Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»
рабочая программа

Новицкая Татьяна Ричардовна

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания

 «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_tablitse_13.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания

 «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»

Пояснительная записка. Здоровьесберегающая технология наиболее значима по степени влияния на здоровье умственно отсталых школьников, т.к. интегрирует все направления работы с обучающимися и имеет решающее значение  для их развития и социализации. Дети с ОВЗ, обучающиеся на дому, имеют статус ребенка-инвалида по различным заболеваниям – РАС, ДЦП, СД, ППС. Также следует отметить, что  у обучающихся с умственной отсталостью слабо развит инстинкт самосохранения. Поэтому необходимо  учитывать специфику заболевания и  адаптивные возможности каждого ребенка.

Цель программы:  показать важность применения актуальных педагогических технологий в современном образовательном процессе и возможность их оптимального сочетания для успешного обучения школьников.

 Задачи программы:  создание условий для развития личности обучающихся и устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.            

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методы обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучающегося,  направленный  на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Группы методов:

1 – методы формирования новых знаний и способов деятельности;

- объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы – рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей.

- проблемный и частично-поисковый методы – проблемная или эвристическая беседа, создание ситуации затруднения. Благодаря этому методу  учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления , умения формулировать проблему и находить способы ее решения.

- исследовательский метод – решение задач творческого характера.  Дает возможность  приобрести навыки планирования, анализа, оценки  полученных результатов.

2 – методы организации деятельности обучающихся;

-  методы, предполагающие взаимные действия учителя и обучающегося: мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры, практикум, тренинг, выступления обучающихся с докладами и др.

- методы самостоятельной работы обучающихся: выполнение упражнений, сопровождающихся  самопроверкой, изучение материала учебника, действия с таблицами, схемами.

3 – методы контроля и самоконтроля;

- тестирование, анкетирование, викторины, письменные и устные опросы,  зачеты и др.

4 – методы формирования личностных результатов;

- беседа, внушение, убеждение, поручение, соревнование, пример, аналогия, рефлексивные методы.

Для достижения педагогических целей нужно изменить формы обучения, шире применять те методы и технологии, которые формируют практические навыки и повышают адаптивные возможности обучающихся на дому.

 Современная жизнь предъявляет и современные требования к учителю, ориентирует его на преодоление противоречий между новыми целями обучения и «классическим» содержанием образования, традиционными формами и методами обучения.

Внедрение  современных технологий способствует повышению мотивации обучающихся, росту их познавательной активности,  совершенствованию умений и навыков. При этом  сам педагог  повышает свое педагогическое мастерство и самооценку.

Главная педагогическая задача - мотивировать интерес детей к учебной деятельности, активизировать деятельность обучающихся к получению  знаний  и умений.   Разумное сочетание современных педагогических технологий призвано и способно повысить интерес школьников к процессу учения.

 Практическая значимость данной программы заключается в соответствии отбора и использования метода организации учебной деятельности при работе с детьми в условиях надомного обучения в контексте здоровьесберегающей технологии.

 В своей работе я опираюсь на нормативные документы, методические рекомендации, диагностический инструментарий, практический опыт и учебные пособия.   За несколько лет работы  в качестве учителя надомного обучения в  коррекционной школе я накопила разнообразный   материал оздоровительных мероприятий индивидуально для каждого обучающегося (с учетом особенностей развития).

 Актуальность программы в контексте работы с обучающимися на дому: обеспечение познавательной активности, индивидуализация, повышение уровня адаптации к социокультурной среде.

Совершенствование метода организации деятельности обучающихся

 ( в контексте здоровьесберегающей технологии)

Для развития обучающихся необходимо организовать их деятельность.  С помощью метода организации деятельности обучающиеся  совершают разнообразные учебные действия.

 Примеры организации деятельности  обучающихся:  разнообразные  тренировочные  упражнения.  Изучаемый учебный материал  как материал для организации  учебной деятельности, в которой обучающиеся совершают определенные действия при овладении основными видами учебной  деятельности  и при этом приобретают практические навыки.

Подходы:

-оборудование учебного места (уголка) с учетом требований САНПИНа  и индивидуальных особенностей обучающихся;

- построение уроков с точки зрения физиологических требований с включением оздоровительных мероприятий;

- строгая дозировка учебной нагрузки, смена произвольной и эмоциональной активизации с целью предотвращения излишней утомляемости;

- создание доброжелательного психологического настроя;

- использование динамических пауз;

- смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления;

- осознанное целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности ( физминутки, динамические паузы, подвижные игры, если возможно);

- целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж конечностей);

- использование сюжетных и ролевых игр, способствующих вовлечению обучающихся в практическую и творческую деятельность;

- профилактика вредных привычек;

- деятельность по пропаганде и внедрению правил ЗОЖ.

Примеры использования метода  на уроках:

- взаимные действия учителя и обучающегося;

-дискуссия;

- ролевые и сюжетные игры;

-практикумы;

- тренинги;

- подбор материала и выступления обучающихся с сообщениями, докладами, обзорами;

-самостоятельная работа обучающихся;

-изучение материала учебного пособия;

-действия обучающихся по таблицам, рисункам, схемам;

- составление памятки, инструкции.  

      Показатели, по которым отслеживается эффективность изменения (совершенствования): осознанность восприятия и запоминания, самостоятельность при работе с учебной литературой, таблицами, схемами, творческое и практическое  применение знаний.                                                            

 Результат использования: повышение уровня учебной мотивации, применение полученных знаний  в практической деятельности, прочное усвоение учебного материала, овладение разнообразными формами оздоровительной деятельности в процессе урока,  развитие навыков самостоятельной работы, создание ситуации успеха для каждого школьника, создание доброжелательной атмосферы на уроках в результате совместного выполнения действий.                                    

Вывод: Ни один метод не способен самостоятельно решить всех задач, связанных с обучением. Наиболее рациональным можно считать такой способ обучения, при котором учитель строго не придерживается  одного конкретного метода в обучении, а профессионально дополняет выбранные им методы элементами других, более подходящих для каждого конкретного занятия, учитывая при этом потребности обучающихся.

Список литературы:              

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Академия,

 2007 г.

Лекерова С.Ж. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.//Инновации в образовании.2010, №5

Андржеевская И.Ю. Физкультминутки. М.,Наука, 2012

  

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система обучения - залог создания комфортной образовательной среды при переходе к ФГОС ООО/

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся, система оценки накопительного типа путем набора баллов, учитывает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, поз...

Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...

Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...

ПРОГРАММА совершенствования методов обучения и воспитания «Внеурочная деятельность обучающихся по иностранному языку для создания эффективной образовательной среды.

Смоленское областное государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г.Ельня...

Методические рекомендации "Организация образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"

В методической разработке представлены требования к образовательной среде в предметном, пространственном, организационном, социально-психологическом аспектах, даны рекомендации по организацию образова...