Консультации для молодых воспитателей "Речевые игры как средство развития речи дошкольников"
консультация

Артемова Мария Владимировна

Речевые игры как средство развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры как средство развития речи дошкольников

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Работа по речевому развитию — многогранный творческий педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленный на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи.

 Одной из эффективных форм развития речи детей дошкольного возраста является дидактическая игра. В логопедической практике применяются различные игры. Одни направлены на становление и развитие звуковой культуры речи. Другие способствуют обогащению лексического запаса и формированию навыков словообразования и словоизменения. Задача третьих – выработка умений выстраивать грамматические конструкции предложений и создавать связные монологические высказывания.

Вашему вниманию предлагаются  речевые игры и упражнения, которые могут быть использованы воспитателями  в работе с дошкольниками в группах общеразвивающей направленности, так как количество детей с речевыми нарушениями в них неуклонно растет.

Игры на активизацию артикуляционной моторики

Одним из условий нормального становления звукопроизношения у детей является полноценная работа органов артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений органов речи. Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Развитию подвижности органов речевого аппарата способствуют специальные игры на активизацию артикуляционной моторики. Вот некоторые из них.

Кто умеет улыбаться?

Цель. Активизация мышц губ.

Оборудование. Петрушка.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так (показывает). Когда мы хорошо улыбаемся, видны наши зубки. Улыбнитесь, дети. Ребята, сейчас к вам в гости придет петрушка. Давайте все хорошо ему улыбнемся  (дети  улыбаются, педагог показывает  петрушку. Затем  прячет его).  Дети, петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губками. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему». Игра повторяется 3-4 раза. Педагог следит за тем, чтобы дети улыбались естественно, без напряжения и зубы не сжимали, а слегка сближали.

Слоники

Цель. Активизация  мышц губ.

Оборудование. Картинка «слон».

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, на которой нарисован слон, и говорит: «Дети, видите , какой у слоника хоботок, а кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками (при вдохе «пьют воду»). Набрали воды, а теперь «побрызгаем себя водичкой». Поднимите хоботок вверх». (При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды).

Кто лучше сделает дудочку?

Цель. Активизация мышц губ.

Описание игры. Дети сидят полукругом лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой изображена дудочка, и предлагает детям сделать дудочку губами, вытянув их вперед. «Посмотрите, дети, какую я сделаю дудочку» (вытягивает губы вперед).

По сигналу педагога «Дудочка играет» дети вытягивают губы вперед, по сигналу «Дудочка замолчала» губы приводят в нормальное положение.

Кормление птенцов

Цель. Активизация мышц нижней челюсти.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу, который показывает картинку, на которой изображена птица, кормящая птенцов. Педагог говорит: «Сейчас мы поиграем. Вы будете птенчиками, а я – мамой-птичкой. Птичка принесла зернышки, и все птенчики открыли клювы. Съели зернышки и закрыли клювики». Дети выполняют эти движения. Игру можно проводить несколько раз. Дети должны сидеть прямо, спокойно. Голову держать прямо, не кивать ею во время открывания и закрывания рта. Движение выполняет только нижняя челюсть, язык и губы спокойны. Рот открывается спокойно, без напряжения.

Лошадки

Цель. Активизация кончика языка.

Описание игры. Дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога «Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами», Воспитатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.

Надо следить, чтобы дети щелкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая его. Если у ребенка не получается прищелкивание, то можно с ним выполнить следующее упражнение: положить на кончик языка ириску и попросить присосать её к нёбу.

Маятник

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Показывая игрушку (или картинку) часы-ходики, он говорит: «Посмотрите, как у часов ходит маятник. Мы тоже сейчас поиграем в часики, а маятником у нас будет язычок. Посмотрите, какой длинный маятник (педагог высовывает язык, не прикасаясь к зубам). А теперь маятник будет ходить «тик-так» (показывает, как язык отклоняется то вправо, то влево; сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее). А теперь все высуньте язычок-маятник и покажите, как ходят часики». Дети выполняют упражнение. При движении язык не прикасается к губам.

Прятки

Цель. Активизация корня языка.

Описание игры. Дети сидят лицом к педагогу, который предлагает поиграть им в прятки. «Но прятаться будем не мы, а наши язычки. Посмотрите, как спрячется мой язычок, вы его даже не увидите».  (Показывает). Дети должны сидеть спокойно, голову держать прямо. Педагог следит, чтобы они не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу.

