Компилятивная программа "Мелодия - движение мысли" автор- разработчик, олигофренопедагог высшей категории И. Г. Сабирзянова
методическая разработка

Ирина Геннадьевна Сабирзянова

На сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень развития в дошкольном периоде, что составляет 85% воспитанников детских садов, нуждающихся в специальной помощи различного характера. Из них большую часть составляют дети с задержкой психического развития, имеющие сложные полиморфные нарушения, при которых страдают различные компоненты развития,  и, как следствие, нарушены познавательно – речевых процессов, двигательной и эмоционально – волевой функции.

Опыт  работы  педагогов практиков дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную деятельность в отношении детей с задержкой психического развития, доказывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны. Поэтому ученые и педагоги находятся в постоянном поиске новых путей при разработке нестандартных подходов, средств и практического их применения в развитии и повышении познавательно – речевой активности. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим процессом на занятиях будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.

Анализируя предлагаемые на сегодняшний день  психолого-педагогические технологии, можно отметить, что особое место отводится музыкотерапии. Музыкотерапия – метод влияния, созданный обществом в качестве искусственной системы коррекции нарушений. Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам данной категории обусловлены, прежде всего, тем что они являются не только источником новых позитивных переживаний ребенка, активизируют потенциальные возможности и обеспечивает всестороннее развитие ребенка в практической музыкально – ритмической, танцевально – игровой и художественно – речевой  деятельности,  т. е. выполняет важнейшие функции: образовательную, воспитательную, социальную. А именно учитывает комплекс различных направлений через интеграцию с опорой на ведущую деятельность воспитанника. 

Поэтому одним из направлений работы в МБДОУ ДСКВ №76 «Подснежник» занимает внедрение инновационной деятельности в коррекционно-образовательном процессе,  на основе прогрессивных технологий. Компилятивная программа «Мелодия – движение мысли» на основе музыкотерапии, разрабатывался непосредственно в русле мероприятий программы «Развитие ДОУ» на 2007-2011г.г.  Что позволило дополнить содержание используемой коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» Шевченко С. Г.  нестандартной технологией работы, направленной на формирование познавательно – речевой активности в непосредственно – образовательной деятельности воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_konkursu_avtor-sabirzyanova_i._g.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Компилятивная программа «Мелодия – движение мысли» для детей 5- 7 лет с ЗПР на основе музыкотерапии в рамках группы компенсирующей направленности. Автор программы: учитель – дефектолог И. Г. Сабирзянова, г. Нижневартовск.

Актуальность: на сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень развития в дошкольном периоде, что составляет 85% воспитанников детских садов, нуждающихся в специальной помощи различного характера. Из них большую часть составляют дети с задержкой психического развития, имеющие сложные полиморфные нарушения, при которых страдают различные компоненты развития,  и, как следствие, нарушены познавательно – речевых процессов, двигательной и эмоционально – волевой функции.

Опыт  работы  педагогов практиков дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную деятельность в отношении детей с задержкой психического развития, доказывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны. Поэтому ученые и педагоги находятся в постоянном поиске новых путей при разработке нестандартных подходов, средств и практического их применения в развитии и повышении познавательно – речевой активности. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим процессом на занятиях будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.

Анализируя предлагаемые на сегодняшний день  психолого-педагогические технологии, можно отметить, что особое место отводится музыкотерапии. Музыкотерапия – метод влияния, созданный обществом в качестве искусственной системы коррекции нарушений. Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам данной категории обусловлены, прежде всего, тем что они являются не только источником новых позитивных переживаний ребенка, активизируют потенциальные возможности и обеспечивает всестороннее развитие ребенка в практической музыкально – ритмической, танцевально – игровой и художественно – речевой  деятельности,  т. е. выполняет важнейшие функции: образовательную, воспитательную, социальную. А именно учитывает комплекс различных направлений через интеграцию с опорой на ведущую деятельность воспитанника. 

Поэтому одним из направлений работы в МБДОУ ДСКВ №76 «Подснежник» занимает внедрение инновационной деятельности в коррекционно-образовательном процессе,  на основе прогрессивных технологий. Компилятивная программа «Мелодия – движение мысли» на основе музыкотерапии, разрабатывался непосредственно в русле мероприятий программы «Развитие ДОУ» на 2007-2011г.г.  Что позволило дополнить содержание используемой коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» Шевченко С. Г.  нестандартной технологией работы, направленной на формирование познавательно – речевой активности в непосредственно – образовательной деятельности воспитанников.  

