"Инклюзивное образование, как показатель духовности в современном обществе"
статья

Ирина Геннадьевна Сабирзянова

В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование - процесс совместного обучения обычных и нестандартных детей, их включение на равных в контекст широкого социокультурного взаимодействия. На необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников указывал Л. С. Выготский: "Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми".

Важным направлением государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования. В течение длительного времени общество акцентировало свое внимание не на потенциальных возможностях проблемного ребенка, а на его дефекте, что приводило к дискриминации и изоляции. 

 Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sabirzyanova_i.g._dou_76.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется доклад на тему: «Инклюзивное образование как показатель духовности современного общества».

 

Актуальность

«Мы исключили эту часть людей из общества,

 и надо вернуть их назад, в общество, потому

 что они могут нас чему-то научить»

                          Жан Ванье «Из глубины»

 

      В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование - процесс совместного обучения обычных и нестандартных детей, их включение на равных в контекст широкого социокультурного взаимодействия. На необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников указывал Л. С. Выготский: "Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми".

    Важным направлением государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования. В течение длительного времени общество акцентировало свое внимание не на потенциальных возможностях проблемного ребенка, а на его дефекте, что приводило к дискриминации и изоляции.  

 Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.   

      (3- слайд) Новый термин «инклюзивное обучение/воспитание/образование» (inclusion) был предложен ЮНЕСКО для того, чтобы подчеркнуть необходимость специальных усилий, которые должны быть сделаны окружением (администрацией учреждений, архитекторами, педагогами, детьми) для того, чтобы человек с нарушениями БЫЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО включен в систему образования и имел равные возможности с другими.

Термин был предложен в дополнение к термину «интегративное обучение /воспитание/образование», под которым часто понимают простое помещение человека с нарушениями в неподготовленную среду.

Итак! Что же такое инклюзивное образование? 

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним об основной цели образования, которая заключается в достижении всеми учащимися определенного социального статуса и утверждении своей общественной значимости.

Задача же инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями.

Часто специалисты и педагоги термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование», используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ.

Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания преимуществ и рисков каждой из них (4- слайд).

  Обычное образование                                    Специальное образование

                   

«Нормальный ребенок»                                     «Особый ребенок»

Круглые колышки для                                          Квадратные колышки для

круглых    отверстий                                             квадратных     отверстий                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Обычные педагоги                                                   Специальные педагоги

Обычные школы                                                       Специальные школы

                                                                                 

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.

Интегрированное образование (5-слайд)

Адаптация ребёнка                                                  Система остаётся неизменной

к требованиям системы                                              Ребёнок либо адаптируется,

Превращение квадратных                                         либо становится для неё

колышков в круглые.                                                неприемлемым.

Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

Инклюзивное образование (6- слайд)

  • Все дети разные.
  • Все дети могут учиться
  • Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.
  • Система адаптируется к потребностям ребёнка.

Инклюзивное образование (от английского слова inclusion - включение) процесс, при котором что-либо     включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого (7-слайд).

ИО помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования (7-слайд).

     На современном этапе развития западной и отечественной социальной педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл процесса интеграции детей с ОВЗ – инклюзия, т.е. социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в   жизнь общества (слайд – 8). 

В основу ИО положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности (9-слайд).

     Модель  ИО строится на основании социального подхода – надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение  общества к инвалидам. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам ВСЕХ, что обеспечивает доступ к образованию, для обучающихся с особыми потребностями

(9-слайд).

Также как и другое направление в образовании инклюзия базируется на следующих принципах (10-слайд):

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  9. Все обучающиеся должны быть успешными.
  10. Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.

Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство. Где основой её организации будет являться всем знакомый личностно – деятельностный подход, а все принципы, приемы и методы данного подхода работают и при инклюзивном обучении.  

Важным условием инклюзивного образования является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, а на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент не заменим и уникален. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Для этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Немного из истории

Мировая практика инклюзивного образования (11-слайд)

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия,   реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

(12-слайд) Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США, Японии позволили создавать для реализации инклюзивного образования, наряду с имеющейся системой специального образования, параллельную специальную образовательную среду в системе массового образования, а также сделать максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями городскую инфраструктуру, снять информационные и иные барьеры и значительно уменьшить ограничения возможностей участия этой категории населения в социальной жизни.

Ситуация с инклюзивным образованием в России (слайд – 13)

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

С осени 1992 года в России  началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. В республике Карелия в 2009 – 2010 г.г. реализуется проект ЮНИСЕФ «Стремление к инклюзивной жизни – инклюзивная школа».

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

28 апреля 2010 года Мосгордума приняла законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве».

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни. Согласно данному закону, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе.

Как пояснил депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, в инклюзивной школе не может быть 50% детей с ограниченными возможностями здоровья, потому что тогда это будет не инклюзивная школа, а специализированная, 10% - это показатель, рекомендованный психологами.

По словам заместителя председателя комиссии МГД по науке и образованию Татьяны Потяевой, прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

    (Слайд – 14)  Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.   

