Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях «Культура сохранения здоровья» для учащихся, занимающихся в условиях надомного обучения
рабочая программа

Веденина Наталья Георгиевна

Цель программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

    1.Формирование культуры здорового образа жизни, направленное на ответственное отношение к своему здоровью;

2. Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесберегающих технологий, учитывая индивидуальные показания участников учебного    процесса;

3. Профилактика с целью предупреждение вредных привычек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Рабочая программа

по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях

«Культура сохранения здоровья»

для учащихся, занимающихся в условиях надомного обучения

Программу составила:

учитель Веденина Наталья Георгиевна

Смоленск 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.

Многолетняя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды.  В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс научно-эффективных технологий, коррекционно-развивающих пауз на уроках и оздоровительной технологии, способствующих адаптации детей и подростков.

Применение здоровьесберегающих технологий поможет детям с умственной отсталостью сохранить здоровье и достигать положительных результатов.

Здоровьесберегающая технология это:

           - условия обучения ребенка;

- рациональная организация учебного процесса;

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Цель программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

    1.Формирование культуры здорового образа жизни, направленное на ответственное отношение к своему здоровью;

2. Создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесберегающих технологий, учитывая индивидуальные показания участников учебного    процесса;

3. Профилактика с целью предупреждение вредных привычек.

Условия реализации программы.

Одной из особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является его коррекционно-оздоровительная направленность. Обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется одновременно с решением коррекционных задач, заключающихся в преодолении или смягчении недостатков физического развития и нарушений моторики, характерных для обучающихся с умственной отсталостью.

Другая особенность заключается в необходимости учета индивидуальных отклонений в их психофизическом развитии и в постоянном взаимодействии учителя и родителей (законных представителей).

Формы и методы реализации программы.

Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:

I. Гигиенические условия:

1.Температура и свежесть воздуха, озеленение.

2.Рациональность освещения рабочего места.

3.Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и    т.д.;

4.Чистота и уют.

5. Личная гигиена (мытьё рук и внешний вид).

6. Стол и стул по росту учащихся (величина стола).

        7. Правильная осанка (положение корпуса, рук, ног).  

 8. Организация питьевого режима.

II.Требования и нормы к урокам:

         1.Техника безопасности на уроке.

         2. Продолжительность учебной нагрузки и плотность урока.

 3. Чередование различных видов заданий (статистических и динамических; словесных, наглядных, аудиовизуальных, самостоятельной работы и др.)

        4. Физкультминутки и физкультпаузы:

  • упражнения для снятия общего и локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика для улучшения слуха;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика.

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также важен эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

 5. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности (интереса к знаниям, радость от активности, интерес к изучаемому материалу, организация выставок образцов готовых изделий, детских работ и т.д.)

6.Творческий подход к обучению (Творческие проекты)

7. Место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их, обсуждения; а также использование музыкального сопровождения уроках.

8. Демонстрационный материал и пособия (операционные карты, предметные и технологические карты, индивидуальные карточки –задания) должны быть читаемыми, доступными, крупными, интересными, яркими, чтобы было интересно читать и рассматривать.

 Момент наступления утомления учащихся, снижение их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

9. Благоприятный психологический климат на уроке.

III. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Степень естественности позы школьников на уроке служит хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровье разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

IV.Воспитание у учащихся культуры здоровья.

На коррекционно-развивающих занятиях включение в содержательную часть вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни:

  •  «Личная гигиена».
  •  «Питание».
  •  «Семья и здоровье».
  •  «Одежда и обувь».

Элементы здоровьесберегающих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Не менее важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что, так или иначе, связанно с влиянием на их здоровье. Экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе на уроках провожу по следующим показателям:

- возбуждены (перевозбуждены);

- утомлены, выглядят уставшими;

- взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;

- сосредоточены, деловиты, настроены на урок;

Решаю коррекционные задачи, слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз.

Другими формами двигательной активности являются сюжетно - ролевые игры на уроках.

 Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.

К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, прежде всего, сохранение физических характеристик, обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке или коррекционном занятии.

 Таким образом, на уроках я стараюсь проводить разнообразные формы работ, различные физкультминутки, строгое нормирование заданий для недопущения перегрузок, смена деятельности, обращаю особое внимание на объем и сложность материала. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

 Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ.

 

Ожидаемые результаты.

- Эффективное решение проблем, возникающих у детей в обучении, общении и психическом состоянии;

- Доверие к окружающим через принятие себя и нормализация межличностных    отношений;

        - Снижение риска вредных привычек;

        - Снижение уровня тревожности обучающихся в образовательном процессе и повышение мотивации к обучению детей;

       - Формирование социальных и коммуникативных компетенций;

       - Адаптация обучающихся, вовлечение в общественную жизнь;

      - Повышение уровня самоорганизации и воспитанности;

      - Рост достижений обучающихся.

