывают специфические трудности в формировании речевых и неречевых психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом. Им свойственна недостаточная психологическая готовность к овладению письмом, несформированность многих функций и процессов: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико- грамматического строя речи, зрительного гнозиса, пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции. С такими детьми необходимо проведение  логопедической работы по развитию речевых и неречевых функций, лежащих в основе письма, чтобы скорректировать те функции, нарушение которых может привести к дисграфии.

     Методика коррекции речевых и неречевых функций у детей с ОНР включает в себя следующие направления работы:

Коррекцию неречевых психических функций:

- коррекцию моторной (двигательной) функции;

- коррекцию слухового внимания, памяти;

- коррекцию зрительного восприятия, внимания, памяти;

- коррекцию зрительно-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

- коррекцию сукцессивных и симультанных операций;

- развитие мыслительных операций.

Коррекцию речевых психических функций:

- коррекцию языкового анализа, синтеза и представлений;

- коррекцию слогового анализа, синтеза и представлений;

- коррекцию фонематического анализа, синтеза и представлений;

- коррекцию фонематического восприятия;

-коррекцию грамматического строя речи (словоизменение, словообразование);

- коррекцию экспрессивной речи (связная речь – пересказ, рассказ).

     Таким образом, методы, приемы, средства, условия и содержание коррекционно-логопедической работы обеспечивают максимальную эффективность процесса формирование речевых и неречевых психических функций.  

     Развитие неречевых функций.

Развитие двигательной функции.

Упражнения, направленные на развитие двигательных функций, мелкой моторики: игры с мячом.    

Целью этих упражнений является развитие подвижности, силы, ловкости пальцев и кисти в целом. На первом этапе особое место отводится играм с мячом, с использованием небольших мячиков, которые легко помещаются в руке ребенка и не выскальзывают. Игры с мячом отвлекают ребенка от его речевого дефекта и побуждают его к общению, развивают умение ориентироваться в пространстве и собственном теле, регулируют точность и силу движений, развивают глазомер, ловкость.

  1. Комплекс «Разминка».

«Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю» - попеременное сжимание мячика правой и левой руками.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» - скажет утром каждый пальчик. – мячик зажимается между большим и указательным пальцем и каждый палец по очереди прикасается к мячу.

«Только брату отдает: Брат у брата мяч берет». – мяч попеременно зажимается в сгибе всех пальцев по очереди, кроме большого пальца.

«По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю. Взад-вперед его качу; вправо-влево – как хочу.» движения выполняются соответственно тексту.

«Мячик пальцем разминаю, вдоль по пальцем мяч гоняю». – мячик должен прокатиться вдоль всего пальца вперед и назад.

«Мячик мой не отдыхает – между пальцами гуляет». – мяч перекатывается между всеми пальцами.

  1. Прокатывание мяча по различным дорожкам (прямым: широким, узким; дорожкам выполненным зигзагом и волной, спиральным дорожкам, в виде ребусов, автомобильных дорожек).
  2. На развитие сложно-координированной моторики также используются различные настольно-печатные игры (пазлы, мазаики, шнуровки, рисование на природных материалах, игры с пластилином и т.д.).
  3. Широко используется штриховка, которая укрепляет мышцы пальцев и кисти.  

Игры с мячом направленные на развитие ориентировки в пространстве:

  1. «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти».

Цель этой игры закрепление умения различать стороны пространства. Игра проводится за столом. Оборудование: маленький мячик или шарик. Мяч прокатывается по инструкции. Важно удержать мяч на столе.

2) «Справа, слева, впереди – в обруч точно попади».

Целью игры является закрепление умения ориентироваться в пространстве, развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыка счета.

Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки.

1). «Флажок»: большой палец  - вверх, остальные соединить вместе.

2). «Улитка с усиками»: положить руку на стол, пальцы сжаты в кулак, указательный и средний пальцы выпрямлены.

3). «Зайчик»: указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

4). «Кресло»: правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

5). «Стол»: правую руку сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку.

6). «Тюльпан»: полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка

7). «Корень растения»: тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.

Упражнения по развитию динамической координации рук проводятся в процессе выполнения последовательно или одновременно организованных движений.

1). «Пальчики здороваются»: поочередное прикосновение большим пальцем к остальным (выполняется правой и левой рукой попеременно и одновременно).

2).«Цветы растут»: одновременно согнуть пальцы правой и левой руки в кулак, поочередно их выпрямить.

3).«Прятки»: поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с большого пальца.

Аналогично предыдущему, начиная с мизинца.

Сжать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

Нанизать бусы на нить и завязать её концы.

Непрерывное следование по нарисованному лабиринту пальцем левой (правой) руки, не переворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт.

Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

Одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая – расслаблена).

Одновременное выбрасывание вперёд кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – в позе кольца.

Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера и правильной формы.

Отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с этим горизонтально вытянутым указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.

Укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большими и указательными пальцами обеих рук).

Целесообразно использовать различные игры с пальчиками, сопровождаемые стихотворными текстами.

Важное место в работе по развитию тонкой моторики занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо–моторной и слухо–зрительно–моторной координации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной «кинетической мелодии»  (подробнее эта работа рассматривается в разделе «Развитие межанализаторного взаимодействия»).

Графические работы в альбомах и тетрадях способствуют лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовят руку к обучению письму.

Развитие слухового восприятия, внимания и памяти (в том числе слухоречевой).

     1) «Кто внимательный?»

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 - 3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

- Возьми мишку и посади в машину.

- Возьми мишку из машины.

- Посади в машину куклу.

- Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

     2)  Игра - «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д. )

     3) Игра «Мишка и зайчик».

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа. —Давай поиграем! Мишка ходит медленно—вот так, а зайчик прыгает быстро— вот как! Когда я стучу в барабан медленно— ходи как мишка, когда стучу быстро— бегай, прыгай)

быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана — медленный, быстрый — несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.

     4) Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

     5) «Запомни слова».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. 

     6) «Ритмические рисунки»

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.). Обратное задание – воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Для коррекции зрительного восприятия, внимания, памяти были применены пособия наглядно действенного назначения, «визуальный тренажер».  Данные задания были направлены на развитие не только восприятия, внимания, памяти, но и развитие мышления.

«Учимся смотреть и видеть». 

Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания.

См. приложение №1.

Развитие зрительно-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса.

     Цель: развитие зрительно-пространственного гнозиса и конструктивного праксиса. Упражнения:

  1. Работа с конструктором.
  2. Узнавание, называние, показ предметов наложенных друг на друга.
  3. Узнавание заштрихованных предметов.
  4. Рассматривание предметов, связанных между собой сюжетом или расположенных относительно друг друга, назвать какой предмет вверху, внизу и т.д.
  5. Найти такую же букву среди других букв.
  6. Сравнить одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.
  7. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
  8. Определить букву в неправильном расположении.
  9. Обвести контурные изображения букв.

Развитие мыслительных операций.

При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребенка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

1). «Четвертый лишний». Логопед выкладывает картинки, где 3 картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Например: лук, капуста, картошка и самолет. Ребенок выбрать ту и отложить которая не подходит к теме задания, и объяснить, почему она лишняя. Далее задания усложняются и даются из более близких групп.

2). «Разрезные картинки». Собрать из частей целую картинку.

3). «Угадай». Ребенку показывается часть картинки, а он должен угадать, что на ней изображено.

4). «Кто что делает?» На столе раскладываются карточки с изображением различных действий, а орудия действия нарисованы на других карточках. Ребенок должен подобрать необходимые предметы, необходимые для выполнения заданий.

Коррекция речевых  психических функций.

Развитие навыков языкового анализа, синтеза и представлений.

Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:

1.Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем.

2.Придумывание предложений с определенным количеством слов.

3.Распространение предложений путем увеличения количества слов.

4.Составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).

5.Составление предложений с определенным словом.

6.Составление графической схемы предложения.

7.Придумывание предложений по графической схеме.

8.Определение последовательности слов в предложении.

9.Выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.

10.«Придумай предложение по схеме».

11. «Исправь ошибки».

12. «Собери слова в цепочку».

Развитие слогового анализа, синтеза и представлений.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.

2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем из трёх слогов.

3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.
Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?

4. Дидактическая игра «Пирамида», дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.

5. Дидактическая игра «Отгадай секрет». На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например, собамага, оперсина, сокорошка, глорамм. Рассекреченные слова записываются в тетрадь.

6. Дидактическая игра «Распутай слова».
Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов
Кто помочь словам готов?

/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ - БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

7.Дидактическая игра «Шифровка». Задание: из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.
машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА

8.Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.

9. На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизноси-тельных представлений. 

10.Придумай слово с двумя, тремя слогами.

11.Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом, 
МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.

12.Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например, 
КА – КОШКА, МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.

13.«Собери цветок»

14.«Слоговой абак»

15.«Начерти схему»

 

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.

Выделение звука на фоне слова.

Предлагаются следующие задания:

1.Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.

Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова, если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.

2.Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.

3.Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,

4.Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.

 5.«Определи место».

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза; формировать умение определять место звука в слове, соотносить звук и букву. Выставляется буква. Нужно определить место соответствующих ей звуков в слове. Можно упростить задание, уточнив позицию (в начале, в середине, в конце) какого звука будем искать: твердого или мягкого.