Вкусное варенье!

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Воспитатель показывает картинку, изображающую девочку, которая ест варенье, и говорит: «Варенье очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Слижем языком оставшееся варенье с верхней губы. Вот так». Показывая, как нужно слизать варенье, педагог делает движение широким языком по верхней губе сверху вниз. «А теперь слижите варенье вы», - говорит педагог. При повторении игры необходимо следить, чтобы дети не помогали языку нижними зубами и нижней губой (работает только язык, а губы и нижняя челюсть неподвижны).

Почистим зубы

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Показывая картинку, он говорит: «Посмотрите, как мальчик чистит зубы. Мы сейчас с вами тоже почистим зубы, только не щеткой, а языком. Посмотрите, как чищу зубы я.  (Чистит языком вправо и влево верхние зубы с внутренней стороны.) А теперь все почистим верхние зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы стали у всех детей».

Педагог вызывает по очереди детей, они показывают, как умеют чистить языком зубы. «Чистить зубы языком надо при открытом рте. Следите, чтобы язык скользил по внутренней стороне верхних резцов вправо и влево, а нижняя челюсть и губы были неподвижны. Губы в улыбке, зубы видны», - говорит педагог.

Аналогично чистим нижние зубы.

Закрытые ворота

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: «Жил язычок в своем домике и захотел погулять. Стал открывать ворота, а они не открываются. Язычок то одну дверцу потолкает, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать наружу. Смотрите, дети, как вылезает язычок (педагог показывает детям, как с силой просовывать язык между зубами). И пока вылезал, дверки все шире и шире открывались. Язычок вылез весь на улицу.

Фокус

Цель. Активизация кончика языка. Подготовка к произнесению звука Ш.

Описание игры. Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посередине языка, а ватка лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. Для игры-соревнования вызываются два ребенка. Выигрывает тот, кто верно выполнит все условия игры и у кого ватка взлетит выше.

Веселый язычок

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит:  «Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку  (язычок высовывается из открытого рта), Посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице, и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил  набраться. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производить лакательные движения). Наелся язычок, а губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А потом почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами). Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте) вверх-вниз, вверх-вниз, все выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щелкаем кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы).

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Формирование шипящих звуков

Лес шумит

Цель. Автоматизация звука Ш.

Описание игры. Педагог говорит: «Вы, наверное, когда-нибудь были летом в лесу. Вспомните, какие там высокие деревья, у них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-…

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш-…

Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шумит ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитатель скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.

Поезд

Цель. Автоматизация звука Ш в слогах и словах.

 Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд оправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел» Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедляя), и выпустил пар: ш-ш-ш. Затем дается звонок, свисток – и движение возобновляется.

Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру – дети будут изображать разные поезда, например, скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный – шшшшу-шшшшшу (медленно).

Тише, тише: Маша пишет!

Цель. Автоматизация звука Ш в предложениях.

       Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет. Наша Маша долго пишет. А кто Маше помешает, того Маша догоняет»

       После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком Ш. Потом выбираются новую Машу (или Мишу).

      Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком Ш, ему помогают дети или педагог, который задает наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?») Или наоборот, задание можно усложнить, например, для подготовительной группы: осаленный ребенок должен придумать слово, которое начинается со звука Ш (или слово со звуком Ш в середине (в конце) слова).

Кот на крыше

Цель. Автоматизация звука Ш в связном тексте.

Описание игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети – мыши. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши…

Тише, мыши…

Кот сидит

На нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т. е. она будет котом. И игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести 2-3 слова со звуком Ш. (Игру можно провести и для дифференциации звуков С-Ш).

Пчелы и медвежата

Цель. Автоматизация звука Ж.

Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время перелезают через скамейку и на четвереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут!» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж-ж… А медвежата быстро выпрямляются и убегают. При повторении игры дети меняются ролями.

Пчелы

Цель. Автоматизация звука Ж.

Описание игры. Посреди площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети - пчелы. Один ребенок – медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят:

Пчелы в улье сидят

И в окошечко глядят.

Полететь все захотели,

Друг за дружкой полетели:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж…

   С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями.

Пчелки собирают мед

Цель. Автоматизация звука Ж.

Описание игры. Одна группа детей изображает цветы. Им педагог надевает на головы веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: ж-ж-ж-ж… По сигналу педагога они летят в улей. Затем дети меняются ролями.

