Методическая разработка учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: «Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»
методическая разработка

Иванова Татьяна Анатольевна

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса.

Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы. Своевременно начатое коррекционное воздействие, в частности на первом-втором году жизни, позволяет части детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приблизиться по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.

Цель диагностики: осуществление контроля за ходом познавательного и речевого развития на основе представлений о  нормативном содержании этого процесса.

Задачи:

- раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений;

- выявление причин и характера первичных нарушений в развитии, а также определение степени тяжести;

- выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка;

- определение условий воспитания;

- обоснование  педагогического прогноза;

- разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

- организация коррекционной работы с родителями и детьми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка учителя-логопеда на тему:

«Методика обследования познавательного и речевого развития детей раннего возраста.»

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса.

Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы. Своевременно начатое коррекционное воздействие, в частности на первом-втором году жизни, позволяет части детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приблизиться по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.

Цель диагностики: осуществление контроля за ходом познавательного и речевого развития на основе представлений о  нормативном содержании этого процесса.

Задачи:

- раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений;

- выявление причин и характера первичных нарушений в развитии, а также определение степени тяжести;

- выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка;

- определение условий воспитания;

- обоснование  педагогического прогноза;

- разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

- организация коррекционной работы с родителями и детьми.

  Методика обследования ребенка 1,5 – 2 лет

Познавательное развитие:

  проверка цветового гнозиса .

Оборудование:  рамки-вкладыши, сортеры, разноцветные парные кубики.

Ход выполнения задания: «положи цвет к цвету»

Пример заключения: не различает цвета даже после обучения; самостоятельно зрительно сличает основные цвета; действует методом проб и ошибок.

Различение основных форм:

Оборудование: рамки-вкладыши , игрушки-сортеры .

Ход выполнения задания: «положи в нужное окошко».

Пример заключения: самостоятельно зрительно сличает основные формы;

 действует методом проб и ошибок.

    Ориентировка на величину:

Оборудование: рамки-вкладыши разной величины , 2-3 составная матрешка, одноцветная пирамидка из 3 колец.

Ход выполнения задания: «положи в нужное окошко», «собери матрешку», «собери пирамидку» (после показа).

Пример заключения: ребенок не научился складывать матрешку; действует неадекватно(берет в рот, стучит, бросает); выполняет задание только подражая действиям взрослого; сразу понимает  и выполняет задание

Методика парных картинок или выбор по образцу.

(диагностика способности ребенка узнавать изображения знакомых предметов).

Оборудование: пары одинаковых игрушек, рамки-вкладыши с картинками животных (в рамках тоже картинка).

Ход выполнения задания: «положи такой к такому же».

Пример заключения: ребенок испытывает трудности в зрительном узнавании  предметов, требуется помощь взрослого; после обучения продолжает действовать неадекватно; сразу понимает задание, выполняет уверенно.  

Диагностика способности ребенка понимать обращенную речь  и обращенные жесты.

(с 1г.9 мес. ребенок понимает понятия большой- маленький, доступны формы ед. и мн. числа )

Оборудование: игрушки, картинки (чашка-чашки), матрешки (2-3 составные),  вкладыши, кубики, шарики разной величины (большой, поменьше, самый маленький).

Ход выполнения задания: «дай гриб, рыбу, мяч, куклу»(если не понимает- показываем жестом);

С 1г.9 мес: «дай чашку-дай чашки», «дай машину большую-машину маленькую»;

«дай шарик (кубик) большой-поменьше-самый маленький».

        Пример заключения: ребенок не понимает обращенную речь; ребенок не понимает обращенную речь, но понимает обращенные жесты и звукоподражания; ребенок уверенно показывает на нужный предмет, но ему не доступны понятия большой-маленький; ребенок уверенно показывает на нужный предмет, различает понятия большой-поменьше-маленький,  формы ед. и множ. числа.

