Программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2
рабочая программа (5 класс)

Тимеркаева Светлана Николаевна

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_alternativnaya_kommunikatsiya.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         ГБОУ Октябрьская коррекционная школа  № 19

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрено

на заседании ШМО от__________2021г.

протокол № 1

____________Л.И.Савченко

Согласовано

зам.директора

___________Е.А.Закирова

Рассмотрено

на заседании

Педагогического совета

от _______________2021г.

протокол № 1

Утверждаю

Директор ГБОУ ОКШ № 19

___________С.В.Имамеева

от ___________2021г.

приказ №___________

Программа коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными  нарушениями), 

тяжелыми, множественными нарушениями

развития  

(вариант  2)

количество часов в неделю – 2

срок реализации программы – 5 лет

Составитель: С.Н.Тимеркаева

г. Октябрьский 2021 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  (вариант 2).

Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012г.

       № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  2. Годовой учебный график Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская коррекционная школа № 19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2018 – 2019 учебный год;
  3. Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская коррекционная школа № 19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2018 – 2019 учебный год;
  4. Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов в  Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Октябрьская коррекционная школа № 19 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  5. Приказ «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательной деятельности на 2018 – 2019 учебный год».

Программой предусмотрено использование следующих методических пособий:

  1. Кириллова Е.В. логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2011.
  2. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием информационных технологий, М.: Парадигма, 2012.
  3. Стивен фон Течнер. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М: «Теревинф», 2014.

Целью образовательно – коррекционной работы с учетом специфики коррекционного курса является формирование коммуникативных компетенций через овладение альтернативными средствами коммуникации, развитие речи.

Реализация цели коррекционного курса осуществляется в процессе решения следующих задач:

  •  развитие  навыков коммуникации с использованием невербальных и вербальных  средств,   для решения соответствующих возрасту житейских задач, интеграции в обществе.
  • развитие артикуляционной, мимической моторики для использования жестов и мимики для выражения чувств и эмоций;
  • развитие слухового восприятия и внимания;  
  • развитие мотивации речевого общения;
  • развитие понимания обращенной речи (слов, обозначающих предмет, действие, признак; слов, обозначающих связь слов в предложении; предложений и текстов);
  • развитие навыков глобального чтения.

У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»  имеет своей направленностью помощь в осознании обучающимся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значение окружающих предметов, явлений, ситуаций, возникающих при взаимодействии его со сверстниками, близкими людьми, через использование различных коммуникаторов (предметы, графические изображения, знаковые системы, карточки с напечатанными словами, коммуникативные таблицы и тетради, компьютерные программы и др.)

В процессе обучения в рамках данного коррекционного курса главным выступает выделение смысловых единств предмета/действия/ признака/явления/эмоции и его изображения с помощью картинки, жеста, условного знака, слова.

Обучение глобальному чтению понимается как восприятие, понимание, толкование предметов и явлений окружающего мира и знаков языкового характера.

Овладение глобальным чтением и альтернативными средствами коммуникации помогают обучающимся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) максимально адаптироваться в социуме, решать житейские задачи, соответствующие возрасту и индивидуальным потребностям, общаться с окружающими, что в свою очередь, может ускорить появление и развитие экспрессивной речи, интеграцию в обществе.

В основу разработки программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению программы коррекционного курса для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход  предполагает  применение в коррекционной работе различных технологии деятельностной направленности. К ним относятся активные методы обучения, ИКТ, наглядно – действенные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций и др. Для реализации деятельностного подхода  должна быть создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая организации предметно – практической и учебной деятельности, доступной данной категории обучающихся.  Созданные условия способствуют существенному повышению мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения. Данный подход обеспечивает формирование  базовых учебных действий, необходимых для формирования жизненных компетенций, составляющих основу социальной адаптации.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики формирования речи, использования её, как средства коммуникации и осуществляется методом наблюдения, проведением элементарных проверочных работ в виде практических проб (Приложение 2). Предусмотрено проведение 2 проверочных работ (промежуточная и итоговая).

Для фиксации результатов освоения коррекционного курса программой предусмотрено использование электронной формы таблицы для автоматизации расчетов и построения графиков, отражающих показатели личностных и предметных результатов.  (Приложение 1).

Общая характеристика коррекционного курса.