Прогулка в лесу

Цель. Дифференциация звуков Ш-Ж

Описание игры. В одном углу комнаты стоят дети, в другом – в два или три ряда стулья, это лес. Педагог говорит: «Дети, сегодня мы пойдем на прогулку в лес. Там посидим, отдохнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Педагог продолжает: «В лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев». Дети: ш-ш-ш-ш… «Пролетел ветерок, и опять в лесу стало тихо. Слышно, как в высокой траве на поляне жужжат жуки: ж-ж-ж… Как жужжат жуки?» Дети: «ж-ж-ж…»  отдохнули ребята в лесу и пошли домой. После прогулки педагог спрашивает: «Кто помнит, как шумели деревья?» Дети: ш-ш-ш… - «А как жужжали жуки?» Дети: ж-ж-ж…

Жадный кот

Цель. Дифференциация звуков Ш-Ж

Описание игры. Выбирают водящего. Он кот. Кот садится  в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот,  всех мышей ловлю – и в рот».Остальные дети – мышки. Они проходят мимо кота и испуганно шепчут: «Тише, тише, тише, кот все ближе, ближе». Дети дважды повторяют эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, должен произнести 5-10 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль кота передается другому ребенку, и игра продолжается.

Поезд

Цель. Автоматизация звука Ч в слогах.

Описание игры. Дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Дежурный (ведущий) дает свисток – поезд трогается. Дети двигаются с согнутыми в локтях руками, делают ими вращательные движения, подражая движению колес, и произносят: чу-чу-чу-чу…

    Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает желтый флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается. Игра повторяется несколько раз.

Чижик

Цель. Автоматизация звука Ч в слогах и словах.

Описание игры. Один ребенок – кошка. Остальные дети – чижики. Они занимают часть площадки, которая обведена мелом. Это клетка. Другая часть площадки свободна. Педагог (или выбранный ребенок) говорит:

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу.

Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков. Пойманный чижик должен назвать слово со звуком Ч.

Формирование свистящих звуков

Насос

Цель. Автоматизация звука С.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: с-с-с… Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук С и подражая действию насоса.

     Если у ребенка звук С не получается, значит он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется – ребенку напоминают, что при произнесении звука С кончик языка находится за нижними зубами, прижат к ним.

Сова

Цель. Автоматизация звука С в словах и тексте.

Описание игры. Прежде чем проводить игру, детям показывают картинку  с изображением совы, рассказывают об этой птице.

   Игра проводится следующим образом. Выбирается один из детей, он – сова. Остальные дети – птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:

Сова, сова, сова,

Совиные глаза,

На суку сидит,

Во все глаза глядит,  

Да вдруг как слетит…

   На слове «слетит» сова слетает с дерева и начинает ловить птичек, которые от нее убегают. Пойманная птичка должна назвать слово со звуком С и становится совой. Игра повторяется.

Цветы и пчелки

Цель. Автоматизация звука З.

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто – цветами. (например, мальчики – цветы, а девочки – пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: з-з-з-з-з…. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука З.

Кто внимательней?

Цель. Дифференциация звуков С-З.

Оборудование. Картинки «свисток» и «звонок».

Описание игры. Педагог показывает детям картинки и говорит: «Это свисток. Он свистит вот так: с-с-с-с… Как свистит свисток?» Дети: «С-с-с…» « А это звонок, он звенит вот так: з-з-з…. Как звенит звонок?» Дети отвечают: «З-з-з-з…» А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук С, то звук З.

Кот Васька

Цель. Автоматизация свистящих звуков.

Описание игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре, один ребенок – кот. Он идет на носочках, смотрит то направо, то налево, мяукает.

   Педагог и дети:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой,

А летит стрелой.

   Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него – засыпает.

Дети:

Глазки закрываются –

Спит иль притворяется?

Зубы у кота –

Острая игла.

   Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли котик. Посмотрев,  она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребутся по стулу, где спит кот, или по полу у стула.

  Кот Васька:

Только мыши заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он! Цап!

Кот встает и бежит за мышками, они убегают. Пойманная мышка должна назвать слово со звуком Ц (С, З). Она становится котом.

Дифференциация шипящих и свистящих звуков

Свистит – шипит

Цель. Дифференциация звуков с-ш.

