Методическая разработка занятия "Великий пост"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_post.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга)

                                               

Воспитательский час

«Великий пост»

                                            Составила и провела в 7А  классе              

                                                                   воспитатель:

Казакова А.С                                                                                      

Санкт - Петербург

2019 год

Цель содействие комплексной воспитательно-образовательной работе с детьми посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям.

Образовательные задачи:

  1. познакомить детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;
  2. расширить знания учащихся о Великом посте как «пути к Пасхе», одному из этапов ежегодичного цикла: Масленица – Великий пост – Пасха,
  3. сформировать отношение к посту как времени очищения души и духовного роста.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей стремление быть добрым,
  2. помогать людям, заботиться о близких.

Развивающие задачи:  

  1. содействие общему развитию ребенка,
  2. помощь в освоении социальных навыков и норм поведения,
  3. налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи,
  4. содействие развитию речи детей.

Материал к занятию.

1. Нарисованное на листе ватмана изображение «Лестницы Великого поста» (каждая ступенька лестницы соответствует одному из приготовительных к посту или великопостных воскресений). 

Ход занятия.

Слово воспитателя.

Недавно мы с вами отмечали праздник масленицы. Расскажите, что вы знаете об этом празднике?

(Выслушиваем ответы детей).

Слово воспитателя.

Как вы сказали, масленица празднуется целую неделю. Семидневное масленичное веселье посвящено проводам холодной зимы и заканчивается символической встречей весны. Одни скажут, что это языческий праздник, другие, что православный. Все они правы. Всю неделю положено есть блины, причем все дни имеют особое значение. Блины не получится заменить пирожными и круассанами. Они – часть ритуала, частичка призываемого на холодную землю Солнца, блин – символ солнца. Согласно поверьям, тот, кто не встретил достойно Масленицу, весь год проживет несчастным и замерзшим.

Каждый день Масленицы имеет свое особое значение. В последний день Масленицы просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Вспомните, пожалуйста, какой обычай связан в жизни людей с Прощенным воскресеньем? (Слушаем ответы детей).

Слово воспитателя.

В этот день, готовясь к посту, добрый люди просили друг у друга прощения.

(Ученики показывают сценку)

- Прости меня, Христа ради! – говорил один, низко кланяясь.

- Бог тебя простит, и ты меня прости! – отвечал другой тоже с поклоном.

Слово воспитателя.

Мы с вами тоже просили прощения друг у друга, у своих родителей, бабушек и дедушек.

После Прощеного воскресенья начинается Великий пост.

Великий пост длится 40 дней. Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению. Посмотрите, пожалуйста, на рисунок, на котором изображены все этапы Великого поста.

(На ватмане напечатана «Лестница Великого поста». Дети рассматривают рисунок).

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_55087ecde439d/vospitatiel-skii-chas-vielikii-post_1.png

Воспитатель: Каждая ступенька - это неделя (седмица) Великого поста, а потому их семь.  Первая неделя строгая, в храмах в эти дни совершается особое богослужение, во время которого священники читают канон святого Андрея Критского. Вторая неделя по народному календарю — неделя рукоделия. Третья неделя Крестопоклонная. В среду пекли постные пироги с крестами на каждого члена семьи. Четвертая неделя -  поминание всех святых. Пятая неделя - похвальная. Обычно в это время весна вступает в свои права, оживает вся природа. Шестая неделя — Вербная или Вход Господень в Иерусалим. На Вербное воскресенье люди освящали веточки вербы, приносили их домой, и потихоньку хлестали ими родных, желая им здоровья. При этом приговаривали: «Верба-хлёст бьёт до слёз, верба бела бьёт за дело, будь здоров!» Седьмая неделя  называется страстной, она самая строгая, все люди готовятся к Пасхе. 

А вот скажите, что едят верующие люди во время поста?

(Слушаем ответы детей, дополняем, корректируем, если было высказано что-то неверно. В период поста христиане не только не едят скоромной пищи (мяса, масла, молока, сыра и яиц), но и всякую другую пищу должны употреблять в умеренном количестве и в определенное церковным уставом время).

Слово воспитателя.

А для чего нужно поститься?

(Слушаем ответы детей)

Слово воспитателя.

Смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Нет, пост — это, прежде всего, духовное упражнение, это возможность принести малую жертву Богу.

Пост – это время меняться по-настоящему. Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти:

• гнев, ненависть, вражду;

• надо удалиться от праздной жизни;

• не надо вкушать мяса, молока, яиц, а следует ограничиваться постной пищей (т. е. растительной пищей и, когда дозволено, рыбой), употребляя и эту пищу умеренно.

• нарушают четвертую заповедь как те, кто ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, кто работают в праздник.

  • Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются разгулу и пьянству, не думая о том, чтобы послужить Богу.

• При многодневном посте надлежит исповедаться и причаститься.

Пост считается обязательным для всех, но не надо изнурять себя голодом, нужно понимать, что нам необходимы силы для учебы и работы.

Следует упомянуть, что есть люди, которым пост абсолютно противопоказан с медицинской точки зрения. К этой категории людей, по мнению медиков, относятся все больные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с язвой желудка, гастритами, панкреатитами, холециститами, диабетом. Кроме того, очень осторожными в отношении поста должны быть люди, которые недавно перенесли очень сильную психическую травму, горе, а также люди, находящиеся в процессе выздоровления после какого-то заболевания.

А сейчас давайте накроем стол для нас и наших гостей!

(Дети накрывают на стол, выставляют кушанья в соответствии с постным меню: картошка, грибы, квашеная капуста)

Итог занятия. Дети в совместной беседе с воспитателем подходят к выводу: пост не сводится лишь к тому, чтобы ограничивать себя в пище. Пост - это путь совершенствования, путь преображения, каждый человек должен преобразиться, измениться так, чтобы стать ближе   к Богу, стать хоть чуточку лучше.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка "Смотр часовых Постов № 1"

Методическая разработкапроведения районного Смотра часовых Постов № 1, посвященного 70-летнию годовщины Победы. Участники: обучающиеся школ и курсанты военно-патриотических клубов.С самого утра, ...

методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")

Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...