В содержании курса учтены общие  специфические особенности психического развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Предусмотрены вариативные формы организации коррекции нарушений развития, а также взаимодействие целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с различными сочетанными патологиями.

В рамках данного курса ведётся коррекционная работа по следующим направлениям:

  • коммуникация с использованием невербальных средств;
  • развитие речи средствами невербальной коммуникации (импрессивная речь, экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации);
  • глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;
  • развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Данный коррекционный курс предполагает главным образом формирование жизненных компетенций, чему способствует:

  • овладение обучающимися вербальными и невербальными средствами коммуникации (слово, мимика, жест и др.);
  • формирование умения применять вербальные и невербальные способы коммуникации в различных бытовых ситуациях;
  • привитие элементарных навыков контроля и самоконтроля.

Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, актуализации ощущений разной модальности, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывать действия с ними. Обязательным условием является многократность повторения одного и того же материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребёнком, а так же использование максимальной и разнообразной наглядности. Всякое проявление речи на данном этапе поощряется.

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации коррекционно - развивающего обучения,  коммуникативная направленность всего комплекса коррекционного воздействия.

Основной формой организации коррекционной работы в рамках данного курса является подгрупповое занятие.  Продолжительность каждого занятия 20 минут.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В учебном плане коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» представлен в части,  формируемой участниками образовательных отношений, что имеет особое значение в системе образования детей с интеллектуальными нарушениями. В учебном плане МКОУ «С(К)ОШ на изучение коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» во 2 классе отведено 2 часа в неделю (34 учебных недели), что составляет 68 часов в год.  

Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса.

Основной целевой установкой данного курса является  овладение способами коммуникации, дополняющими или заменяющими обычную речь людям, не способным объясняться с помощью речи, самостоятельно и понятно доносить до слушателя информацию, обогащать жизненный опыт в специально созданной предметно – образовательной среде. Это, в свою очередь,  может стимулировать появление экспрессивной речи.  Именно поэтому данный коррекционный курс имеет важное значение для развития ребёнка, максимально возможной адаптации в социуме.

У детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.  В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся  с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  направлено на формирование у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР коммуникативной компетенции,  что затруднительно у детей данной категории (а зачастую просто невозможно без целенаправленного коррекционного обучения).

Планируемые результаты.

Возможные личностные результаты.

  • адекватное взаимодействие  со   сверстниками  и взрослыми в процессе учебной и внеклассной деятельности с использованием традиционных (вербальных) и альтернативных средств коммуникации с соблюдением общепринятых правил поведения;
  • умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты), готовиться к уроку;
  •  ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной  мебелью;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • принятие  цели и произвольное включение в деятельность;
  • умение выполнять действия по образцу, простой инструкции  и по подражанию.

     Базовые учебные действия.

  • Ориентировка в пространстве класса, школы, использование учебной мебели и принадлежностей по назначению.
  • Адекватное выполнение ритуалов поведения школьника (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты).
  • Понимание значений слов, узнавание их на картинках, выполнение действий с этими предметами.
  • Проявление положительного отношения к одноклассникам мимикой и жестами.
  • Составление предложений по сюжетной картине с использований пиктограмм, картинок.
  • Подбор картинок по теме.
  • Выполнение движений с опорой на пиктограммы, показ, по инструкции.
  • Проявление положительного отношения к окружающим мимикой, жестами, пиктограммами.
  • Принятие цели и произвольное включение в деятельность.  
  • Выполнение действий с игрушками по инструкции, с опорой на сюжетную картинку.
  • Развитие графических навыков: написание букв, буквосочетаний.
  • Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия предметов по теме.
  • Развитие графических  навыков: написание букв, буквосочетаний

Возможные предметные результаты:

—  понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;  

—  умение  вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;

—  использование предметов для выражения своих желаний  путем обозначения его жестом, взглядом;

—  использование доступных жестов для передачи сообщения;

—  понимание значения слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;

—  умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

—  владение навыком глобального чтения в доступных ребенку пределах;

—  копирование с образца отдельных букв.

Содержание коррекционного курса.

На материале лексических тем осуществляется работа по развитию импрессивной и экспрессивной речи в доступной для ребёнка форме (понимание 1-2 ступенчатых инструкций; формирование обобщающих понятий; развитие навыков согласования и управления, составления простых предложений; развитие артикуляционной моторики и правильного произнесения звуков, просодической стороны речи, фонематического слуха; развитию графомоторных навыков; формирование навыков глобального чтения).