     Анализируя степень развития инклюзивной формы обучения, следует иметь в виду, что в России есть ряд не имеющих западных аналогов научных разработок в области дефектологии и специальной психологии, которые логически связанны с процессом интегративного (инклюзивного) обучения. Среди ученых, чьи теоретические идеи и практические исследования заложили основы интегративного обучения у нас в стране, прежде всего, необходимо назвать Э.И. Леонгард, Б.Д. Корсунскую, Г.Л. Зайцеву, Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко, Н.М. Назарову, Л.М. Щипицину, Т.В. Фуряеву и др.    

 Существующие в России программы ранней психолого-педагогической коррекции, позволяют вывести многих детей с ОВЗ на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность влиться в нормальную общеобразовательную среду. В частности, на технологию многоуровневой образовательной интеграции, разработанную специалистами Института коррекционной педагогики РАО, начиная с семидесятых годов прошлого века. Именно поэтому при развитии инклюзивной формы обучения следует опираться на методологию и технологии, предложенные отечественными учеными и практиками.      

       По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

       Руководствуясь законодательными  нормативными актами Институт коррекционной педагогики РАО в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г.г. разработал «Проект специальных ФГОС для лиц с ОВЗ: дифференциация уровней и вариантов». Данный проект позволяет регулировать процесс инклюзивного образования, для детей с ОВЗ на экспериментальных площадках городов России.

(Слайд – 15) Основу логики действующего проекта составляет: Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от:

  • степени тяжести нарушения психического развития,
  • способности к освоению цензового уровня образования,
  • вида учебного заведения,
  • региона проживания.

Специфика проекта включает: группу школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородным составом. В нее входят дети с разными нарушениями развития:

  • слуха
  • зрения
  • речи
  • опорно-двигательного аппарата
  • задержкой психического развития
  • умственной отсталостью
  • выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
  • множественными нарушениями развития

     Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный), структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ. Подробнее изучить документ можно на сайте http://www.calameo.com

Данная разработка концепции и проекта специальных федеральных государственных образовательных стандартов является, важной вехой в развитии системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которые призваны «максимально расширить охват детей данной категории образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, от типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала».

В настоящее время в нашей стране существуют разные варианты обучения детей с особыми возможностями здоровья (слайд – 16).

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. 

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Домашнее обучение ведется по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). С помощью дистанционного обучения в России можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Российский рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

     Безусловно, инклюзивный подход к образованию вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Прежде всего, отметим, что словосочетание «инклюзивное образование» является не вполне корректным, поскольку Законом РФ «Об образовании» такой вид не определен (глава 2). И в дальнейшем более корректно будет использовать понятие «инклюзивная форма обучения и воспитания».

      Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически. Именно поэтому, следует считать их рядоположенными, но не равнозначными терминами.

      Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется совершенствование системы образования, в том числе решение ряда проблем. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки.

Текущее законодательство в области инклюзивного образования на территории РФ регулируется (слайд – 17):

  • Конституцией РФ
  • ФЗ «Об образовании», с изменениями от17.01.2012 (ст.5 п.4; ст.35 п.1; гл.11 ст. 83)
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», с изменениями на 30.11.11г., действующий в редакции с 01.02.12г.
  • Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16.10.11г.
  • В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», ст.24 в данной статье Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
  • Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» от24.09.2008г.
  • ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012г.
  • Всеобщая декларация прав человека ст.26
  • Постановление Правительства РФ №175 от 17.03.11г. «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015г.г.» и Распоряжение Правительства РФ №1507-р от 07.09.2010г.
  • Указ Президента РФ №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г.г.» от 01.06.2012 г.

         Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться. В основном это обобщение педагогического опыта, наработанного в российских школах, внедряющих инклюзивные подходы, анализ новых подходов, складывающихся в управлении и финансировании процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями.

         Инклюзивная форма обучения и воспитания – это долгосрочная стратегия, предполагающая поэтапную реализацию. На ближайшем временном отрезке целесообразно говорить о подготовительном этапе, на котором используется технологии многоуровневой образовательной интеграции, поскольку в будущем обучение детей с ОВЗ в условиях массового образовательного учреждения будет организовано с учетом особых потребностей каждого ребенка с ОВЗ, где должна быть создана универсальная безбарьерная среда, обеспечивающая полноценную интеграцию детей – инвалидов.  По сути, речь идет о разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП), но законодательно обучение по ИОП не закреплено.

      Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся и развивающиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, в специальном образовании.

    (Слайд – 18)  Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. 

     (Слайд – 19). Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет социально-психологический аспект проблемы, в том числе и категория менталитета, влияющего на отношение как общества в целом, так и лиц, принимающих ответственные решения в сфере законодательства, организации и финансирования образования. Можно констатировать, что сегодня в российском общественном сознании сохраняется дефектоориентированный подход(дети-инвалиды, больные дети и т.п.). заложенный много столетий назад отечественным православием, и является прочной составной частью российской ментальности. Поэтому и сегодня в государственных программах, адресованных лицам с ограниченными возможностями, виден приоритет материального подаяния «больным детям», «детям-инвалидам» перед программой качественного образования для них как средства социальной интеграции и жизненной самореализации. Нет пока и прочного социально-профессионального партнерства между дефектологами и учителями массовой школы.