Учитывая вышесказанное, я полагаю, что часть непосредственно – организованной деятельности (занятий) по коррекции недостатков в развитии, должна иметь характеристики не только коррекционной, но и музыкально-терапевтической направленности.

Анализ научной, общей и специальной литературы по проблемам коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, а также опыт работы с дошкольниками данной категории в условиях групп компенсирующей направленности позволили выявить ряд противоречий:

  • между возможностью использования и изучением влияния в специальном обучении и воспитании метода музыкотерапии  и отсутствием должной технической и теоретико - практической подготовки специалистов, работающих в данной области;
  • между сложившимися традиционными формами коррекционно - развивающего обучения и воспитания в системе образования и объективно созревшими предпосылками для разработки новых подходов по коррекции и совершенствованию познавательных, речевых возможностей дошкольников с задержкой психического развития.

Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:

  1. Недостаточно научно-методического обоснования для непосредственно – образовательной деятельности (занятий)  на основе метода музыкотерапии в коррекционно - педагогическом процессе групп компенсирующей направленности, как одного из оптимальных методов преодоления комплексных нарушений, в том числе развития познавательно - речевых возможностей детей;
  2. Мало отражено и разработано в практическом применении терапевтического комплексного подхода в коррекционно – развивающем обучении  на основе   музыкотерапии в структуре учебного плана непосредственно – образовательной деятельности программы VII – вида для детей 5-7 лет с ЗПР.

Выявленные противоречия актуализируют необходимость обоснования и разработки методических основ с комплексным коррекционно – развивающим   подходом на основе   музыкотерапии, через интеграцию в рамках непосредственно – образовательной деятельности детей с задержкой психического развития, как одного из возможных путей совершенствования процесса познавательно – речевой активности воспитанников. 

Теоретическая новизна  заключается: в обосновании наиболее оптимального варианта организации разнообразных форм работы с детьми с применением коррекционно – развивающего комплекса на основе музыкотерапии в работе учителя – дефектолога с дошкольниками 5-7 лет.

Практическая значимость заключается в разработке:

  • тематической медиатеки (видео, аудио, презентации) для детей, родителей, воспитателей, профильных специалистов;
  • консультаций и практических рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам развития познавательно – речевой активности в игровой форме на основе музыкотерапии;
  • наглядно – информационных материалов для педагогов и родителей;
  • календарно – тематических планов взаимодействия с воспитателями, профильными специалистами, родителями.

Цель программы: формирование у детей с задержкой психического развития познавательно – речевой активности посредством использования коррекционно – развивающего комплекса, основанного на музыкотерапии во всех формах образовательной деятельности.

Задачи программы:

  • разработать и внедрить в непосредственно- образовательную деятельность коррекционно – развивающий комплекс, включающий систему взаимодействия с детьми данной категории, родителями, педагогами, направленный на развитие познавательной и речевой активности;
  • развивать познавательно – речевую, творческую активность дошкольников;
  • формировать саморегуляцию деятельности и устойчивую мотивацию к познанию  детей с ЗПР;
  • повышать продуктивность, учить верно воспринимать полученную информацию, используя анализаторы слуха, зрения, движения;
  • стимулировать активность, способствовать положительному психоэмоциональному состоянию дошкольников средствами музыкотерапии.

В основе реализации коррекционно - развивающей работы по формированию познавательно – речевой активности строятся  на основе следующих  взаимосвязанных дидактических принципов: системности коррекционно-профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексности и интегративности; адресованности и преемственности; коррекционно – компенсирующей направленности образования; деятельностного, индивидуального и дифференцированного подхода; доступности, повторяемости материала.

