СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья

Спицына Людмила Александровна

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по внедрению и комплексному использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ, которые будут способствовать сохранению и укреплению их зрения и здоровья.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ортоптическое лечение, группа компенсирующей направленности, лечебно - офтальмологические мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Спицына Л.А., Устинских О.И.

THE USE OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE KINDERGARDEN'S COMPENSATORY FOCUS GROUP WITH BLURRED VISION.

Spitsyna L.A., Ustinskih O.I.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по внедрению и комплексному использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ, которые будут способствовать сохранению и укреплению их зрения и здоровья.

Abstract. The article is devoted to the urgent problem of introduction and comprehensive use of health-saving pedagogical technologies in the education of children with Limited health opportunities that will contribute to the preservation and strengthening of their vision and health.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ортоптическое лечение, группа компенсирующей направленности, лечебно - офтальмологические мероприятия.

Keywords: health-saving technologies, orthoptic treatment, a group of compensating orientation, medical - ophthalmological events.

Зрение — место встречи вещей и мыслей,

это жемчужные ворота между солнцем и душой.

Юстейн Гордер

Во всем мире проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Приоритетная задача программы модернизации российского образования - культивирование здорового образа жизни. Решение этой проблемы мы видим во внедрении здоровьесберегающих технологий на занятиях, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.

Здоровьесберегающие (коррекционные) технологии - это система мер по охране, укреплению здоровья и коррекции недостатков развития детей с ОВЗ.

Работая в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения, мы (учитель-дефектолог и воспитатели) понимаем, что коррекция зрения - это самое важное для наших детей.  

Главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Учитель-дефектолог занимается развитием зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировкой, ориентировкой в пространстве, коррекцией нарушения речи.

Воспитатели групп занимаются развитием речи, ФЭМП, ознакомлением с окружающим миром, конструированием, ручным трудом, лепкой, аппликацией, игровой деятельностью.

Педагог-психолог  работает над снятием психоэмоционального напряжения, коррекцией познавательной и эмоциональной сфер.

Медицинский персонал обеспечивает плеоптическое и ортоптическое лечение на аппаратах и приборах.

Специалисты нашего дошкольного учреждения работают в тесной взаимосвязи, что позволяет максимально улучшить зрение детей. В нашем ДОУ работает ортоптический кабинет, оборудованный современными приборами для коррекции зрения: синоптофор, цветотест, амблиотренер, мускултренер, лазер, макулотренер. Прийдя в нашу группу в возрасте 2-3лет, на выпуске дети имеют хорошие показатели по улучшению остроты зрения, коррекции косоглазия и амблиопии.

В группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения различной этиологии приоритетным является проведение лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются: амблиопия различных степеней, косоглазие, слабость аккомодации, астигматизм, атрофия зрительного нерва, миопия.

Практика показывает, что применение всех перечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка.

Педагоги нашего ДОУ творчески подходят к использованию перечисленных технологий, а также привлекают родителей к их применению в домашних условиях.

Ребенок, посещающий специализированную группу, ежедневно затрачивает определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп. Эту проблему мы решаем путем оптимального сочетания лечебно - офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия.

Работа по профилактике зрения в нашей специализированной группе проводиться систематически, регулярно. А также носит целенаправленный, осознанный характер. Мы стараемся организовать коррекционно-педагогический процесс максимально интересно и занимательно. Предлагаем наиболее важные и интересные задания и упражнения для коррекции зрения.

1. Для активизации работы мышц глаза проводим упражнения, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению глаз.

-  Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз). 

- Опустить голову-посмотреть на носок правой ноги, поднять голову- посмотреть в левый верхний угол комнаты, опустить голову-посмотреть на носок левой ноги, поднять голову-посмотреть в правый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч). Выполнить несколько раз.

- Посмотреть на вершины деревьев, перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом, назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

2. Для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, скоординированных действий обеих рук эффективны упражнения по   сортировке и нанизыванию бус. Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для новогоднего дерева, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

Данные задания сочетаем с заданиями на сортировку по цветам. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринты» в различных вариантах.   

Дети обводят через кальку контурные изображения. Обводят контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

3. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе, кроме фиксации, имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов.

4. Целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения активно используем игру «Путаница» - различные варианты изображений, наложенных друг на друга.

6. Упражнение со стереотренером.

Стереотренер - это пластмассовая линейка с четырьмя круглыми отверстиями и шарик, прикрепленный на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройство, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

7. Настенные зрительные тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации: «Бабочка», «Маршруты глаз». 

Методика: 1. Слежение глазами по заданной траектории. 2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

8. Восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения с глаз способствует зрительный тренажер, взятый на вооружение у В.Ф. Базарного. 

На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз. Дети могут самостоятельно проводить указкой по линиям тренажёра. Формируется скоординированность действий глаза и руки – зрительно-моторная координация. 

9. Работа с меткой на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

10. Пальминг (автор У.Бейтс)

Пальминг - является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

11. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают у детей упражнения, сопровождаемые релаксационной музыкой и спокойствием.

12. «Бегущие огоньки» – световая и цветовая стимуляция (раздражающее воздействие на колбочки зрительного аппарата, которые отвечают за видение днём, за восприятие и различение цвета). 
         Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь способствует оздоровлению, реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением зрения.

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

  •  у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
  •  повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Об этом свидетельствуют данные о динамике зрения дошкольников за три года в таблице 1.

Таблица 1.  Динамика зрения дошкольников

 Год

Всего пролечено детей

Полное выздоровление

С улучшением

Без перемен

2015

11

1

8

2

2016

12

2

9

1

2017

10

1

8

1

Литература:

  1. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2001. 96 с.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.: ВАКО, 2007.
  3. Медведев Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца», Кишинев, 1986. 120с.
  4. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. Детство-Пресс, 2015.
  5. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Методист. 2007.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога. М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"

В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...

Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья  Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением зрения на примере художественной литературы.

Данный материал содержит определение наглядного моделирования, раскрываются возможности его использования в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения, приведены примеры наглядного моделировани...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с сочетанными нарушениями

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоро...