Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
консультация

Тимеркаева Елена Викторовна

Консультация для педагогов по подготовке детей сЗПР и ЗРР к выполнению ВПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_podgotovki_zpr_i_zrr_k_vseros_po_matem.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

Задержки психического и речевого развития не принято относить к наиболее тяжёлым формам отклонений у детей – скорее это некий промежуточный этап между нормой и дисфункцией. Однако важным моментом является то, что дети с ограниченными возможностями здоровья так же, как и их более благополучные сверстники, нуждаются в гармоничной подготовке ко взрослой жизни, социальной адаптации, развитии интеллектуальных и креативных способностей. А в работе с ними необходимы особые методы. [1]

Математика является одним из базовых предметов общего образования. Обучение этому предмету включает в себя развитие аналитического мышления и способности к логическому и знаково-символическому мышлению, умение рассуждать аргументированно и обосновывать свои доводы различными подсчётами, возможность рационального поиска информации, пространственное воображение и овладение специфическим математическим языком.

Естественно, полученные знания по математике, как и по любому другому предмету, нуждаются в систематической проверке. Это является нормой в школах и классах для детей, психическое и речевое развитие которых находится в установленных рамках нормы. Тем не менее, такие проверки предусмотрены и для детей с ЗПР (задержки психического развития). Но как должна проходить подготовка учащихся с подобными особенностями к всероссийской проверочной работе по математике? Какие существуют методы работы в данном случае?

С одной стороны, подготовка детей с ЗПР должна соответствовать основным линиям обучения данной возрастной категории. Однако важным моментом является и работа с расчётом индивидуальных особенностей, потому что задержка психического и речевого развития не является неким общим «диагнозом», и к каждому ребёнку нужен свой подход. Но для начала стоит перечислить несколько общих методов, которые могут применяться в классах коррекции, в том числе при подготовке к всероссийской проверочной работе по математике.

  • Проработка конкретных видов задач, которые с большей вероятности встречаются в ходе проверочной работе;
  • Часто у детей с ЗПР наблюдается недостаточная устойчивость внимания и способность к концентрации. Поэтому полезны будут все виды упражнений, направленные на всестороннюю стимуляцию внимательности;
  • Учащиеся с ЗПР часто не могут усвоить и применить полученные знания и навыки с первого раза, поэтому необходимо давать им большее количество проб. Например, стоит дать им возможность решать подобные друг другу задачи заданным способом и в привычных условиях столько раз, сколько потребуется;
  • Также интеллектуальные особенности этих детей проявляются так, что они зачастую неспособны к выполнению сложно поставленных задач. Человек, работающий с детьми с ЗПР может разбивать каждую текущую задачу на несколько простых составляющих. Например, задание «Реши задачу» можно сформулировать следующим образом: «Прочитай условие. Что требуется рассчитать в ходе этой задачи? Что уже известно? Как эти данные могут помочь узнать правильный ответ? Распредели задачу по действиям».
  • Дети с ЗПР страдают от избыточной истощаемости. Она может проявляться как в утомляемости, так и в крайнем возбуждении. Поэтому не стоит настаивать на продолжении выполнения задания, если видите симптомы усталости у ребёнка. Однако стоит быть внимательным и избегать манипуляций: утомлённость может быть ложной;
  • Сочетание классических подходов к обучению с креативными методами. Чередование методов подачи информации: коммуникативный, игровой, индивидуальная работа, работа учеников в парах, триадах, квадрах и других группах;
  • Наличие структурированной системы оценивания успехов учащихся (безошибочное выполнение задания – 5; 4/5 работы выполнено безошибочно – 4; 2/3 правильно – 3; 1/2 – 2). Также не стоит излишне акцентировать внимание на провалах ребёнка, однако необходимо тщательно рассмотреть ошибки и дать подробную обратную связь;
  • Проявление интереса к личности и успехам ребёнка с ЗПР ценится ими даже больше, чем обычными детьми. Поэтому не стоит скупиться на похвалу и повышение чувства собственной значимости у учащихся с подобными особенностями развития. Позитивное восприятие себя и других помогает им лучше усваивать знания. [2,3,4,5,6].

Основными принципами обучения математики детей с ЗПР являются гармоничное совмещение воспитания и обучения предмету, подача знаний и усовершенствование познавательных функций учащихся, возможность последующего практического применения знаний в жизни, развитие необходимых для этого знаний и умений. Коррекционная работа предусматривает следующие направления:

  1. Освоение основополагающих мыслительных процессов и операций;
  2. Формирование у учеников абстрактных математических понятий;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Развитие зрительного узнавания символов, их лёгкого восприятия;
  5. Создание способностей к пространственному мышлению, ориентированию в пространстве;
  6. Обогащение словарного запаса и развитие речевых функций;
  7. Устранение индивидуальной нехватки знаний, навыков и умений;
  8. Работа с нарушениями эмоционально-личностной сферы. [7]

Важно учитывать, что правильные условия способствуют созданию положительной динамики в воспитании и обучении детей с ЗПР, однако их низкая способность к обучению всё же сохраняется на протяжение всей жизни. И всё же наличие базовых комплексных знаний помогает им занять своё место в социуме и стать его полноценной частью.

Список литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
  2. Бабкина Н.В. Советы психолога учителям коррекционных классов общеобразовательных школ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 6.
  3. Зарубина А.В., Инденбаум Е.Л. и др. Практическая реализация моделей интеграции в условиях общеобразовательной школы районного центра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 4.
  4. Концепция психологической службы образования. Сост.: Морозова Н.В. Кривцова С.В., Иванов Д.А., Левит М.В. М.: Школьная Пресса, 1999.
  5. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2003.
  6. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная Пресса, 2005.
  7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. [Текст] - М.: Владос, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2012 -2013 учебный год к программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Г. Шевченко (второй год обучения, подготовительная группа)

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми в подготовительной группе с задержкой психического развития составлена на основе рекомендаций программы «Подготовка к школе детей с задержкой...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Лыжная подготовка как фактор коррекции двигательной сферы детей, имеющих задержку психического развития

Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....

Доклад на тему «Особенности коррекционной работы на уроках математики в классах для детей с задержкой психического развития»

—  Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на   ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и ...

Статья "Содержание и методы инклюзивного образования детей с задержкой психического развития."

Проблема интегрированного обучения  в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образоват...