Проверка глагольной лексики

с 1 г.7 мес.-1 г.9 мес. ребенок понимает несложный рассказ по сюжетной картине.

С 1г.9 мес.- понимает слова-действия, выраженные категорией возвратности глагола.

С 1 г.10 мес. ребенок понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, знакомых ребенку.

Оборудование: игрушки, сюжетные картинки.

Ход выполнения задания:

С 1,5 лет: «покорми куклу», « положи куклу на кровать», «покатай машинку», «бросай мач».

С 1г. 7 мес.: «покажи, где дядя спит?», «где мальчик моется?», «девочка плачет?» и т.д.;

 С 1г.9мес.- «покажи где мальчик катает машину?»- «где мальчик катается на машине?»

С 1г.10 мес. специально подготовленный рассказ о событии хорошо знакомом ребенку («ты ходил с мамой в зоопарк?).

        Пример заключения: ребенок не понимает обращенную речь, не  показывает картинки; ребенок не понимает обращенную речь, но понимает обращенные жесты и звукоподражания; ребенок уверенно выполняет задания, понимает несложный рассказ по сюжетной картине.

Проверка пространственного гнозиса.

с 1г. 5 мес. ребенку доступно  понимание предлогов и предложно - падежных категорий;

                С 1 г.5 мес. - понимание предлогов  «"в», «на»

С 1г.9 мес. –понимание предлога «под».

С 1 г.10 мес.- понимание предлогов «у», «с».

Оборудование: коробка с крышкой, кубик.

                 Ход выполнения задания:

           С 1г. 5 мес.: «положи кубик в коробку», «положи кубик на стол», «положи кубик на коробку».

            С 1 г. 9 мес.: «положи кубик под стол».

            С 1 г. 10 мес.: «положи кубик у коробки или рядом с коробкой».

        Пример заключения: не понимает предложно-падежных конструкций, задание не выполняет; уверенно справляется с заданием.

Диагностика способов деятельности

(манипуляция с игрушками)

Оборудование: пирамидка одноцветная из 3-4 колец.

Ход выполнения задания: «собери пирамидку».

Пример заключения: ребенок целенаправленно, путем зрительного сличения самостоятельно собирает кольца; действует неадекватно; пытается с помощью взрослого собрать пирамидку, интереса к заданию не испытывает.

Диагностика игровой деятельности

Оборудование: бизиборды,  игрушки со звуковыми эффектами.

Пример заключения: игровая деятельность носит адекватный характер, ребенок заинтересован в игрушке, выполняет с ней ряд последовательных действий;  не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия;  игровая деятельность носит неадекватный характер (ребенок бросает, облизывает игрушки и т . д).

Слуховое внимание и фонематический слух

С 1 г. 6 мес. ребенок различает неречевые звуки

С 1 г . 9 мес. различает речевые звуки.

Оборудование: ширма, 2 бубна, 2 колокольчика, 4 дер. ложки, 2 собаки, две кошки, два петуха.

Ход выполнения задания:

С 1 г.6 мес.: «угадай, что звучит»

С 1 г. 9 мес.: «угадай, кто тебя зовет». Ребенок по звукоподражанию должен выбрать игрушку.  

Пример заключения: ребенок по звукоподражанию находит звучащую игрушку.

Активный словарь(двухсловная фраза)

Ход выполнения задания: естественная ситуация. Речевые проявления ребенка наблюдаются в заданиях, в игре.

Пример заключения: во время игры и другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями; не сопровождает свои действия двухсловными предложениями; полные слова, которые употребляет; образцы двухсловных предложений.

Слоговая структура

1 год  мес.: употребление двухсложных слов (типа: "папа, мама, пила, часы".

Употребление односложных слов  типа: "дом, вот, мяч, там".

                         Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

С 1 года 9 мес- все гласные звуки

Методика обследования ребенка 2-3 лет

Познавательное развитие:

  проверка цветового гнозиса .

