ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для обучающего, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умеренной умственной отсталостью), обучающегося на дому,  разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

            

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prakticheskie_deystviya_5.docx246.12 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной образовательной программе

                                                                                                                образования обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

(Вариант 2)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

C:\Users\Kulyzina\Downloads\Doc2.jpg

Адаптированная  рабочая программа

по учебному предмету «Предметно-практические действия»

для обучающейся 5 класса для детей с ОВЗ,

(с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)),

обучающегося по индивидуальному учебному плану,

Камаловой Лейсан.

Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год.

              Составитель:

                                                Белоусова Ольга Григорьевна

                                     

                                                           

гп Излучинск

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1».

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т.д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, деятельностью

Задачи и направления рабочей программы:

  • освоение простых действий с предметами и материалами;
  • развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
  • формирование элементарных общетрудовых умений и навыков;
  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
  • развитие собственной активности ребенка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие целенаправленных действий;
  • развитие планирования и контроля деятельности;
  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Общая характеристика учебного предмета:

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного

возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, т.к. у многих нет тяжелых нарушений слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды.

Одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы является развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности. Воспитание детей организуется как разнообразная практическая, в своем роде исследовательская деятельность с предметами.

Таким образом, развитие и формирование сенсорной деятельности опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, является первым этапом системы трудового обучения учащихся.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности:        совместной        (сопряженной),        полусопряженной, самостоятельной.

Целью предметно – практических действий является формирование у детей житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно- образного мышления, речи в процессе предметно-практических действий, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, элементарного конструирования.

Предметно – практические действия создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем закрепляются и вводятся в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной

инструкции, подчинять свои действия заданному правилу), развитию общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение). Применяются различные дидактические игры на развитие сенсорных анализаторов, мелкой моторики, координации движений, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления.

Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся. Описание места коррекционного курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:

«Предметно-практические действия» входит в образовательную область

«Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоениякоррекционного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса

«Предметно – практические действия»: Личностные результаты:

  • формирование интереса к обучению, труду;
  • овладение навыками предметно-практических действий как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
  • потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные (коррекционные) результаты:

  • сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька, фольга и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами;
  • разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя руки в разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;
  • размазывание материала: сверху вниз; слева направо; по кругу;
  • разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса): двумя руками, одной рукой;
  • пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.);
  • переливание        материала        (вода):        двумя        руками,        с        использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.);
  • наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.);
  • захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);
  • встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.); толкание предмета от себя (игрушка на  колесиках, ящик, входная дверь и др);
  • притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
  • вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.);
  • нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):всей кистью, пальцем;
  • вынимание предметов из емкости; складывание предметов в емкость; перекладывание предметов из одной емкости в другую;
  • вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.);
  • нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень, на нить.

Сформированность базовых учебных действий

Группа БУД

Учебные действия и умения

Подготовка        ребенка коммуникативному

взаимодействию        с группой обучающихся.

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и

выходить из-за парты и т. д.);

  • организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование        учебного поведения:

  • направленность        взгляда        (на        говорящего взрослого, на задание):
  • умение выполнять инструкции педагога:
  • использование        по        назначению        учебных материалов:
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

-умение выполнять действия «рука в руке»

Формирование        умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания .

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания

Формирование умения самостоятельно

переходить от одного задания        (операции, действия) к другому в соответствии                с

расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Система контрольно-измерительных материалов освоения коррекционного курса «Предметно-практические действия», система оценки достижений учащихся

Итоги текущего контроля освоения коррекционного курса «Предметно- практические действия»подводятся с периодичностью: по итогам полугодия (январь) и итогам учебного года. Итоги текущего контроля успеваемости отражаются в СИПР. Текущий контроль осуществляется по основным направлениям тематического планирования, результаты фиксируются в следующей таблице:

показатели

уровень сформированности

навыка

начало уч.

года

конец уч.

года

1

умеет        рассматривать                различные        по качеству                материалы:        бумагу,        ткань,

природный материал и т.д.