Описание игры. Педагог говорит: «Я буду произносить слова со звуками С и Ш. Если услышите слово со звуком С,  произносите звук С и изображаете работу с насосом. Если услышите слово со звуком Ш, то шипите Ш, изображая рукой змейку.

   Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука С язык внизу, а при произнесении звука Ш – вверху.

Прогулка на велосипедах

Цель. Дифференциация звуков с-ш.

Описание игры. Педагог говорит: Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надута, подкачаем их насосом6 с-с-с… (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с…) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети: ш-ш-ш…) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с…)Вот теперь можно кататься на велосипедах. Кто помнит, как выходил воздух из шины? (Дети: ш-ш-ш…)

    Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук С, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины: ш-ш-ш…, он был теплым, язык находился вверху.

Кто внимательней?

Цель. Дифференциация звуков с-ш.

Описание игры. Педагог говорит: «У меня в руках 2 карточки. На одной - стрелочка вниз. Она обозначает звук С, потому что когда мы произносим звук С, кончик языка находится внизу. А на другой карточке – стрелочка вверх. Она обозначает звук Ш, потому что когда мы произносим звук Ш, кончик языка находится вверху. Я буду показывать то одну, то другую карточку, а произносить нужные звуки. Будьте внимательны, не ошибитесь».

    Педагог вперемешку показывает карточки со стрелками, постепенно увеличивая темп.

Пчелы и комары

Цель. Дифференциация звуков з-ж.

Описание игры. Педагог предлагает детям поиграть: «Сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: з-з-з… Как комары звенят?»  Дети: з-з-з… «Отогнали комаров ветками и пошли на поляну. А там много-много красивых цветов. Пчелы летают, мед собирают и жужжат: ж-ж-ж… Как пчелы жужжат?» Дети: ж-ж-ж… «А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами и жить здесь (педагог показывает на стулья, стоящие в одном углу комнаты); другие будут пчелами и жить здесь (показывает на другой уголкомнаты). Слушайте внимательно. Когда я скажу: «Комары полетели», то комары должна летать по комнате и звенеть: з-з-з… Когда я скажу: «Пчелы за медом полетели», то комары бегут на свое место, а пчелы вылетают и жужжат: ж-ж-ж…».

Пила

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры. Дети строятся парами друг против друга, и потом каждые двое детей подают друг другу  правую руку и начинают пилить, произнося при этом:

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела:

Ж-ж-ж-ж,

Треснула и стала,

 Начинай сначала.

   После слов «треснула и стала» дети разрывают руки, изображая сломанную пилу. Игру можно усложнить, выбрав мастера, который должен починить пилы (он соединяет руки каждой пары вместе). Также вместо одного звука Ж можно произносить поочередно З-Ж-З-Ж (на одно движение руки – З, а на другое – Ж).

Кот и мыши

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Веревка, два стула, скамейка.

Описание игры. Один из играющих – кот, а остальные дети – мыши. Мыши помещаются в подполье (за веревкой, натянутой между двумя стульями). Кот садится на стул спиной к мышам. Ведущий говорит (и вместе с ним мыши):

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Вот теперь мышам раздолье,

Быстро вышли из подполья,

Разбрелись все по углам,

Тащат крошки тут и там.

   На слова ведущего «быстро вышли из подполья» мыши пролезают под натянутой веревкой и бегают по двору. Ведущий говорит:

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Когти распускает.

Прыг – побежала.

Мышек разогнала!

Кот делает движения, соответствующие словам ведущего. На слова «прыг – побежала» кот вскакивает со стула и ловит мышей, а мышки бегут в подполье (подлезают под веревку).

Выпал беленький снежок

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры. Дети говорят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

(Дети, стоя кружком, поднимают руки и медленно опускают их, подражая падающему снегу).

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

(Становятся друг за другом и бегут по кругу, руки сзади).

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег,

Кружит, падает на всех.

(Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж).

Мы из снега ком слепили,  

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Кукла вышла лучше всех.

(Наклоняются и показывают, как лепят куклу).

Дети к вечеру устали,

Все в кроватках задремали,

Снег, снег, белый снег,

Спят ребятки крепче всех.

(Садятся на корточки, руки под щечку – спят) .

Формирование сонорных звуков Р, Р’, Л, Л’

Лошадка

Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука Р.