(В норме ребенок  способен самостоятельно называть 4 цвета)

Оборудование:  рамки-вкладыши, сортеры, разноцветные парные кубики, разноцветные фетровые птички, бабочки и т.д.  

Ход выполнения задания: «Посмотри, где такое же крылышко по цвету?»

 Выбор по называнию: показываем ребенку 2 цвета: (красный и синий): «Возьми красный, куда положишь?». Ребенок выбирает  нужный  цвет и соотносит с цветами, находящимися перед ним.

Пример заключения: не различает цвета даже после обучения; самостоятельно зрительно сличает основные цвета; действует методом проб и ошибок; инструкцию «дай синий, красный, желтый, зеленый» ребенок понимает, цвета соотносит; сам называет цвета; есть попытки самостоятельно назвать цвета.

Различение основных форм:

(В норме- ребенок способен делать выбор по называнию и способен употреблять слова, обозначающие основные геометрические фигуры)

Оборудование: рамки-вкладыши , игрушки-сортеры.

Ход выполнения задания: Выбор по называнию: показываем ребенку две фигуры, например (круг и квадрат) : «возьми круг, куда положишь?». Ребенок выбирает фигуру и соотносит с фигурами находящимися перед ним.

Пример заключения: самостоятельно зрительно сличает основные формы, способен делать выбор по называнию , употребляет слова, обозначающие основные геометрические фигуры;

 самостоятельно зрительно сличает основные формы, но не способен называть основные цвета; действует методом проб и ошибок.

     Ориентировка на величину:

Оборудование: рамки-вкладыши разной величины , 3 составная матрешка, одноцветная пирамидка из 4 колец.

Ход выполнения задания: «положи в нужное окошко», «собери матрешку», «собери пирамидку» (после показа).

Пример заключения: ребенок способен зрительно ориентироваться в величине; ориентируется в величине с помощь прикладывания (сравнивает два кольца пирамидки друг с другом); ребенок не научился складывать матрешку, пирамидку; действует неадекватно(берет в рот, стучит, бросает); выполняет задание только подражая действиям взрослого.

Методика парных картинок или выбор по образцу.

(диагностика способности ребенка узнавать изображения знакомых предметов).

Оборудование: пары одинаковых игрушек, рамки-вкладыши с картинками животных (в рамках тоже картинка), фотографии животных, игрушки одинаковых животных, но разного типа.  

Ход выполнения задания: просим ребенка соотнести игрушку с картинкой или  фотографией; или игрушку одного типа с игрушкой другого.

Пример заключения: у ребенка есть обобщающий образ о животном, называет животное; испытывает трудности в зрительном  узнавании  одинаковых животных разного типа; испытывает трудности в узнавании игрушки животного и фотографии.

Диагностика способности ребенка понимать обращенную речь  и обращенные жесты.

Выполняет инструкцию (до трех поручений).

Оборудование: игрушки, предметы.

Ход выполнения задания: открой шкаф, возьми куклу и отдай маме.

Пример заключения: понимает/не понимает инструкцию.

Понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы.

игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка)

посуда (чашка, тарелка, ложка)

одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки, рубашка)

мебель (стол, стул, шкаф, кровать)

части тела (голова, руки, ноги, шея)

части лица (глаза, рот, нос, щеки, лоб)

домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь, корова)

транспорт (машина, автобус, поезд, самолет)

фрукты (яблоко, апельсин, слива)

овощи (морковь, огурец, помидор)

части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза, усы).

Оборудование:   лото, картинный материал, игрушки.

Ход выполнения задания: просим ребенка показать предметы.

Пример заключения: понимает/не понимает обращенную речь.

Проверка глагольной лексики

Понимание действий (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить) .

Оборудование:  картинный материал.

Ход выполнения задания: просим ребенка показать действия.

Пример заключения: понимает/не понимает обращенную речь.

Понимание  слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола:«покажи где мальчик катает машину?»- «где мальчик катается на машине?»

