Преемственность в преподавании математики в начальной школе и среднем звене
методическая разработка

Моисеенко Елена Леонидовна

Преемственность в преподавании математики в начальной школе и среденм звене коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx146.24 КБ

Предварительный просмотр:

    Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Пятиклассники — существа особенные.  Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения — они близки ученикам начальной школы, а с другой стороны по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.

 Выпуская своих учеников в основную школу, учитель отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения, то как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и ухудшение здоровья учащихся

Слайд 2

Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.  

Перечислю некоторые причины трудностей, возникающих при переходе из начальной школы в среднюю:

-смена социальной обстановки;

-изменение роли учащегося;

-увеличение учебной нагрузки;

-изменение режима дня;

-разность систем и форм обучения;  

-различие требований со стороны учителей-предметников;

-изменение стиля общения учителей с детьми

 В средней  школе  коренным  образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе  классный  руководитель  – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Чтобы избежать трудностей, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятикласснику. Для этого нужно продумать совместные действия учителей начальных классов, классного руководителя и других педагогов.

 Слайд 3

 Проблема преемственности в развитии математического образования школьников весьма актуальна

       Как известно, одной из основных образовательных задач, стоящих перед начальной школой является формирование у детей вычислительных навыков в процессе обучения арифметическим действиям с натуральными числами. Неуспевающих среди младших школьников практически нет, а средний балл успеваемости достаточно высок. Между тем при переходе в пятый класс ситуация меняется. Успеваемость падает Слайд 4

        Для полноценного осуществления преемственности необходимо тщательное сопоставление программ по математике начального и среднего звена.  Необходимо выявить, какие темы уже начали изучать.  Знания, полученные по этим темам, следует расценивать как необходимые для дальнейшего освоения программы.  Нельзя понимать дело так, что в 5 классе заново начинается формирование математических понятий.  Недооценка возможностей учащихся не способствует их полноценному дальнейшему развитию Слайд 5

Рекомендации по преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом  

Начальная школа

5 класс

1.Выполнять устные действия в пределах 100 без перехода через разряд и письменные двузначных чисел сложения и вычитания чисел с переходом через разряд.

Выполнять устные (без перехода через разряд) и письменные (с переходом через разряд) действия сложения и вычитания чисел в пределах 1000.

2.Выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 100.

Выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости,  длины, массы в пределах 1000.

3.Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения

Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят

4.Доводить работу над порядком действий в примерах, содержащих до 2 знаков, до навыка.

Продолжать работу над порядком действий в примерах, содержащих до 3 знаков, до навыка.

5.Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые задачи.

Вести работу с простыми задачами в соответствии с программой.

6.Отработать умение записывать кратко, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия

Использовать отработанные умения в решении задач более 2-х действий.

7. Учить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и чертить на листе с разлиновкой в клетку. Вычислять длину ломаной.

Учить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и чертить на нелинованной бумаге. Вычислять периметр многоугольника.

8.Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи обучающихся.

Продолжить развитие математической речи обучающихся

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Поэтому пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и  учить ребят использовать свои знания в новых условиях.

Обучение математике в 5 классе начинается с длительного повторения того, что дети должны были усвоить в начальной школе.  

Несмотря на обучение в начальной школе и повторение в 5 классе, вычислительные трудности многие ученики продолжают испытывать всё время обучения в школе. Достаточно большой процент детей к седьмому классу обращается к калькулятору даже при выполнении простейших вычислений. Одной из причин такого явления является то, что обучение в начальной школе во многом построено с опорой на механическую память. Пример тому - таблица умножения, на заучивание которой отводится в младших классах много времени, и к повторению которой постоянно возвращаются на протяжении всего обучения в начальной школе. А в средней школе, как только она перестаёт быть одним из главных объектов внимания и осознаваться как нечто насущно необходимое, таблица умножения стремительно забывается. Поэтому в старших классах является допустимым использование таблицы умножения при решении примеров, особенно на деление. И зачастую приходится учить обучающихся пользоваться таблицей умножения, деления, особенно таблицей Пифагора.

Психологами   доказано, что детям младшего и среднего школьного возраста совершенно необходимо знать, чему новому они научились. У ребёнка должно быть ощущение продвижения вперёд. Идеально, когда он может каждый день сказать себе и окружающим, что нового он узнал. Поэтому повторение ранее изученного эффективно лишь в том случае, когда оно органично связано с изучением нового материала.

Слайд 6

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три группы:

организационно-психологические (о них сегодня мы уже говорили); общеучебные умения и навыки (н-р, результативность при обучении математике во многом зависит от скорости чтения, от компетентности чтения каждого ученика, особенно при решении задач) 

и специальные математические знания

Слайд 7

Слайд 8

Рекомендации педагогам

1. Посещение уроков в выпускных классах начальной школы педагогами-предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе.

2. Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы с целью наблюдения за детьми в адаптационный период. Рекомендации учителей начальной школы учителями-предметниками по организации индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей обучающихся. 

3. Проводить анализ работы по организации адаптационного периода обучающихся 5-х классов, результатов входных контрольных работ

Итак, реализация преемственности между ступенями начальной и средней школой является важным условием для успешного развития всего школьного сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

для учителей, которые начинают работу в 5 классе...

статья "Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено."

Трудности, которые используют дети при переходе из начальной школы в среднее звено....

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Переход из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена.

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена....

Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...