2

умеет фиксировать взгляд на объекте;

3

умеет воспринимать, удерживать изделие в

руках рассматривая его со всех сторон

4

сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает

бумагу различной фактуры

5

скатывает из бумаги шарики

6

рисует на бумаге, заворачивает в бумагу

предметы

режет бумагу по прямым линиям

режет бумагу по закругленным линиям

наклеивает материалы на картон

7

играет        с        кубиками,        карандашами,

палочками и т.д.;

8

складывает в банку  предметы, достает        из

банки ложкой (пальцами)

9

раскладывает        по        коробкам        разный

материал

10

разминает пластилин двумя руками, расплющивает разрывает пластилин, соединяет пластилин, отщипывает, раскатывает пластилин прямыми и

круговыми движениями, размазывает пластелин по основе

11

играет        с        учителем        в        элементарные

сюжетные игры

12

может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой)        поверхности,

складывать, скатывать ткань

13

узнает материалы на ощупь, по звуку;

14

складывает фигуры из счетных  палочек по

показу, образцу и по словесной инструкции

15

собирает разрезные картинки из 5-6 частей

16

повторяет за педагогом 3-х движений рук

по памяти

17

начинает (прекращает) действие по сигналу

18

строит из кубиков

19

называет        основных        цвета        (красный,

желтый,        зеленый,        синий)        и вспомогательные цвета

20

может чередовать предметы двух размеров

(форм, цветов) АВ

21

выбирает предмет по величине

22

подбирает        предметы        по        форме        (круг,

квадрат, треугольник, овал)

23

собирает пирамидку без учета величины

колец

24

ориентируется        в        пространстве        на

плоскости (вверху, внизу, середина, право, лево)

25

подбирает        крышки        соответствующей

формы к коробочкам

26

выкладываете узоры из        деталей мозаики; по показу и по образцу с соблюдением

цвета и пространственных отношений

27

сортирует природный материал

28

строит простые предметы из конструктора

Уровни освоения (выполнения) действий/операций, сформированность представлений определенных программой коррекционного курса оцениваются, используя следующие условные обозначения: Уровни

освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

_

2. Активное участие.

действие выполняется ребѐнком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

-        по        последовательной        инструкции        (изображения        или

вербально)

ди

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание коррекционного курса «Предметно – практические действия» направлено на формирование у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Обучение этому курсу имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано, поэтому деление программы на блоки условно.

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  1. «Действия с материалами».
  2. «Действия с предметами».

 Действия с материалами:

  • Формирование умения сминать материал.
  • Формирование умения разрывать материал.
  • Формирование умения размазывать материал.
  • Формирование умения разминать материал.
  • Формирование умения пересыпать материал.
  • Формирование умения переливать материал.
  • Формирование умения наматывать материал.

В  содержании  этого раздела выделяются        такие виды деятельности, как «Работа с бумагой и фольгой», «Лепка», «Работа с нитками и тканью».

 Действия с предметами:

  • Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.
  • Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.
  • Формирование умения толкать предмет от себя.
  • Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.
  • Формирование умения вращать предмет.
  • Формирование умения нажимать на предмет.
  • Формирование умения сжимать предмет.
  • Формирование умения вынимать предметы из емкости.
  • Формирование умения складывать предметы в емкость.
  • Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую.
  • Формирование умения вставлять предметы в отверстия.
  • Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить.

В содержании этого раздела выделяются такие виды деятельности, как

«Конструирование», «Работа с мозаикой», которые отражают предметно- практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривают развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практических действий у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми  выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обученияпредметно-практическим действиям очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям, имеющимумеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР).

Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в занятие как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно- манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Коррекционную работу на занятиях необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

Раздел I «Действия с материалами»

  • Формирование умения сминать материал.

 Ожидаемый результат: сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами.

 Методические рекомендации: ребенок учится сминать материал двумя руками. Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца). Затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой, пальцами.

  • Формирование умения разрывать материал.

 Ожидаемый результат: разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя руки в разные стороны; двумя руками,

направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

 Методические рекомендации: учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный материал) и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала (бумага), то необходимо предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения.

  • Формирование умения размазывать материал.

 Ожидаемый результат: размазывание материала: сверху  вниз,  слева направо, по кругу.

 Методические рекомендации: учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, пена для бритья, клейстер, жидкое тесто, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях).

  • Формирование умения разминать материал.

 Ожидаемый результат: разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса): двумя руками, одной рукой.