      Отечественная образовательная интеграция внедряется сегодня без серьезной специальной подготовки педагогов массовой системы образования и квалифицированных специалистов различного профиля,  для работы в условиях интеграции.     

  Также, для системы ранней комплексной помощи и ее координации, методического обеспечения и мониторинга инклюзивных процессов в каждом округе должны быть созданы Ресурсные центры по развитию инклюзивного образования. 

    Между тем, адекватную модель интеграции для того или иного ребенка с ограниченными возможностями компетентно может подобрать на месте только высококвалифицированная команда специалистов (психолог, педагог-дефектолог, учитель массовой школы и другие), способных к работе в условиях интеграции.

     Относительно кадрового ресурса – необходимо введение в штат образовательного учреждения должности тьютора с обязательной подготовкой этих педагогов по специальной психологии и педагогике; и проведение хотя бы краткосрочных курсов повышения квалификации для всего коллектива образовательного учреждения по дисциплинам специального педагогического профиля и технологиям инклюзивного образования.

(Слайд – 20) Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

В настоящее время в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009).

     Эта новая актуальная специальность вводится в состав специалистов общеобразовательных школ. Это связано, прежде всего, с проектами и программами модернизации российского образования до 2020 года, а также с тем, что в обществе все больше возрастает интерес к идеям индивидуализации и открытости образования. На сегодняшний день, к сожалению, деятельность тьютора в инклюзивном пространстве не регламентирована нормативными документами.

     Несмотря на введение в штат педагогического состава должности тьютера на экспериментальных площадках массовых школ по внедрению ИО. В России по- прежнему отсутствуют материальные гарантии инклюзивного образования как дорогостоящего проекта, который должен предусматривать одновременно с созданием сертифицированной специальной образовательной среды в массовой школе сохранение существующей системы специального образования, улучшения его материальных условий за счет определенной разгрузки (уменьшение числа учащихся, приходящихся на одного учителя).

(Слайд – 21) То есть, речь идет о выстраивании параллельной и сертифицированной системы специального образования, а также инструментов контроля соблюдения права на качественное специальное образование для детей с ограниченными возможностями в структуре массовой образовательной системы – так, как это имеет место в цивилизованных странах мира. В основе идеи инклюзивного образования также лежит право выбора, и ни один из вариантов этого выбора (массовая или специальная школа) не должен быть хуже другого.

      Проблема инклюзивного подхода является важной не только для России, но и для каждого региона. Специфика его реализации в данном случае будет определяться традициями и инновациями региональных образовательных систем.

      Таким образом, необходимо отметить, что, к сожалению, инклюзивное обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка и обеспечением право получить сертифицированное образование, соответствующего его потребностям и возможностям - это проблема, которая должна решаться на уровне государства.

      Инклюзивное образование требует системного подхода при решении проблем интеграции, т.е. принятие во внимание и приведение в соответствие на государственном, региональном и муниципальном уровнях всех подсистем (образовательных, социальных, нормативно-правовых, экономических), прямо или косвенно связанных с интеграционными процессами.

И в заключении представляю Вам список специальной литературы по инклюзивному обучению и воспитанию для детей с ОВЗ (слайд – 22):

  • Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном обучении. Инновационный опыт. Начальная школа.
  • Л. И. Акатов «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • О. В. Солодянкина «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье».
  • Е. Ю. Малеванов «Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Тамбов, 2007г.
  • Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. «Игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Новокуйбышевск, 2009г.
  • «Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», г. Новокуйбышевск, 2009г.
  • «Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению», г. Новокуйбышевск, 2010г.
  • Методическое пособие. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
  • Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Специальное дефектологическое образование.
  • «Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении», Москва, 2010г.
  • Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова «Основы интегрированного обучения».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единство образования и жизни в условиях современного общества

Статья в книге "Единство образования и жизни в условиях современного общества"...

Духовные ценности современного общества

(11 класс, 2-х часовое занятие)      Данное занятие является повторительно-обобщающим по разделу «Духовная сфера общества» в курсе «Обществознания».  Повторение вкл...

Функции образования и их роль в современном обществе

Окружающий нас мир постоянно меняется, совершенствуется. Вместе с ним совершенствуется общество и человек. С изменением общества меняется и понимание «образованности». Современную эпоху часто определя...

Мастер-класс «Духовная культура современного общества: проблемы и перспективы»

Мастер-класс для педагогов. Выступление на Гуманитарном форуме...

Позиция педагога дополнительного образования на его роль в современном обществе.

Позиция педагога дополнительного образования на его роль в современном обществе....

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ "Кризис духовных ориентиров современного общества и его последствия."

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Россий...

Цифровые технологии в образовании и их влияние на современное общество

В настоящее время большое внимание уделяется оценке результатов учебной деятельности студентов. Международные опросы составляют рейтинг и сравнивают не только университеты, но и страны. Прозрачные рез...