   После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами перегрузок на уроке не должно быть. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него.

        Применение на уроке физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урок.

        При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течении урока такова:

  • 5 – 25 минута – 80%
  • 25 – 35 минута – 60 - 40%
  • 35 – 45 минута – 10%

         Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

  1. Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319
  2. И. М. Воротилкина Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
  3. М. Г. Ишмухаметов Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
  4. Т. В. Карасева Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  5. Ф. Г. Мухаметова Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа»,2006, № 8. С. 105
  6. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа. -2005. -№3. -С.52-87.

                                                                                           

   

                                                                                             Приложение 1

   1.    Комплекс упражнений «Мы - спортсмены».

- Мы плаваем (махи руками вперед, назад.)

- Мы -  штангисты (ноги на ширине плеч, наклоны, имитируем поднятие штанги).

- Мы – бегуны (имитируем ходьбу и бег на месте).

- Мы – боксеры (руки в кулак, имитируем удары с резким выдохом).

2. Физические упражнения для формирования правильной осанки.

 «Великан». Встать на носочки, поднять вверх руки, тянуть туловище вверх, ходить на месте.

-«Обезьянка». Руки вверх, лезем по канату, считаем до пяти, затем руки встряхиваем.

- «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и маршировать как военный, вытягивая носок прямой ноги. Ногу ставить на всю ступню.

- «Ворота». Встать спиной друг к другу, поднять вверх руки и взять соседа за руки. Сделать шаг вперед, спину прогнуть назад.

3. Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Эти упражнения применяются с целью развития силы и выносливости мышечных групп, обеспечивают функцию прямостояния. Выполнять их нужно медленно, руки полусогнуты:

- пальцы сжаты в кулаки, поднимаем руки до уровня плеч.

- пальцы сжаты в кулак, руки поднимаем над головой, тыльные стороны руки соприкасаются, опускаем вниз.

- наклоняем туловище чуть вперед, руки полусогнуты, разводим их в стороны, лопатки «сходятся».

- руки перед собой, сжаты в кулаки. Делаем круговые движения назад, руки разводим за спиной.

  4. Релаксационные упражнения для мимики лица.

- сморщить лоб, поднять брови (удивиться).

- нахмуриться, расслабить брови (рассердиться)

- расширить глаза (страх, ужас)

- расширить ноздри (вдыхаем запах)

- зажмуриться (ужас)

- поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение)

- оскалить зубы, ослабить щеки и рот (улыбка)

5. Упражнения, способствующие выработке правильного дыхания.

- вдох через рот, выдох через нос (и наоборот).

- быстрый вдох, медленный выдох.

-  медленный вдох, выдох толчками.

- на одном выдохе произнести звуки: ж, ж ; з , з ; р, р; с,с.

- «свеча» плавно дуть на пламя свечи, как бы положив его.

- «задуй свечу» резкий выдох.

- на вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая паузы.

- произнести скороговорку, считалку на одном дыхании

6. Комплекс упражнений гимнастики для глаз:

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки насчет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. 

7.Упражнения для глаз (И.В. Чупаха).

- движение зрачков влево, вправо, вверх, вниз.

- крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд.

- массаж век, бровей, области вокруг глаз кончиками пальцев.

- созерцание точки на расстоянии 5 метров в течение 10-15 секунд.

- сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо - посмотреть на правый локоть, влево- на левый.

- сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх- следить за пальцами, руки опустить, выдох.

8. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

- Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Правую руку вперед, левую вверх.3-4. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

- Исходное положение – стоя ли сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2. Свести локти вперед, голову наклонить вперёд. 3-4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз потрясти расслабленно. Темп медленный.

- Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1-1. Взмахом левую руку занести через первое плечо, голову повернуть влево.

- Исходное положение. 4-5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках «Культура сохранения здоровья»

Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях «Культура сохранения здоровья» для учащихся, занимающихся в услов...

Календарно – тематическое планирование для учащихся 9 класса, занимающихся в условиях надомного обучения

Календарно – тематическое планирование на 2016/2017 учебный год индивидуальное обучение на дому 9 класс...

Календарно-тематическое планирование для учащегося 8 класса, занимающегося в условиях надомного обучения

Календарно-тематическое планирование для учащегося 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  занимающегося в условиях надомного обучения....

Индивидуальная рабочая программа для учащегося 8 класса, занимающегося в условиях надомного обучения

Индивидуальная рабочая программа для учащегося 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  занимающегося в условиях надомного обучения....

Календарно-тематическое планирование для учащейся 6 класса, занимающейся в условиях надомного обучения

Календарно-тематическое планирование для учащегося 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  занимающегося в условиях надомного обучения....

Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Календарно-тематическое планирование для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Календарно-тематическое планирование для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....