Особенности учебно-познавательной деятельности младшего школьника с умственной отсталостью.
статья

Младший школьный возраст ознаменуется непосредственно переходом ребенка к систематическому школьному обучению.

При начале обучения в школе в корне изменяется социальная ситуация развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_uchebno-poznovatelnoy_deyatelnosti.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности учебно-познавательной деятельности младшего школьника с умственной отсталостью.

Автор: Сорокина Светлана Юрьевна.

Младший школьный возраст ознаменуется непосредственно переходом ребенка к систематическому школьному обучению.

При начале обучения в школе в корне изменяется социальная ситуация развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте, бесспорно, становится учебная деятельность [3]. 

Сразу определим, что подразумевается под этим понятием:

Учебная деятельность — это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, над предметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой - с формированием способностей к само изменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни [5].

Становление учебной деятельности у школьников с олигофренией имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Умственно отсталые дети с самого раннего возраста нуждаются не только в медицинской помощи, но также в специальных условиях и методах воспитания и обучения. Уровень приспособления их к жизни в обществе и к наполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов, и в первую очередь педагогов-дефектологов [2].

У детей с нарушениями интеллекта (умственная отсталость) отмечается стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности, в особенности – мыслительных операций. Естественно отставание в интеллектуальном развитии неблагоприятно сказывается на способности их к обучению, ведь высшие психические функции у таких детей формируются очень медленно.

У различных больных при наличии одной и той же тяжести мозгового дефекта может быть различным объем знаний, представлений, практических навыков, словарного запаса. Все это зависит от тех «запасных средств» организма, которые, по словам И. П. Павлова, в нервной системе обнаруживаются в высшей степени. Эти запасные средства проявляются в пластичности, т. е. необычайно выраженной способности нервной ткани к компенсации дефекта под влиянием благоприятных внешних условий [1].

Для того чтобы овладеть теми или иными действиями, им требуется пройти длительный период направленного обучения. Они неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий, недостаточно понимают важность того, чему их учат. Все отрабатываемые действия должны ежедневно выполняться ими под руководством взрослого и с его активной помощью в форме совместной деятельности, показа, сопровождаемых речью. Решающее значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и успешности деятельности ребенка.

Учебная деятельность предъявляет к ребенку определенные требования, а ее осуществление связано с переживанием им различных эмоций. Установлено, что на первом году обучения умственно отсталые учащиеся чаще всего испытывают потребности в чувстве покоя, безопасности, эмоционально насыщенных положительных отношениях с окружающими. Дети стремятся быть вовлеченными в разные школьные события. Наряду с этим у них нередко наблюдается дефицит эмоциональных контактов, эмоционально-положительных отношений. Постоянное подавление извне своеобразных эмоциональных проявлений нередко приводит учащихся к чувству неполноценности, к потребности персонального внимания со стороны как взрослых, так и товарищей по классу. К третьему году обучения у детей наблюдается активность, способствующая эмоциональной разрядке. В большем числе случаев, по сравнению с первым годом обучения, возможны агрессивные проявления. Школьники часто отрицательно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога. У них отмечается стремление к положительным эмоционально окрашенным отношениям со взрослыми.

В целом на первых годах пребывания в условиях школьного обучения (I—III классы) у учащихся прослеживается тенденция к эмоциональной дезадаптированности, что является следствием недостаточной личностной и эмоциональной готовности этой категории детей к началу обучения [4].

При выполнении различных заданий в общеобразовательном классе, при работе в группах или парах от ребёнка требуются навыки взаимодействия с одноклассниками. В классе же для детей с олигофренией осуществить такую работу очень сложно, подчас не представляется возможным.

Происходит это из-за того, что своеобразие эмоционального и социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в том, что такой ребенок чаще не проявляет интереса к сверстнику, поэтому не может овладеть средствами межличностного взаимодействия, кооперативными умениями, партнерскими отношениями.

Трудно приходится ребёнку с умственной отсталостью если по какой-то причине он идет в общеобразовательную школу. Учебная программа оказывается для него слишком сложной, а темп ее прохождения — чрезмерно быстрым. Даже при дополнительных занятиях с дефектологом он не усвоит материал первого класса. Чем дальше, тем резче возрастают сложности. Обучение таких детей в общеобразовательных классах мало способствует продвижению детей в общем развитии и коррекции дефекта. Предоставленные самим себе умственно отсталые дети в обычной школе обучаться не могут.

Некоторые дети с отклонениями в развитии вовсе не посещают школу, постоянно живут в домашних условиях. Обычно к их числу относятся те дети, у которых дефект выражен очень резко. Например, находящиеся в лежачем состоянии или глубоко умственно отсталые[6].

Учитывая все вышеперечисленные особенности детей с умственной отсталостью, в коррекционно-воспитательной работе с такими детьми в первую очередь используются педагогические приемы и методы, направленные на организацию и упорядочение их учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности. Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются дидактические игры.

Список литературы

  1. Баскакова И. Л. Внимание школьников-олигофренов: Учеб. пособие / И.Л. Баскакова. – М.: МГПИ, 1982. - 70 с.
  2. Воронкова В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе./ Под ред. Воронковой В. В, Зубковой В.М.. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 416 с.
  3. Дубровина И.В. Психология / И. В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан. – М.: ACADEMA, 2003. – 460 с.
  4. Лубовский  В. И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
  5. Петерсон Л. Г. Что значит «уметь учится» / Л. Г. Петерсон и др. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006. – 80 с.
  6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью

Полученные результаты исследований указывают на недостаточный  для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отста...

Особенности мышления у младших школьников с умственной отсталостью

   Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т.к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельнос...

Формирование выразительного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

В последние годы в стране наметилась тревожная тенденция: наблюдается рост числа школьников, которые не могут в период обучения в начальной школе полностью овладеть навыками чтения. Это особенно замет...

« Роль дидактических игр в активизации деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках математики»

Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными?  Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Одним из способ...

Особенности развития зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.

Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться опре­деленного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспрои...

Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью

В статье содержится информация об особенностях организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...

Статья "Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью"

Особенности патриотического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...