Русская народная сказка «Лиса и журавль»
план-конспект урока

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».

Задачи: заинтересовать проблемой произведения; формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать память, связную речь, умение  находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению. 

Формы и методы работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная, словесные методы, частично-поисковый, наглядный, работа с книгой.

Оборудование: таблички с предложениями по содержанию сказки, комплекты картинок в конвертах для работы в парах, иллюстрации, компьютер, мультимедийный  проектор, экран, презентация «Лиса и журавль».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».

Задачи: заинтересовать проблемой произведения; формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать память, связную речь, умение  находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению. 

Формы и методы работы на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная, словесные методы, частично-поисковый, наглядный, работа с книгой.

Оборудование: таблички с предложениями по содержанию сказки, комплекты картинок в конвертах для работы в парах, иллюстрации, компьютер, мультимедийный  проектор, экран, презентация «Лиса и журавль».

ХОД УРОКА.

1. Повторение. Актуализация знаний.

Учитель(под мелодию Владимира Дашкевича «Приходи, сказка»):

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

- О каком жанре эта загадка?

 - Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству? (Авторские и народные).

-  Почему сказки называются народными? (Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.)

- Как создавались народные сказки? (ответы детей)

Обобщение учителя:

- В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.  

- А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране.

2. Сообщение темы урока. Мотивация чтения.

- На предыдущих уроках немало прочитали сказок. А сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и Журавль». Мы должны научиться выразительно читать и понимать сказку.

- Что вы можете сказать об этих персонажах? (Они очень разные, даже внешне.)

- Но, видимо, чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст.

3. Работа с текстом.

А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

- О ком эта сказка?

- Вы все согласны, что это сказка? Докажите, что это сказка.

- Кто из героев сказки вам понравился и почему?  (Ответы детей.)

Б) Перечитывание сказки по отрывкам и анализ. 

- Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны.

- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружилась»?

(Только- только вступила в дружеские отношения).

-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как же Лиса звала Журавля? (По-доброму, как принято у русских людей.)

- Прочитайте 4 абзац.

- Что приготовила Лиса? Почему? (Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)

- Как она угощала гостя? (Подала тарелку,  да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Кушай, голубчик, сама стряпала».)

- Прочитайте следующие два предложения.

- Как ел Журавль? (Клевал)

- А как едят другие птицы?

- Знала ли об этом Лиса? (Знала.  Все птицы едят одинаково – клюют.)

- Как ела Лиса?  В чём была её оплошность? (Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)

- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? ( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)

- Как поступает Журавль? (Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)

Физкультминутка

- Сейчас немножко отдохнём. Встаньте. Давайте мы изобразим наших героев.

- Как журавль стучал носом по тарелке? (стук – стук носом)

- Как лиса вертелась вокруг кувшина?

- Хорошо! Садитесь!

- Прочитайте следующий  абзац.

- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?(Умышленно.)

- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ? (Приготовил.)

- Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?

- Как Журавль угощал Лису? (Предупредил, что никакого другого угощения нет.)

- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?

- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)

- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.

- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться? (Культурно, искренне, честно.)

- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае? (Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность; намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.)

- Дочитаем сказку до конца.

- Что значит «несолоно хлебавши»?

- В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз: «Как аукнется, так и откликнется».

-  Объясните смысл пословицы.

- Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена? (К каждому из нас.)

- Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.

4.Чтение сказки учащимися самостоятельно.

 - Прочитайте сказку еще раз и попытайтесь запомнить последовательность событий в сказке.

5. Восстановление последовательности событий в сказке. 

Каждая пара получает набор из шести карточек, которые выкладывает в правильной последовательности событий в сказке.

1. Лиса с журавлем подружились.

2. Лиса пригласила журавля в гости.

3. Лиса угощает журавля.

4. Журавль пригласил лису в гости.

5. Журавль угощает лису.

6. На этом дружба кончилась.
5. Обобщение.

- А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Оба персонажа не хороши, неприятны.)

- А что же их объединяет? (Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)

- Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня? (Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)

- Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)

7. Итог урока.

- Кому эта сказка была известна до урока?

- Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?

- Чему учит нас эта сказка? (Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным,  и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.)

 Рефлексия.

- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

- Что для этого надо делать?

- Ребята, вы прекрасно работали.

Приложение

Игра «Найди пословицу»
- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Любишь кататься, люби и саночки возить..

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

За добро добром платят.

*Хороший гость дому радость.

*На языке – медок, а на уме - ледок.

Каков гость, таково ему и угощение.

На что и звать, коли нечего дать.

Не потчуй меня тем, чего я не ем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

методическая разработка занятия по теме "Русская народная сказка "Лисичка сестричка и серый волк"

методическая разработка по русской народной сказке "Лисичка сестричка и серый волк" для дошкольников 4-5 лет...

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

Театрализованная игра на основе русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»

Театрализованная игра на основе русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»...

Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Технологическая карта по литературному чтению...

Русская народная сказка «Лиса и гуси»

Конспект урока по чтению  "Чтение " (авторы Ильина С. Ю. и др.) 2 класс Русская народная сказка   «Лиса и гуси»...