Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
рабочая программа

Ильина Татьяна Павловна

Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovodstvo._na_132_chas.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение г. Хабаровска

«Средняя школа № 27»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №____ от ______  2020г.

__________ Т. П. Ильина

руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________ С.С. Корсунская

________ 2020г.

Рабочая программа

домашнего обучения

Орловой Марии,

ученицы  7Е   класса

по Домоводству

кол-во часов: 4 ч. в неделю

всего: 132 часа

Составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг. (протокол пед. совета от ____________ № ___, утверждена приказом директора  от   ____________ № ____)

Составила:

Ильина Татьяна Павловна,

учитель технологии

.

г. Хабаровск

2020г.

1.Пояснительная записка.

            Адаптированная рабочая программа предмета « Домоводство»   для обучающихся 7 класса составлена на основе Адаптированной основной  образовательной  программы  образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) .

           Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками  не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Обучение на уроках домоводства опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных бытовых приёмов самообслуживания, выполнение хозяйственно-бытовых работ и формирование доступных норм социализации в обществе.

        Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

           Основные задачи:

формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

развитие интереса к хозяйственно-бытовой деятельности;

формирование навыков самообслуживания и организации быта;

освоение отдельных видов работ с использованием бытовой химии;

соблюдение необходимые правил техники безопасности.

Реализация рабочей программы предмета « Домоводство» для 7 класса рассчитана на 33 недели, 4 часов в неделю. Всего 132 часов.

        

                                                             

                                                       Критерии оценки

С учётом современных требований к оценочной деятельности  для обучающихся 7 года обучения, выставляются оценки (отметки) соответствующие оценочным суждениям, следующим образом:

Оценочное

суждение

Оценка

(отметка)

Содержание

Усвоил

5

Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно

4

Знает, усваивает и применяет с помощью.

3

Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь принимает частично.

                    Отметка «2» не ставится. 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 -Умение принимать посильное участие в повседневных делах  в семье и в школе.

  • Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и др.
  • Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
  • Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации в семье и в школе.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

3. Планируемые результаты освоения программы (предметные, БУД, личностные)

Для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Предметные:

  • организовывать свою работу по устной инструкции учителя;
  • называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
  • составлять простейшую композицию макета и делать аппликацию по образцу;
  • давать простейшие отчеты о выполненной работе(называть изделие и материалы, из которых оно выполнено, определять назначение изделия);
  • названия и основные свойства материалов;
  • названия и назначение инструментов, указанных в программе;
  • правила безопасной работы с инструментами.

Минимальный:

  • знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
  • знание видов трудовых работ;
  • знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
  • знание приёмов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),используемые на уроках ручного труда;
  • анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
  • пользование доступными технологическими(инструкционными)картами;
  • составление стандартного плана работы по пунктам;
  • владение некоторыми технологическими приёмами ручной обработки материалов;
  • использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой).
  • Выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный:

  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
  • знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
  • знание видов художественных ремёсел;
  • знание и пользование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
  • осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
  • экономное расходование материалов;
  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • выполнение общественных поручений по уборке класса после уроков трудового обучения.

Базовые:

  • использовать знаково-символические средства;
  • строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • выделять информацию из художественных текстов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
  • составлять целое из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
  • устанавливать аналогии.

Личностные:

  • управление своими эмоциями в различных ситуациях;
  • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • проявлять любознательность, желание узнавать новое;
  • принятие и освоение роли обучающейся;
  • ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

4.Содержание программы

Содержание программы «Домоводство» как учебного предмета на I этапе обучения представлено в программе следующими разделами: «Работа с пластилином", «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой», «Работа с текстильными материалами», «Работа с древесными материалами», «Работа с металлом», «Комбинированные работы». Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Работа с пластилином

Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, веточками, желудями, ягодам и рябины, черноплодки, шишками.

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.

Виды работы с бумагой:

Обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;

сминание и скатывание бумаги;

соединение деталей с помощью клея;

конструирование из плоских деталей различной формы.

Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с

текстильными материалами.

Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок.

Виды работы с ватой: скручивание; разрывание; разминание; скатывание.

Работа с металлом

Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места при работе с проволокой.

Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.

Получение контуров геометрических фигур, букв.

Виды работы с бумагой:

Обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;

сминание и скатывание бумаги;

соединение деталей с помощью клея;

конструирование из плоских деталей различной формы.

Разметка бумаги:

Понятие «шаблон», правила работы с ним.

Работа с металлом.

Элементарные сведения об

алюминиевой фольге. Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.

Выполнение аппликаций из алюминевой фольги.

Элементарные сведения о проволоке. Сгибание волной, в кольцо.

Приемы работы с проволокой:, намотка на карандаш.

Выполнение объёмной фигуры.

Вырезание ножницами из бумаги:

Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.

Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок.

Виды работы с ватой: скручивание; разрывание; разминание; скатывание.

Работа с металлом

Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места при работе с проволокой.

Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.Получение контуров геометрических фигур, букв.

Комбинированные работы

Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки и т.д.

6. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.

Основные технологии обучения:

В условиях реализации программы актуальными становятся следующие технологии:

Личностно-ориентированные, деятельностный подход, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.

Методы и приёмы обучения:

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы:   показ, иллюстрация, демонстрации.

Практические методы: упражнения, практические  работы, дидактические игры, экскурсии.

Виды деятельности учащихся  на уроке:

  • игровая;
  • предметно-практическая;
  • трудовая;
  • элементарная учебная деятельность

Оборудование: природный материал, бумага цветная, картон цветной и белый, клей, ножницы, проволока, опилки, деревянные колышки, нож, шило, буравчик, молоток, отвёртка, клещи, металлоконструктор, нитки, окантовка, иголки, наперстки, ткань.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию и проведение экскурсий, бесед, моделирование реальных ситуаций,  дидактических, сюжетно-ролевых, имитирующих игр, упражнений, проблемных ситуации, учебных заданий.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.

Литература.

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.:Просвещение,2017.
  2. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционных школ  VIII вида. Учебное пособие. Т.С.Жидкина. М.: Академия, 2005.
  3. А. Кикбуш. Поделки из природных материалов, М: «РОСМЕН», 2007.
  4. Л.А.Кузнецова. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. М.: Просвещение, 2011.
  5. С.Ю. Раделов . Лепим сами.. М.: Кристалл,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.Система оценки достижения пла...

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...