Поставленные программой задачи реализуются в ходе изучения следующим лексических тем: «Школа», «Человек», Схема лица и тела», «Семья», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Фрукты и овощи», «Осенние работы», «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Птицы», «Новый год», «Продукты», «Зима», «Зимние забавы», «Посуда», «Мама. Мамин праздник», «Одежда», «Насекомые», «Профессии», «Весна», «Деревья», «Цветы», «Рыбы», сказка «Репка», сказка «Теремок», сказка «Три медведя», сказка «Колобок».

Содержание  коррекционных занятий  предполагает формирование навыка использования альтернативных средств общения, которые  могут дополнять  речь  (если речь невнятная, смазанная) или ее заменять, в случае ее отсутствия.

Коммуникация с использованием невербальных средств:

  • указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос;
  • выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, ответов на вопросы, задавание вопросов   мимикой, жестом,   карточки с напечатанным  словом, предметным символом;
  • приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием мимики, жеста, звучащего предмета;
  • развитие речи средствами невербальной коммуникации (с предъявлением предметного символа, графического изображения (фотография, картинка, пиктограмма).

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Развитие импрессивной речи:

  • понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.);
  • реагирование на собственное имя;
  • узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов с опорой на фотографии;
  • понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
  • понимание обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);
  • понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.);
  • понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.);
  • понимание слов, обозначающих признак действия, состояние;
  • понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.);
  • понимание слов, обозначающих число, количество предметов;
  • понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.);
  • понимание простых предложений;
  • понимание сложных предложений;
  • понимание содержания  простого текста.

Развитие экспрессивной речи с использованием средств невербальной коммуникации:

  • сообщение собственного имени, имён членов семьи посредством напечатанного имени;
  • обозначение предметов и объектов, действия, признака предметов и объектов (цвет,  

величина, форма и др.), обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.) с использованием графического изображения (электронного устройства);

  • обозначение числа и количества предметов с использованием электронного устройства, карточки;
  • составление простых предложений, ответов на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства);
  • составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).
  • составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям (иллюстрациям), сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства);
  • составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства);
  • составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства.

Чтение и письмо.

Глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

  • узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов, действий и явлений;
  • использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучению чтению и письму:

  • узнавание и различение образов графем (букв);
  • копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
  • начальные навыки чтения и письма.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности.

Основная литература для учителя

  1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2011
  2. Бгажнокова И.М., Баряева Л.Б. Программа: Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта. М: «Владос» 2014.
  3. Кириллова Е.В. логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2011.
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М: «Владос» 2001.
  5. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием информационных технологий, М.: Парадигма, 2012.
  6. Программы для подготовительного и 0-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей  редакцией И.М.Бгажноковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Издание 3-е, исправленное. Москва: «Просвещение», 2011.
  7. Стивен фон Течнер. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М: «Теревинф», 2014.

Дополнительная литература для учителя.

  1. Информационно-методический журнал «Образование детей особой заботы», 2013 № 2 (3).
  2. Бабина Г.В. Слоговая структура: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.- М.:ПАРАДИГМА, 2010.
  3. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
  4. Баряева Л.Б., Логинова Т.В. Я говорю! Упражнения с пиктограммами (рабочие тетради по лексическим темам). Москва, «Дрофа», 2007.
  5. Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Развитие читательских навыков у детей. М: «Владос» 2014.
  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М: «Теревинф», 2016
  7. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Новосибирск 2012.

MULTIMEDIA – поддержка курса.

  1. Компьютерные программы интерактивного педагогического портала МЕРСИБО «Звуковой калейдоскоп», «Начинаю говорить», «Логопедическая экспресс-диагностика» и др. (https://mersibo.ru/)  
  2. Компьютерный практикум для проведения  логопедических занятий в начальной школе. ООО «Кибер Сфера» Калининград 2009 (http://www.logozavr.ru)
  3. Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры».ООО «РВС» 2003 г.  г.Пермь.
  4. Логопедические упражнения. Серия «В помощь логопеду» Выпуск 1,2.  Издательство «Учитель» 2010г. www.uchitel-izd.ru

Компьютерная игра "Учимся говорить правильно!" (http://www.nd.ru/catalog/products/speechcorrect/

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»

количество часов в год - 66

  количество часов в неделю- 2

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

 

Словарная

 работа

Дата

Примечание

План.

Факт.

Обследование обучающихся

1

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии.

1

2

Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.

1

3

Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, мимика.

1

4

Обследование психических процессов.

1

«В школе»

5

Знакомство с жестом и символом «Школа»

Школа

6

Знакомство с жестом и символом «Учитель»

Учитель

7

Знакомство с жестом и символом «Учить, Учиться»

8

Знакомство с жестом и символом «Читать»

9

Знакомство с жестом и символом «Писать»

10

Знакомство с жестом и символом «Думать»

«Предметы и виды деятельности»

11

Знакомство с жестом и символом «Музыка»

12

Знакомство с жестом и символом «Петь»

13

Знакомство с жестом и символом «Танцевать»

14

Знакомство с жестом и символом «Рисовать»

15

Знакомство с жестом и символом «Ключ»

Ключ

16

Знакомство с жестом и символом «Ручка»

17

Знакомство с жестом и символом «Карандаш»

 «Работа»

18

Знакомство с жестом и символом «Работа»

19

Знакомство с жестом и символом «Работать»

20

Знакомство с жестом и символом «Делать»

21

Знакомство с жестом и символом «Мастер»

Мастер

«Предметы и виды деятельности»

22

Знакомство с жестом и символом «Шкаф»

Шкаф

23

Знакомство с жестом и символом «Коробка»

24

Знакомство с жестом и символом «Бумага»

25

Знакомство с жестом и символом «Ножницы»

26

Знакомство с жестом и символом «Краска»

27

Знакомство с жестом и символом «Красить, Раскрашивать» 

28

Знакомство с жестом и символом «Резать (ножницами)»

«Еда»

29

Знакомство с жестом и символом «Бутерброд»

Бутерброд

30

Знакомство с жестом и символом «Колбаса»

31

Знакомство с жестом и символом «Масло»

32

Знакомство с жестом и символом «Котлета»

33

Знакомство с жестом и символом «Компот»

 «Предметы и виды деятельности»

34

Знакомство с жестом и символом «Клей»

Клей

35

Знакомство с жестом и символом «Картинка»

36

Знакомство с жестом и символом «Клеить»

37

Знакомство с жестом и символом «Лепить»

38

Знакомство с жестом и символом «Иголка»

Иголка

39

Знакомство с жестом и символом «Нитка»

40

Знакомство с жестом и символом «Шить»

41

Знакомство с жестом и символом «Строить»

«Еда»

42

Знакомство с жестом и символом «Фрукты»

Фрукты

43

Знакомство с жестом и символом «Ягоды»

44

Знакомство с жестом и символом «Помидор»

45

Знакомство с жестом и символом «Огурец»

46

Знакомство с жестом и символом «Овощи»

Овощи

47

Знакомство с жестом и символом «Салат»

48

Знакомство с жестом и символом «Рис»

«Пространственные ориентиры»

49

Знакомство с жестом и символом «В»

50

Знакомство с жестом и символом «На»

51

Знакомство с жестом и символом «Под»

52

Знакомство с жестом и символом «Верх, Низ»

 «Привычное окружение»

53

Знакомство с жестом и символом «Снаружи/На улице»

54

Знакомство с жестом и символом «Друг»

55

Знакомство с жестом и символом «Дети»

56

Знакомство с жестом и символом «Имя»

Имя

57

Знакомство с жестом и символом «Мы», «Они»

58

Знакомство с жестом и символом «Как дела?»

«Ребёнок дома»

59

Знакомство с жестом и символом «Мыло»

60

Знакомство с жестом и символом «Полотенце»

61

Знакомство с жестом и символом «Раковина»

Раковина

62

Знакомство с жестом и символом «Баня»

Баня

63

Знакомство с жестом и символом «Печка»

Печка

64

Знакомство с жестом и символом «Посуда»

65

Знакомство с жестом и символом «Накрывать на стол»

66

Понимание и использование альтернативных средств коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Сенсорное развитие»

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)«Сенсорное развитие»...

Рабочая программа по предмету «История» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Данный материал представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  адап...