6.Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.

7. Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.

Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).

8.Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.

Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ. 

Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.

По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.

9.Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.

10.Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).

11.Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.

12.Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).

Развитие фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия осуществлялось во взаимосвязи с формированием навыков языкового анализа, синтеза и представлений на основе методик Р.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой, Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой.

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Работа по развитию словаря.

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации лексического запаса.

она включает усвоение обобщающих понятий, видо-родовых отношений, слов, обозначающих части предмета, части тела, слов, которые вызывают затруднения у детей с общим недоразвитием речи. Уточняются значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Работа по формированию имен прилагательных включает закрепление значения по темам на основе умения сравнивать предметы по различным признакам. Одновременно развиваются представления детей о цвете, форме, величине, высоте, толщине и т.п. На основе выделения признаков предметов дети учатся группировать их в практической деятельности. Большое внимание уделяется закреплению имен прилагательных в контексте.

Глагольная лексика расширяется продуктивными глаголами, обозначающими движения, состояния человека, его действия, движения животных,

В работе над новым словом выделяются следующие этапы:

1. Знакомство с новым словом. Привлечение внимание детей к нему

с помощью наглядности.

2. Уточнение произношения, звуковой анализ слова.

3. Уточнение и расширение лексического значения слова:

- уточнение семантики слова;

- организация семантического поля;

- определение парадигматических связей слова в данном семантическом поле.

Развитие грамматического строя речи.

Словоизменение.

1).«Кто сумеет похвалить?»

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

2).«Какая, какой, какое?»

Цель: подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. 
Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее. 
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная. 
Мяч — резиновый, круглый, большой, красный. 
Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный
.

2).«Скажи какой»

Цель: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий:

1.По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки. «Круглое, сладкое, румяное — что это?».

2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) - ... белый, сладкий; снег - ..., лимон - ….

3). Игровые упражнения по дифференциации единственного и множественного числа существительных именительного падежа.

1.Игра «Кто пришел — кто ушел». Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе. Например, пришел поросенок — ушли поросята; пришел теленок — ушли....

2.Игра «У меня — у тебя».

Логопед называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч логопеду. Например, слон — слоны.

Закрепление беспредложных падежных конструкций существительных единственного числа 

Винительный падеж. 

Детям предлагается выбрать среди предложенных картинок те, которые отвечают на вопрос:

а) "Кто?"; б) "Что?". Затем уточняется, что на вопрос "Кто?" отвечают названия животных предметов, а на вопрос "Кто?" – названия неживых предметов.

В дальнейшем проводится работа над каждым окончанием формы винительного падежа с учетом последовательности его появления в онтогенезе (нулевое окончание, -у , -а/ -я).

Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в винительном падеже единственного числа.

Материал исследования: картинки (кот, ананас, капуста, пила, платье)

Процедура и инструкция.

Логопед раскладывает перед ребенком последовательно картинки и предлагает ему назвать, кого (или что) он видит на картинке.

Родительный падеж существительных единственного числа.

Логопедическая работа над данной конструкцией проводится в следующей последовательности:

а) грамматические формы с окончанием -а /- я;

б) грамматические формы с окончанием -и /-ы.

Употребление существительных в родительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.

Материал исследования: картинки (рыба без хвоста, стрекоза без крыла, медведь без лапы, слон без хобота, ведро без крышки, корыто без воды)

Процедура и инструкция.

Логопед объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Затем перед ребенком последовательно выкладывает картинки и просит сказать, у кого (чего) чего – то нет (у слона нет хобота, у ведра нет крышки, у рыбы нет хвоста).

 Дательный падеж существительных единственного числа.

В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание -у / -ю, а у существительных женского рода – окончание -е.

Работа начинается с закрепления окончания -у / -ю, затем отрабатывается окончание -е.

Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа.

Материал исследования: Две серии картинок (первая серия – еж, петух, белка, корова, лошадь, коза; вторая серия – морковка, трава, сено, яблоко, орехи, овес).

Процедура и инструкция.

Логопед предлагает ребенку посмотреть на первую серию картинок. "На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит" Далее логопед предлагает по одной картинке одной серии. Логопед задаёт вопросы: "Кому дадим морковку? Кто любит орехи? Или кому дадим сено?".

Творительный падеж существительных единственного числа.

Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом / -ем, которое появляется в онтогенезе раньше , чем окончание – ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: "Покажи картинку, о которой можно сказать он, она").

Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.

Цель: умение употреблять существительные в творительном падеже единственного числа.

Материал исследования. Картинки и слова (молоток, ключ, пила, ложка, полотенце, ведро.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются картинки, затем логопед просит показать картинку и ответить на вопрос:

Чем забивают гвозди? Чем замыкают дверь? Чем пилят дрова? Чем едят суп? Чем вытираются? Чем черпают воду из колодца?