 Методические рекомендации: ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. После этого для разминания предлагают другие материалы (пластилин, глина, пластичная масса). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках.

  • Формирование умения пересыпать материал.

 Ожидаемый результат: пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).

 Методические рекомендации: занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале (крупа,

песок, земля) одной или двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем закапывать (прятать) предмет.

  • Формирование умения переливать материал.

 Ожидаемый результат: переливание материала (вода): двумя руками, с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).

 Методические рекомендации: ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем он учится использовать инструмент (стаканчик, ложка и др.) для переливания жидкости, первоначально освоив действие зачерпывание. Переливая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и выливает материал.

  • Формирование умения наматывать материал.

 Ожидаемый результат: наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

 Методические рекомендации: для обучения используют следующие материалы: бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др. Сначала ребенку дают большую катушку с остатком шнурка, который он должен домотать. Одной рукой ребенок держит катушку, другой рукой шнурок, который наматывает на катушку. Затем ребенок учится наматывать шерстяную нить на большую катушку с закрепленным на катушке началом нити. Постепенно уменьшается размер катушки и толщина нити. Катушки заменяются клубками.

Раздел II. Действия с предметами

  • Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.

 Ожидаемый результат: захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).

 Методические рекомендации: ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.

  • Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.

 Ожидаемый результат: встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).

 Методические рекомендации: ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук.

  • Формирование умения толкать предмет от себя.

 Ожидаемый результат: толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.).

 Методические рекомендации: сначала ребенок учится толкать (катать) игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает) игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, задвигании ящиков и т. п.

  • Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.

 Ожидаемый результат: притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.).

 Методические рекомендации: сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков и т. п.

  • Формирование умения вращать предмет.

 Ожидаемый результат: вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

 Методические рекомендации: сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает/закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.

  • Формирование умения нажимать на предмет.

 Ожидаемый результат: нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.): всей кистью, пальцем.

 Методические рекомендации: сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т.д.).

  • Формирование умения сжимать предмет.

 Ожидаемый результат: сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами.

 Методические рекомендации: работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуется использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не

требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.

  • Формирование умения вынимать предметы из емкости.

 Ожидаемый результат: вынимание предметов из емкости.

 Методические рекомендации: ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.). Рекомендуется начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

  • Формирование умения складывать предметы в емкость.

 Ожидаемый результат: складывание предметов в емкость.

 Методические рекомендации: ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.). Рекомендуется начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается.

  • Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую.

 Ожидаемый результат: перекладывание предметов из одной емкости в другую.

 Методические рекомендации: ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в другую. Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.

  • Формирование умения вставлять предметы в отверстия.

 Ожидаемый результат: вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

 Методические рекомендации: ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Ребенок учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны

вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.

  • Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить.

 Ожидаемый результат: нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень, на нить.

 Методические рекомендации: ребенок учится нанизывать предметы (кольца/ шарики) на стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или  шнурок для обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника.

Учебный  план курса

«Предметно-практические действия»

Тематическое планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой. Программа коррекционного курса по формированию предметно-практических действий рассчитана на 5 лет обучения и включает два раздела:

  • действия с материалами;
  • действия с предметами.

Цель курса: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи курса:

  1. Формирование разнообразных видов предметно-практической
  2. Накопление ребенком предметно-практического  опыта и

формирование на основе опыта предметно-практических действий.

  1. Расширение диапазона предметно-практической деятельности, стимуляция активности ребенка.

Тематическое планирование по формированию предметно-практических действий к АООП для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

  1. класс

Тема

Час ы

Виды деятельности

Отрабатываем ые понятия

Упражнения

Ожидаемый результат

1.

Обследование

учащегося

1

Диагностика предметно-

практических действий.

Действия с материалами – 30 ч

1.Разрывание.

4

Разрывание материала (бумаги, ваты, природного материала) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую от себя; пальцами обеих рук,

направляя одну руку к себе, другую от себя).

разрывается легко,

с трудом

  1. Аппликация

«Дерево с листочками».

  1. Аппликация

«Овощи».

Умение выполнять разрывание различных материалов.

2.Размазывание.

3

Размазывание материала руками (сверху  вниз, слева направо, по кругу).

сверху вниз

слева направо по кругу

1.Рисование пальчиковыми красками

«Рыбка»,

«Дерево».

