Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом.
статья

Виноградова Ольга Владимировна

Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом.

          К детям со сложным дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, олигофрения). Сложный дефект – это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии.
Особенности новых условий предъявляют новые требования к обучению в школе детей со сложной структурой дефекта. В последние годы расширился дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей со сложной структурой дефекта. Особенностью этих детей является то, что они практически лишены возможности получать информацию об окружающем по естественным каналам и без специально организованного обучения. Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны.
У таких детей отмечается низкий уровень готовности к обучению в школе. Наряду с этим часто имеют место так называемые нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации образования, работы с ними, содержанием, формами и методами, которые должны быть адекватными их возможностям.    Коррекционная работа с глухими детьми со сложным дефектом осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических принципов для данной группы детей.   Обязательным в настоящее время является сопровождение, которое осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги и т. д. Суть сопровождения заключается в помощи ребёнку по формированию всестороннего развития. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору. Тьютор представляет собой лицо, помогающее учащемуся обучаться.

Основными направлениями деятельности по сопровождению являются:

Выбор образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребёнка. Поэтому в своей работе возможно использовать разные формы и методы.

Выбор коррекционно-развивающего маршрута, для преодоления личностных проблем в развитии ребенка.

Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:

Формирование представлений ребенка о себе;

Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;

Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;

Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

       Состояние слуховой дифференциации звуков речи у детей с нарушением слуха не может обеспечить усвоения детьми полноценного звукопроизношения, а в дальнейшем – и письма.
Формирование звукопроизношения у глухих протекает со значительным отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора, не имея возможности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребёнок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией. У глухих преобладают случаи полиморфного нарушения звукопроизношения, охватывающего многие фонетические группы.

Для глухих характерна крайняя ограниченность словарного запаса. С трудом усваиваются глухими и названия признаков предметов, так как окончания имен прилагательных в русском языке чаще всего бывают безударными. Особую сложность для глухих детей представляет усвоение слов с отвлеченными значениями и служебных слов, которые нередко состоят из одного согласного звука, поэтому они опускаются детьми.
Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия глухими его окончаний, являющихся одним из основных средств выражения связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи. Многие глухие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собой слов.
   У глухих нередко наблюдается неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных, пропуск предлогов. 
     С глухими детьми с недоразвитием речи необходимо работать над коррекцией всех нарушенных речевых компонентов – звукопроизношения, лексико-грамматического строя, письма, над экспрессивной и импрессивной речью. 
Для обучения и развития таких детей применяются различные методики, которые направлены на коррекцию психомоторных и сенсорных функций. В процессе учёбы используются специальные программы, позволяющие повысить эффективность обучения. Занятия   с детьми данной категории делятся части: образовательная и игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Особенность занятий состоит в оказании комплексной дифференцированной помощи учащимся, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Вся работа с такими детьми проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывая зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого (учителя, тьютера). Таким образом, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня, осваивает необходимые формы поведения. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы. И может быть эффективен при условии овладения педагогами содержанием и методами обучения и воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.

Литература.

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.: АКАДЕМА, 2002

2.Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., 2000.

3.Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. М.: «Владос», 2003.

4.Филина Т.М. Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложными нарушениями, Дефектология, 2001г.

5.Назарова Н.М. Специальная педагогика, М.: АКАДЕМИЯ, 2005г.

6.Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития М.: «Просвещение», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

программы для детей со сложным дефектом, уч-ся классов 8 вида 2 варианта

Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта.http://pedlib.ru/Books/3/0441/index.shtml?from_page=3...

Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

Публикация "Технологии наглядного обучения навыкам самообслуживания детей со сложным дефектом в условиях коррекционной школы VIII вида"

Публикуемый материал содержит описание опыта работы учителя по формированию навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на основе использования технологии наглядного ...

Доклад "Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом"

"Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом" Доклад был представлен на Всероссийской науч...

Рабочая программа инструктора по физической культуре в группах, реализующих АООП ДО для детей со сложным дефектом (обучение плаванию)

Рабочая программа сформирована как программа психолого- педагогической поддержки социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраст...

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми н...