Консультация для педагогов «Формирование сенсомоторных навыков у детей с нарушением в развитии»
консультация

«Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев».                                                                                                                    В.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов16.54 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.                                    

Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

У детей с нарушениями в развитии сенсомоторное развитие отстаёт по срокам формирования от нормы и проходит неравномерно. Обычно у таких детей отмечается отставание от возрастных норм развития в объёме зрительного восприятия и специфические недостатки моторики. Всё это затрудняет их знакомство с окружающим миром. Именно поэтому при занятиях с детьми с такими детьми необходимо уделять внимание развитию сенсомоторных качеств.

Сенсомоторное развитие производится на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных двигательных компонентов психической деятельности.

Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного овладения многими видами деятельности, для успешного обучения в школе.

Задачи сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие координации движения кистей рук;
  • формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы слуховые, зрительные, осязание, обоняние и вкуса.

У детей с ОВЗ наблюдаются:

- низкая двигательная и познавательная активность;

- недостатки общей и тонкой ручной моторики;

- несформированность пространственной ориентировки;

- недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности.

Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы.                                

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Игры и упражнения по сенсомоторному развитию способствуют хорошему развитию дошкольников во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО):

- физическое развитие: кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

- познавательное развитие: развиваются память, внимание, сенсорные и мыслительные процессы, формируются счетные навыки;

- речевое развитие: обогащается активный и пассивный словарь;

- социально-коммуникативное развитие: дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;

- художественно-эстетическое развитие: развиваются творчество и воображение.

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры и упражнения на развитие сенсомоторных навыков.

Игры с прищепками: прекрасно тренируют моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности.

Самомассаж: развитие тактильной чувствительности рук. Выполняется с помощью тренажеров Су-Джок, массажных мячиков, щеток, шестигранных карандашей.                                    

Разрезные картинки: формируют представление о целостном образе предмета, развивают мелкую моторику пальцев рук, пространственное ориентирование.

Игры-шнуровки, мозаика: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, пространственное ориентирование, творческие способности, усидчивость, способствуют развитию речи, улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.                                    

«Почтовый ящик»: формирование восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и соотносить ее с прорезью, развитие мелкой моторики пальцев рук.                                      

Развитие слухового восприятия производится по направлению восприятия обычных неречевых звуков (повседневных звуков, шумов и музыки) и восприятия речевых звуков.

Для развития кинестетического восприятия необходимо использовать упражнения, которые позволяют ребенку рассчитывать свою силу, необходимую для выполнения того или иного действия. Например, сесть на стул, идти по лестнице, закрыть дверь, рисовать.

Мой многолетний опыт работы с детьми с отклонениями в развитии показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными участниками коррекционного процесса, помощниками педагогов в обучении и воспитании ребенка-дошкольника. Эффективными формами взаимодействия педагогов и родителей являются:

Информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ);

Индивидуальные (беседы, консультации, в том числе онлайн - консультации);                                  

Таким образом, работа по сенсомоторному развитию детей с отклонениями в развитии  включает в себя ряд мероприятий. Необходимо систематически производить тактильную стимуляцию, стимуляцию зрения, слуха, обонятельной чувствительности, вкусовой чувствительности. Важна стимуляция мелкой моторики и функции кисти. При этом необходимо уделять внимание стимуляции органов артикуляции, в первую очередь, губ. Обязательна стимуляция вестибулярного восприятия. Необходимо производить направленное педагогическое воздействие, целью которого является развитие сенсомоторных качеств у детей.  

Для того чтобы такие занятия были эффективными, необходимо чтобы ребёнка окружали привычные для него люди и было как можно меньше различных отвлекающих факторов. Это позволяет ребенку ощутить постоянство. Также во время занятий и проведения специальных упражнений нужно учитывать особенности каждого ребёнка. Не только люди должны быть постоянными в окружении ребенка с отклонениями в развитии, но и они должны производить одни и те же действия в строгой последовательности, постепенно увеличивая нагрузки.

Важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат!

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Среда, с которой работает ребенок, представляет собой настенное съемное  многофункциональное панно. Материал расположен на уровне глаз ребенка, можно все потрогать руками. Каждый отдельный предме...

Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».

На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. М...

Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»

Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»...