Развитие духовно-нравственных качеств обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях.
статья

Фадеева Юлия Александровна

Многофункциональное дидактическое пособие «Теремок» для систематического и многократного повторения, прочного усвоения учебного  материала в соответствии с особенностями детей с ЗПР на логопедических занятиях в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx146.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственных качеств обучающихся с ОВЗ                                                               на логопедических занятиях

Фадеева Юлия Александровна                                                                                               учитель-логопед

МБОУ «Средняя школа № 18»

г. Дзержинск

Нижегородская область

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития, и детям с ОВЗ.

Наличие у обучающихся с ЗПР определённых психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.

Моя задача, как учителя – логопеда, развивать не только устную и письменную речь школьников, но и найти такие формы работы, которые будут способствовать развитию нравственных качеств личности  и формировать духовные ценности обучающихся с ЗПР.

Мною было разработано и апробировано  на логопедических занятиях  с обучающимися НОО с ОВЗ многофункциональное дидактическое пособие «Теремок», которое использую для систематического и многократного повторения, прочного усвоения учебного  материала в соответствии с особенностями детей с ЗПР.

Многофункциональное дидактическое пособие «Теремок» включает в себя, прежде всего героев сказки «Теремок», которых мы совместно с детьми изготовили в рамках внеклассной работы. Именно поэтому мои ученики очень их любят, с нетерпением ждут на логопедических занятиях.

Герои Теремка – это не просто куклы, а пальчиковые (изготовленные из сена), благодаря которым развиваю не только мелкую моторику и речь, но и приобщаю к творчеству.

Приобщение детей к творчеству – верный путь формирования человека высокой нравственности.    

C:\Users\kab304\Desktop\Фото пособия Теремок-19\пособие\20191206_122940.jpg

                                                                                                                                                          Сам «Теремок» использую при изучении разных тем за счёт того, что в окошечки можно вставлять разный наглядный материал. Трёхступенчатый забор выполняет соревновательную роль.

Теремок – это базовая, основная фигура, которую я использую в основном при изучении новой темы, а при закреплении применяю другие составляющие этого пособия. Содержание их  всех связано с тематикой сказки Теремок  и другими сказками, где есть данные  герои. В своей работе я опираюсь на работу со сказкой. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Учат следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.  Мы читаем сказки, обсуждаем сюжеты, даём оценки героям, их действиям, сочиняем вместе сказки, обыгрываем отрывки из сочиненных сказок, выполняем задания.

У детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

«Волшебная ёлочка» интересна тем, что на ней в кармашках можно размещать карточки со слогами, из которых нужно составить слова.

Выполняя задания с «Волшебными корзиночками» расширяю запас слов – антонимов и учу детей использовать их в речи.

Одним из жанров, влияющих на духовно – нравственное развитие детей, являются пословицы.  Они помогают получить сведения о русском народе, о самом себе – задуматься над своим мировоззрением, оценить свои поступки. Так же они способствуют обогащению словарного запаса. Самое главное  -  научить понимать образность пословиц, научить применять их в речи.  Использую «Лесной паровоз» с такими заданиями: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов»

«Лесной магазин» позволяет отрабатывать лексические темы, при этом закрепляем «Слоговой состав слова», «Дифференциацию звуков». Имеются у нас специальные лесные денежки, на которых количество слогов в слове обозначают точки 1, 2,3,4,5. Ученики должны выбрать соответствующую картинку (слово).

Отрабатывая темы занятий, выступая в роли продавцов и покупателей, прививаю  детям нормы поведения в социуме.

«Лесную эстафету» применяю на этапе закрепления как игру – соревнование в вариантах: помогаем героям, или делимся на две команды и выполняем предложенные задания.

«Волшебный гриб» использую при изучении морфологического става слова. Это гораздо эффективнее, чем просто написанные  слова на доске или карточке.

Как я уже говорила, речевой материал подбираю  духовно – нравственного содержания, с учётом  возрастных особенностей детей с ЗПР, их уровня речевого развития.

«Сигнальные карточки» позволяют детям давать оценку ответа своим сверстникам.

Каждое занятие заканчивается «Клубочком   с добрыми пожеланиями». Передавая клубочек друг другу - мы расширяем запас вежливых слов и учимся их использовать по назначению, в конкретной ситуации или помогаем героям, которые забыли все вежливые слова, вспомнить их, а волшебный клубочек наш помощник.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что организованная таким образом  система логопедической  работы позволяет эффективно проводить занятия  по коррекции недостатков устной и письменной речи  и способствует развитию нравственных качеств личности и формированию  духовных  ценностей обучающихся с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у учащихся коррекционной школы на уроках литературы и во внеучебное время.

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности  у учащихся коррекционной школы  на уроках литературы и во внеучебное время....

«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

В статье приводится обоснование для включения в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с использванием фольклорного материала, что даёт возможность расширить образо...

«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

Статья рассказывает о том, почему включение в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с включением фольклорного материала даёт возможность расширить образовательное ...

Статья по теме «Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в программе «Воспитания и социализации школьников». Духовно-нравственное воспитание в современных условиях &ndash...