Используемые технологии и методики в реализации данной программы: 

  • Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич для изучения познавательной активности детей.
  • Критерии  уровней оценки познавательно – речевой активности детей 5-7 лет с ЗПР; авторская разработка Сабирзяновой И. Г., утвержденная педсоветом ДОУ в ноябре 2010г., творческой группой города Нижневартовска.
  • Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - Изд.: СПб.:Речь, 2007 г.; Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет, изд. ТЦ Сфера, 2010 г.
  • Железнова С., Железнов Е. «Весѐлая логоритмика» (из серии «Музыкальные обучалочки», аудиопособие). М., издательство детских образовательных программ «Весть – ТДА», 2007.
  • Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 5 изд., издательство: СПб.: «Планета музыки», 2007 г.
  • Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно – метод. пособие. ТЦ Сфера, 2010 г.
  • Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: Детство – Пресс, 2004 г.
  • Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
  • Рыбакова С. Г. Арт–терапиия для детей с задержкой психического развития. Учеб. пособие.– Спб.: Речь, 2007г.
  • Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. - М.: Изд. «Аркти», 2008 г.

Особенностью данной программы является то, что на фоне положительного эмоционально – волевого состояния происходит  непроизвольное воздействие на скрытые внутренние мотивы ребенка через основы музыкотерапии. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Следовательно, результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.

Реализация проекта предполагает создание следующих условий:

  • рациональная организация образовательного  процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей, учет гигиенических и временных требований, структуры нарушенных речевых и интеллектуальных функций;
  • организация предметно – развивающей среды, создание благоприятных условий для практического использования и прослушивания музыкальных произведений;
  • создание программно-методического обеспечения;
  • интеграция с другими образовательными областями.
  • объединение усилий и координация деятельности детского сада с семьей;
  • владение педагогом знаниями и навыками музыкальных основ.

Компилятивная программа «Мелодия –движение мысли» на основе музыкотерапии представлена блочно, с учетом возрастных, индивидуальных, психофизиологических и типологических особенностей дошкольников данной категории, что отвечает ведущему виду деятельности дошкольника и предъявляемым требованиям к специальному образованию.  В проекте рассматривается новое комплексное воздействие на активизацию познавательно – речевой функции детей с ЗПР, основанной на музыкотерапии, через интеграцию областей в различных видах непосредственно – образовательной деятельности (занятий) и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, учителя-дефектолога, профильных специалистов и родителей. Сроки реализации проекта составляют 2 года, путем ежедневной формы занятий. Участниками проекта являются дети с ЗПР 5- 7 лет. Разработан мониторинг изучения познавательно – речевой активности, определены критерии и формы оценки качества знаний; составлены и адаптированы тестовые задания.  Даны методические и практические рекомендации профильным специалистам, воспитателям, родителям  по реализации проекта. Практическая значимость проекта заключается в разработке методического сопровождения коррекционного процесса. Программа составлена, как методическое пособие, для профильных специалистов, частично может быть использован воспитателями и родителями, имеющими предварительную специальную подготовку в данном направлении. Результативность освоения интегративных качеств подтверждаются данными итогового мониторинга освоения детьми планируемых результатов: высокий  уровень составил 46 % детей; средний уровень – 54%; низкий уровень отсутствует. А также призовыми местами в конкурсах разного уровня: 2011г. Диплом III степени «Самотлорские роднички» в номинации «Художественное слово»; 2012г. Сертификат участника   Всероссийского дистанционного конкурса – игры  по русскому языку «Ёж». 70% моих выпускников заканчивают первый класс на «хорошо» и «отлично».

Ожидаемые результаты реализации программы проекта:

  • Будут созданы условия для максимальной реализации познавательно – речевой и двигательной активности детей.
  • Повысится уровень педагогической  и родительской компетентности в вопросах формирования познавательной и речевой функции ребенка.
  • Повысится уровень познавательно-речевой  активности детей.
  • Сформируется устойчивая мотивация к познанию.
  • Увеличится число дошкольников с устойчивой  продуктивностью  в восприятии информации.
  • Повысится уровень навыков саморегуляции в деятельности.
  • Содействовать положительному психоэмоциональному состоянию и положительному настрою детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать  как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

Образец заявления на высшую категорию

Образец заявления на высшую категорию...

Сценарий прудового праздника "Снежинск - мой дом, украшенный трудом" Автор Н.И. Сибогатулина, учитель технологии высшей категории

Праздник "Снежинск - мой дом, украшенный трудом" посвященный 55 летнему юбилею города снежинска...

оценочные карты учителя для аттестации на высшую категорию

материал содержит рекомендации  по оформлению и  заполнению оценочных карт для аттестации учителя математики на высшую категорию...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...