Информационно - коммуникационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка

Барышникова Наталья Васильевна

Работая с детьми, имеющими УО, сталкиваешься с рядом трудностей. С одной стороны, современный рынок электронной продукции располагает богатейшими ресурсами электронных учебников, образовательных программ, энциклопедий, тренажеров.

С другой – отсутствие специальных электронных ресурсов для работы с детьми, имеющих выраженное недоразвитие интеллекта. Поэтому возникает потребность в создании собственных мультимедийных презентаций, используя цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для детей младшего школьного возраста, а также ресурсы сети Интернет. При этом приходиться адаптировать уже имеющиеся ЦОРы, учитывая глубину поражения познавательной сферы детей данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_konferentsii._-_kopiya.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно - коммуникационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. 

                                                             

Одним из важнейших направлений образования в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребёнка независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в социум.

В современном обществе значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умственной отсталостью (УО), что привело к увеличению количества детей данной категории, вовлеченных в систему специального образования. Процесс обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта подчинен основной цели – социализации детей этой категории и их интеграции в обществе.

Развитие детей с УО обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания информационных и коммуникационных технологий.

Информационные технологии используются в подготовке, моделировании, конструировании и передаче информации обучающемуся посредством компьютера.

Работая с детьми, имеющими УО, сталкиваешься с рядом трудностей. С одной стороны, современный рынок электронной продукции располагает богатейшими ресурсами электронных учебников, образовательных программ, энциклопедий, тренажеров.

С другой – отсутствие специальных электронных ресурсов для работы с детьми, имеющих выраженное недоразвитие интеллекта. Поэтому возникает потребность в создании собственных мультимедийных презентаций, используя цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для детей младшего школьного возраста, а также ресурсы сети Интернет. При этом приходиться адаптировать уже имеющиеся ЦОРы, учитывая глубину поражения познавательной сферы детей данной категории.

Актуальность и перспективность опыта.

В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют формированию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность работы в целом. Внедрение компьютерных технологий  сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе.

Эффективность обучения детей с речевыми нарушениями средствами ИКТ во многом зависит от степени готовности  методик для специалистов и опыта  использования компьютерных технологий. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения  ИКТ  в коррекционный процесс. Поэтому проблему изучения и  использования информационных компьютерных технологий  в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.

Концептуальность.

Процесс обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта и нарушением речи подчинён основной цели-социализации детей этой категории и их интеграции в обществе.

Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение  и оптимальное использование развивающих компьютерных программ в коррекционно-образовательной деятельности с целью повышения познавательной активности детей.

Новизна опыта состоит в том, что, целенаправленно применяя ИКТ на коррекционных занятиях, воспитатель:

- более продуктивно корригирует речевые нарушения;

- значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;

- способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;

- управляет познавательной деятельностью в, т.е. переходит из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;

- мотивирует познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания.

- развивает эмоционально-волевую сферу детей;

- побуждает к активной творческой деятельности;

- создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.

Какие же возможности в обучении детей с ОВЗ таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиа технологии значительно расширяют и возможности родителей в сфере развития своего ребёнка. Некоторые из них копируют, созданные мною  учебные презентации и дома (во время каникул и в выходные дни) закрепляют пройденный материал. Такой вид закрепления способствует успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяет не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально учат приобретать новые знания!

 «Презентация - это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие, при использовании которого можно рассказать ребенку с ОВЗ об окружающем мире. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный любому ребёнку. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о наших детях. Именно им, с их не сформированным наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть и услышать.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые ребёнку с ОВЗ сложно увидеть в повседневной жизни. Возможности  компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Я считаю, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. Любимую презентацию ребенок может смотреть, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова. А, самое главное, выучивая их наизусть и удивлять родителей объемом знаний, полученных самостоятельно.

 Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.  Обучающие игры – презентации. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

Поощрение ребенка самим компьютером при правильном решении поставленной задачи являются стимулом познавательной активности детей;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Игровые обучающие программы приучают школьника с ОВЗ к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Дети с тяжёлой степенью нарушения интеллекта требуют большой помощи учителя и родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя и освобождает учителя и маму.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером. Говоря об использовании компьютера детьми школьного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален, т.к. дети, имеющие выраженное недоразвитие интеллекта не могут заниматься долго одним и тем же делом и сами выходят из-за компьютера. Однако разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут.

В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает учителя и родителей в состоянии творческого поиска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Информационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Применение их в обучении детей с ОВЗ способствует развитию у них навыков и умений, необходимых для успешной социализации ...

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об...

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...