Понимание единственного и множественного числа глаголов:

              Оборудование – картины: мальчик строит, дети строят; девочка рисует, дети рисуют; девочка ест, дети едят.

Ход выполнения задания: ребенку предлагают показать, где "строит", а где "строят" и т.д.

Пример заключения: из трех пар картин правильно показывает две-три пары; не показывает, не понимает.

                                   С 2 лет 6 мес.

 Понимание настоящего и прошедшего времени глагола:

    Ход выполнения задания: беседа с ребенком о том, что он делал или будет делать.

Пример заключения: понимает настоящее и прошедшее время; не понимает времен глагола.

С 2 лет 7 мес.

Понимание глаголов с различными приставками.

Ход выполнения задания:

 ребенка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).

Пример заключения: правильно выполняет поручения; не понимает, не выполняют поручения.

Понимает короткий рассказ (без показа действия) о знакомых событиях.

Ход выполнения задания:  специально подготовленный рассказ о событии хорошо знакомом ребенку («ты ходил с мамой в зоопарк?»).

Проверка понимания прилагательных

Понимание прилагательных, обозначающих  величину, цвет и вкус (большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, желтый, зеленый, сладкий, кислый).

Оборудование:  картинный материал.

Ход выполнения задания: «покажи где красное яблоко, а где зеленое», «покажи, где короткий карандаш, а где длинный».

Пример заключения: понимает/не понимает обращенную речь.

С 2 лет 6 месяцев:

Понимание единственного и множественного числа  прилагательного 

Оборудование:  картины: синий флажок, синие флажки; красный флажок, красные флажки; красный кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики.

Ход выполнения задания: ребенку предлагают найти большой кубик и большие кубики, красный флажок и красные флажки.

Пример заключения:  находит необходимые картинки;  понимает, не находит.

С 2 лет 7 мес:

Понимание слов с суффиксом увеличительности.

Оборудование: - картинки: ежи большой и маленький, дома: большой и маленький, коты: большой и маленький.

Ход выполнения задания: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где еж, а где ежище и т.д.

Пример заключения: находит необходимые картинки; не понимает, не находит.

Проверка понимания наречий

 (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно,  светло)

Оборудование:  картинный материал.

Ход выполнения задания: «покажи, где самолет летит высоко, а где низко».

Пример заключения:  находит необходимые картинки;  понимает, не находит.

 

     Проверка пространственного гнозиса.

Понимает  предлоги  «в»,  «на» «под», «у», «с»;

С 2 лет 7 мес. –понимает предлоги  « через», «около»,  «перед».

Оборудование: коробка с крышкой, кубик, игрушки.

                 Ход выполнения задания:

           «положи кубик в коробку», «положи кубик на стол», «положи кубик на коробку», «положи кубик под стол»,«положи кубик у коробки или рядом с коробкой», «посади мишку перед стулом», покажи: « где кошка перепрыгивает через кресло», «покажи, где  собака сидит около стола».

        Пример заключения: не понимает предложно-падежных конструкций, задание не выполняет; уверенно справляется с заданием.

Конструктивный праксис

С 2,5 лет ребенок может самостоятельно складывать фрагменты из 2 частей

Оборудование: пазлы из 2 частей, разрезные картинки из 2 частей.

Ход выполнения задания: «сложи картинку».

Пример заключения: складывает картинку при помощи взрослого, к конечному результату безразличен;  складывает с помощью взрослого после обучения  складывает самостоятельно, понимает ,что конечный результат положительный; самостоятельно складывает картинку, заинтересован в конечном результате.

Определение ведущей руки, уровня развития предпосылок к предметному рисунку

 В норме ребенок способен провести вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Оборудование: лист бумаги, цветные фломастеры.

Ход выполнения задания: рисуем 4 девочек, над ними 4 шарика без веревочки, просим ребенка нарисовать веревочки к шарикам.