Описание игры. Детей воспитатель распределяет на три группы. Одна группа изображает наездников, а две другие – лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу педагога наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр-… (язычок надо понять на верхние  бугорки, и, чуть «отклеив» кончик языка с силой подуть вперед: тр).  Потом дети меняются ролями.

Самолеты

Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука Р.

Описание игры. На одной стороне комнаты стоят стульчики. Это аэродром. Летчики сидят на стульчиках, ожидая приказа. «Летчики, к полету готовы?» спрашивает педагог. Ребята отвечают: «Готовы!» - «Заводите моторы!» - говорит педагог. Д-д-д- дрр-дррр-дрррр-рррр, - подражают дети звуку мотора и, вертя правой рукой, будто заводят мотор, летают по комнате. «Летчики, на аэродром», - зовет педагог. Постепенно замедляя бег и умолкая, все возвращаются и садятся на стульчики.

   Примечание. Заводя мотор, стучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубками со звуком Д. Произнося таким образом многократно звук Д, можно получить ДР.

Воробушки и автомобиль

Цель. Автоматизация звуков Р, Р' в звукоподражаниях.

Описание игры. Несколько детей (воробушки) скачут по дороге и чирикают. Вдруг на дороге показывается автомобиль (ребенок, изображающий автомобиль). Сначала звук мотора Р-Р-Р… слышен слабо, потом все сильнее и сильнее. Когда машина приближается к воробьям, они издают звук ФРРР, расправляют крылышки и разлетаются.

Вороны

Цель. Автоматизация звука Р в звукоподражаниях и фразах.

Описание игры. Педагог делит детей на три группы. Первая группа изображает елочку, дети становятся по кругу и, опустив руки, говорят:

Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

  Вторая группа детей – вороны, которые прыгают в кругу и каркают: кар-кар-….

Первая группа детей говорит:

Из-за корочки подрались,

Во все горло разорались.

Вторая группа в кругу: кар-кар-кар…

Первая группа:

Вот собаки прибегают,

И вороны улетают.

В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак, и с рычанием р-р-р-… гонится за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные вороны становятся собаками, но прежде должны вспомнить слова со звуком Р. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся 2-3 самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.

Соблюдай порядок

Цель. Автоматизация звука Р в словах.

Описание игры. Дети сидят полукругом. В центре столик, на нем разложены в ряд предметы или игрушки, в названиях которых  встречается звук Р.  Педагог вызывает одного ребенка, который должен назвать показать детям предметы, разложенные на столике. Потом ребенок поворачивается спиной к столу и по памяти называет предметы в том порядке, в котором он их разложил на столе. Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно разрешить ему еще раз рассмотреть предметы.

   Затем вызываются другие дети. Педагог по своему усмотрению может менять порядок расположения предметов, заменять их или дополнять новыми. Повторяя игру, можно давать для запоминания 5-6 предметов. Называть предметы дети должны четко, громко. (По аналогии игра может проводиться и с другими звуками).

Барашек

Цель. Автоматизация звука Р в тексте, развитие слухового внимания.

Описание игры. На стуле спиной к детям сидит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишок. Кто по голосу будет узнан, то заменит барашка.

Барашек, барашек,

Покажи рога.
Дам тебе я сахар

И кусочек пирога.

Кто я?

Пила

Цель. Автоматизация звука Л в тексте.

Описание игры. Дети парами, взявшись за руки крест-накрест, пилят дрова и говорят:

Ла – ла, ла – ла,

Запилила пила.

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала,

Начинай сначала.

  Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Самолет

Цель. Дифференциация звуков Р-Л.

Описание игры. Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р-р…» Дети произносят: р-р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолет?»  Дети гудят: л-л-л… - и изображают летящий самолет, расправив руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Консультация для педагогов. «Использование игры как средство развития речи у детей с аутизмом»

Данная публикация поможет педагогам организовать работу с детьми, страдающими аутизмом, на начальном этапе. Приёмы позволяют активизировать речевую деятельность....

Выступление на педагогическом совете на тему: Предметно-развивающая среда как средство развития речи дошкольников

Выступление на педагогическом совете на тему:Предметно-развивающая среда как средство развития речи дошкольников...

Фольклор как средство развития речи дошкольников.

К. Д. Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повтор...

Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи дошкольника

В данном материале представлена развивающая предметно-пространственная среда группы и требования к ее оформлению....

Консультация для воспитателей БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В консультации расскрыты преимущества исользования элементов биоэнергопластики при выполнений артикуляционной гимнастики....

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"...