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из – под.

При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

  1. винительный падеж с предлогами в, на, за, под, со значениями направления действия;
  2. дательный падеж с предлогом по, с предлогом к,
  3. родительный падеж с предлогом у, с предлогом с, из;
  4. творительный падеж с предлогами за, над, под, перед, обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом с со значением совместности.

В процессе обучения работа должна осуществляться сначала над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов.

Работа ведется в 3 этапа:

а) выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой

ситуации (I этап);
б) уточнение предлога в импрессивной речи (II этап);
а) употребление предлога в экспрессивной речи (III этап).

Образование форм существительных множественного числа проводится в следующем порядке:

а) образование беспредложных конструкций существительных

множественного числа;
б) образование предложно-падежных конструкций существительных
 множественного числа.

Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный, творительный родительный, предложный падежи (предложные конструкции)

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе. Здесь, учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

I этап – продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; 
б) с безударным окончанием.

II этап – менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; 
б) с безударным окончанием.

III этап – дифференциация грамматических форм.

Первоначально коррекционную работу следует направить на уточнение беспредложных конструкций. В дальнейшем работа проводится с предложными конструкциями в аналогичной последовательности.

В ходе работы с вышеназванными формами в импрессивной речи используются такие задания, как: «Покажи картинку (предмет), принеси картинку (предмет)».

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления падежных конструкций существительных множественного числа в экспрессивной речи.

а) Дополнение предложения с опорой на картинку. Дидактический материал — незаконченные предложения, предметные картинки.

Логопед читает начало предложения и показывает картинку. Ребенок заканчивает предложение. Например: Зина шьет юбки ... (куклам). Папа купил мячи ... (сыновьям). Витя рисует... (карандашами). Мальчики кормят... (щенков). Девочка ловит ... (бабочек). Кошки сидят... (на стульях). Заяц убегает... (от собак). Мальчики стоят ... (за деревьями) и т. д.

б) Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенный падеж.

Логопед показывает ребенку картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы. Например: Кого нарисовал Вова? — Вова нарисовал зайцев. Кем любуется Вова? — Вова любуется зайцами. К кому подбежала собака? — Собака подбежала к кошкам. Кого боятся мыши? — Мыши боятся кошек и т. д.

в) Игра «Что кому дадим?».

Закрепление формы дательного падежа существительных множественного числа по теме «Дикие и домашние животные».

Дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» — и подбирает соответствующие картинки. Например: Кости дадим собакам. Грибы дадим белкам и т. д.

Словообразование.

1). «Задумай слово»

Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за

слово, например: 

он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок); 
он красивый, голосистый, кукарекает (петух);
 
она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);
 
она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка);
 
оно белое, плывёт по небу (облако).

2). «Какое что бывает?»

Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки; 
широким — река, дорога, лента, бульвар, улица; 
новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; 
маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; 
вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; 
пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; 
холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот; 
высоким — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура; 
круглым — стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор
.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого развития.

Развитие связной речи.

а) Пересказ.

1).«Кто интереснее придумает»

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

2).«Что напутал Незнайка?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.

3).«Рассказы-описания».

Составить рассказ-описание любимой игрушки, животных.

4).«Рассказ по лексической теме». Изготовление «книги» совместно с родителями. Выйти перед ребятами своей группы и выполнить презентацию своей книги.

5).«Рассказы по серии сюжетных картинок».

Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок позволяют разобраться ребенку в последовательности событий. Составление рассказов по картинкам способствуют уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых.

6).Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Логопед раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем логопед читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке – эпизоды. Логопед повторяет рассказ, а дети должны показывать соответствующие картинки.

7).Игра «Что здесь изображено?»

Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии, остальные перемешиваются. Открывая по одной карточке, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту карточку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою первую картинку и определить подходит ли  к ней карточка показанная логопедом. Получив все карточки своей серии ребенок должен разложить их в нужной последовательности и составить рассказ.

8).«На Выставке»

Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные или по лексическим темам) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребёнок в чём-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

9).«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ»

Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).

Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино» и другие.

Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Материал содержит основные направления и приемы логопедической работы, дидактические игры, задания по формированию лексики у младших школьников с ЗПР....

«Содержание логопедической работы по профилактике акустической дисграфии у дошкольников».

      Важным моментом при подготовке к школе детей с  ОВЗ становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из ф...

Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов

Совместная работа логопеда, воспитателей общеобразовательной группы, других специалистов детского сада повышает эффективность результатов коррекционного воздействия....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»

laquo;Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»...