Умение выполнять

размазывание материала

разными

способами.

3.Разминание.

4

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

тесто

пластилин глина

Лепка из теста, глины,

пластилина

«Колобок»,

«Колбаска»,

«Колечко»

Умение выполнять разминание материала разными

способами.

4.Пересыпание.

4

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием

инструмента (лопатка, стаканчик и др.).

крупа песок земля

  1. Пересыпем песок в другой ящик.
  2. Пересыпь камешки в баночку.

Умение

пересыпать

материалы двумя руками, с

использованием инструмента.

Действия с предметами– 34ч

1. Отталкивание и притягивание предмета.

2

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)

Притягивание предмета к

себе (игрушка на колесиках, ящик и др.).

толкни притяни

1.Провези машину за веревочку. 2.Покатай куклу в

коляске.

Умение отталкивать предмет от себя и притягивать к

себе.

2. Вращение предмета.

2

Вращение        предмета (завинчивающиеся

крышки на банках, бутылках,        детали конструктора с болтами,

гайками и др.).

закрути открути

  1. Открой/закро й банку (бутылку).
  2. Закрути/откр ути гайку.

Умение закручивать и откручивать предметы с помощью

вращения.

3. Нажатие на предмет и сжатие предмета.

2

Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем).

нажми

1.Игра с юлой 2.Нажми на

кнопки.

Умение нажимать на предмет.

4.Нанизывание предметов.

2

Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

нанижи

  1. Изготовление бус.
  2. Собирание пирамидок

Умение

нанизывать предметы с отверстием на

стержень (нить).

5. Складывание предметов в

емкость и выкладывание из нее.

2

Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость.

вынь

сложи

  1. Вынь кубики из коробки,

сложи в коробку.

  1. Сложи

стаканчики один в другой.

Умение вынимать и складывать предметы.

6.Складывание разрезных

картинок и изображений

2

Складывание        части предмета в целое

Найди сложи

Сложи части в целое

изображение.

Умение

складывать разрезные

картинки из 4-5 частей по

лексическим темам.

7.Складывание объемных фигур.

Выполнение построек из геометрических

объемных фигур

2

Складывание фигур друг на друга

Найди Положи построй

Постройка

башни из 3—5 кубов

одинаковых                и разных                по размеру, цвету; постройка двухэтажного и выше        дома                с крышей        из

кубов        и

призмы,        с воротами, гаражом;

постройка дорожек, заборов                из различного        по форме

материала; постройка поезда,

автомобиля.

Умение строить несложные

конструкции по показу, по

образцу.

8.Складывание

фигур из плоских предметов.

2

Складывание        фигур        из палочек на плоскости

Положи наложи

Составлен ие из счетных палочек

предметов, узоров,                фигур по        образцу, картинке, вербальной

инструкции: дом,        машина, молоток, ворота и др.

Умение строить несложные

конструкции по показу, по

образцу

Итоговое

обследование учащегося.

2

Выявление достижений учащегося по результатам занятий.

Индивидуальные достижения

учащегося по

сенсорному развитию

Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение курса

- учебные столы;

  • доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
  • персональный компьютер, большой монитор;
  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
  • звучащие предметы для встряхивания;
  • предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
  • вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
  • наборы предметов для занятий ;
  • пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
  • мозаики;
  • пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
  • волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
  • лото ассоциации;
  • деревянные конструкторы;
  • шнуровка: обувь, животные, природа;
  • счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
  • обводка по точкам;
  • разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
  • мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
  • мягкая основа для мозаики:
  • прищепки, основы для прищепок;

Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

  • предметов различной̆ формы, величины, цвета;
  • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
  • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы;
  • презентации к урокам, развивающие видео занятия;
  • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно- практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.

Учебно – методическое обеспечения образовательного курса

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант
  3. РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 2015 «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ».
  4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В Секачев, 2012.
  5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.
  6. Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

– основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС.

  1. А.Р. Маллер. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
  2. Г. В. Цикото. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно практической деятельности. Учебно-методическое пособие. М., 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по развитию предметно-практических действий

рабочая программа по развитию предметно-практических действий...

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

коррекционно-развивающие занятия (предметно-практические действия)

рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям (предметно-практические действия)...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...