Пример заключения: ребенок ведет себя неадекватно, задание не выполняет; стремится что-то изобразить, к конечному результату безразличен; пытается нарисовать веревочку прерывистыми линиями,  не определена ведущая рука; выполняет задание соответственно инструкции, четко определена ведущая рука.

Диагностика способов деятельности

(манипуляция с игрушками)

Оборудование: пирамидка одноцветная (можно цветную) 4 колец.

Ход выполнения задания: «собери пирамидку».

Пример заключения: ребенок целенаправленно, путем зрительного сличения самостоятельно собирает кольца; действует неадекватно; пытается с помощью взрослого собрать пирамидку, интереса к заданию не испытывает.

Диагностика игровой деятельности

Оборудование: игрушки (кукла, машинка, кубики).

Ход выполнения задания: «поиграй с игрушками».

Пример заключения: игровая деятельность носит адекватный характер, ребенок заинтересован в игрушке, выполняет с ней ряд последовательных действий;  не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия;  игровая деятельность носит неадекватный характер (ребенок бросает, облизывает игрушки и т . д).

Слуховое внимание и фонематический слух

С 2 лет различает высоту голоса

               Оборудование - набор игрушек: ширма, два медведя (большой и маленький), две собаки (большая и маленькая), две кошки (большая и маленькая).

Ход выполнения задания: ребенку предлагают поиграть в игру "Тихо - громко".

Пример заключения: различает высоту голоса; не различает.

С 2 лет 6 мес.- различает  слова близкие по звучанию

Оборудование - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Ход выполнения задания: ребенку предлагают найти необходимую картинку.

Поведение ребенка: правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию; не различает слова, близкие по звучанию.

Активный словарь

                                                        С 2 лет: 

                              трех-четырехсловная фраза;

                              употребляет прилагательные и местоимения;

                             употребляет винительный и предложный падежи;

                             употребляет слова с суффиксом уменьшительности;

практическое употребление именительного падежа                        множественного числа с окончанием «ы», «и».

                                                      С 2 лет  1 мес.

                                   Появляются вопросы: где? куда?

                                    С 2 лет 6 мес. 

Практическое употребление родительного падежа, дательного, творительного падежей;

Практическое употребление единственного и множественного числа существительного;

Практическое употребление единственного и множественного числа глагола;

Практическое употребление возвратных глаголов.

                                   С 2 лет 7 мес.

Начало употребления сложных придаточных предложений;

Появление вопросов: почему? когда?

Ход выполнения задания: естественная ситуация. Речевые проявления ребенка наблюдаются в заданиях, в игре.

Пример заключения: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более трех слов) задает вопросы «где», «куда» ; образцы многословных предложений; не говорит многословными предложениями, вопросы в речи ребенка не появляются.

Слоговая структура

С 2 лет:

употребление трехсложных слов без стечений согласных типа: машина, малина, собака.

С 2 лет  6 мес.: употребление двухсложных слов типа: лимон, батон.

 

                         Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

                   Список используемой литературы:

  1. Стребелева ЕА. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста . Издательство Просвещение, 2014,2018.

     2.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

   3.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года). – М., 2000.

4.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001.

5.Хелльбрюгге Т., Лайоси Ф., Линара Д., Шамбергер Р., Ройтенгитраух Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития (второй и третий год жизни). – БелАПДИ, Мн., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речевых навыков детей раннего возраста"

В данной консультации  даны упражнения по развитию речи для детей ранненго возраста....

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...

Методическая разработка учителя-логопеда по теме: « Формирование процесса чтения у обучающихся с речевыми нарушениями».

Чтение –сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и времен...

Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"

Презентация на тему "Доречевое и речевое развитие детей раннего возраста, рекомендации и консультации родителей по данному вопросу"...

Проект " Развитие компонентов речевой системы детей раннего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики"

    Выбор темы проекта " Играя  развиваемся" очень актуален при работе с детьми младшей группы. У детей этого возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Стимулир...