Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью
материал

Юрош Марина Анатольевна

Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_formir._nravstven._kachestv.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                           тел.: 8(496)247-68-02 ; e-mail: klinkorr@yandex.ru 

Доклад на педагогическом совете

"Основные направления и формы работы по формированию нравственных качеств у учащихся младшего подросткового возраста с умственной отсталостью"

учитель:  Юрош М.А.

Актуальность темы

   Младший подростковый школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

      Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать.

Проблема нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальна. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.

Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на решение специфических задач

– коррекция недостатков познавательной деятельности

-эмоционально – волевой сферы,

-социально -психологической адаптации.

    Ребята приходят в школу из семьи с низким уровнем воспитанности. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований педагогов и родителей.

 

   Основные направления , методы и формы  работы

      Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления духовно-нравственного воспитания, руководствуясь которыми я строю свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:

1.Гражданско-патриотическое направления

       Целью  этого направления  является формирования у детей  основных  ценностей и понятий. С воспитанниками проводятся игры, беседы на тему: «Символы России», «Если с другом вышел в путь», «Моя семья» и др. Большое внимание уделяется формированию таких ценностей, как Родина, семья, дружба, взаимопомощь и т.п.;

2.Художественно-эстетическое

      Художественно-эстетическая деятельность, включает в себя организацию и проведение календарных праздников: «День знаний», «Новогодний праздник», «День матери», Неделя экологии,  посещение поселковой детской  библиотеки, музеев. Предполагает участие детей в  дополнительном  образовании по данному направлению: посещение кружка «» , факультатива «Живое слово».

       Ребята принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, что способствует воспитанию у них нравственных качеств личности, любви к Родине, уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи. Во время подготовки и проведения праздника, посвященного «Дню учителя», ребята заранее разучивали стихи, приготовили открытки своими руками, для своих педагогов.

«8 марта » - это мероприятие надолго запомнилось всем детям школы – интерната. Мы старательно готовились к нему – учили стихи, песни, снимали юмористические сценки.

Также приняли участие в акции  «Синичкин день»,  Дети  изготовили скворечники, рисунки, проявляли заботу о птицах, подкармливая их.

На уроках чтения  познакомились  с многообразием птичьего царства, их повадками.

3.Физкультурно-оздоровительное

      Основой этого направления является привитие санитарно-гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика табакокурения и наркомании. Большинство мероприятий организуются в игровой форме: «День здоровья», «Весёлые старты» и др.

          Проходят беседы: «О болезнях грязных рук», Уроки здоровья:  …. «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле - здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!», «О профилактике вредных привычек» и т.д.

       Широко используется практическая деятельность: проведение утренней гимнастики, физминуток  в классе самими детьми, мытьё рук перед едой, умение следить за внешним видом, бережное отношение к личным вещам и многое другое.

4. Общественно- трудовое направление.

      Подразумевает приобщение детей  к совместному труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание целеустремленности  в трудовых отношениях.

       Осуществляется через дежурство по школе, классу, столовой. Проводятся беседы на тему: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я дежурный в классе!», «Человек и труд» и т.д.

 Все вышеперечисленные формы работы делятся на  неопосредованный и  опосредованный методы обучения.

    К непосредованному обучению относятся беседы, воспитательные часы, праздники. Эти занятия требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о природе и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество.

     К опосредованному методу относятся мероприятия, направленные на закрепление у детей тех качеств личности, которые прививаются во время бесед, воспитательных часов. При посещении столовой, общественных мест, во время экскурсий  педагог направляет поведение детей в нужное русло, создает ситуации, в которых ребятам приходится закреплять все полученные ранее знания, умения и навыки на практике.

     Подготовка и  участие детей   - это не только воспитание ребенка через творчество, но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизация психо-эмоционального состояния. Ведь не секрет, что большинство детей, обучающихся в нашей  школе, далеки от мира прекрасного, живущие зачастую в проблемных и асоциальных семьях, ограничены домом, двором, улицей.

    Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

       В своей работе я всегда стараюсь учитывать место каждой обучающей ситуации, и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности младшего подросткового школьника.

     

        В связи с тем, что моя работа, как  классного руководителя тесно связана с работой воспитателей,  поэтому в совместной деятельности решаем все проблемы связанные с воспитанием  детей.

 После проведения ПМПК, учитывая  все замечания  нами составлен план совместной работы. В план входит :

         ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

I – Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;

Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы и т.д.

II –обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, дневники учащихся, личная беседа

III –совместная работа с родителями

IV – совместное проведение учителем и воспитателем отдельных  учебно – воспитательных мероприятий.

V –обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.

       Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях).

         Существенную помощь учителю и воспитателю в обмене рабочей информации, оказывает «Дневник обмена информацией».

          В дневнике учитель и воспитатель делают записи заданий, фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносят предложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найти правильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.

          В дальнейшем  планирую продолжить работать по этим направлениям для воспитания духовно-нравственных качеств учащихся .

Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников, а также воспитанию духовно-нравственных качеств школьников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива.

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:

1.Гражданско-патриотическое

С воспитанниками проводятся игры, беседы на тему: «Символы России», «Если с другом вышел в путь», «Моя семья» и др. Большое внимание уделяется формированию таких ценностей, как Родина, семья, дружба, взаимопомощь и т.п.;

 

2.Художественно-эстетическое

Художественно-эстетическая деятельность. Включает в себя организацию и проведение календарных праздников: «День знаний», «Новогодний праздник», «День матери», посещение выставок, музеев. Предполагает участие детей в системе дополнительного образования по данному направлению.

4.Физкультурно-оздоровительное

 Основой этого направления является привитие санитарно-гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика табакокурения и наркомании. Большинство мероприятий организуются в игровой форме: «День здоровья», «Весёлые старты» и др. Проходят беседы: «О болезнях грязных рук», «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле - здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!», «О профилактике вредных привычек» и т.д. Широко используется практическая деятельность. Детям предлагается самостоятельно составить режим дня, провести утреннюю гимнастику в классе и многое другое.

Духовно-нравственное

Формы работы: классные часы, экскурсии, беседы, конференции, конкурсы, концерты.

В классе проводится работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла. Все мероприятия направлены на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.


Уроки русского языка позволяют воспитывать у детей аккуратность, терпение, настойчивость, самостоятельность в учебном труде.

Эти уроки дают широкие возможности для воспитания положительных качеств характера умственно отсталых учащихся, таких как честность, смелость, уважение, доброта и т. д. многие упражнения в учебниках русского языка предлагают для анализа различные ситуации – рассказы с нравственным содержанием. Например, сравнение, выделение существительного, обобщение, нахождение аналогий, доказательства, оценивание, установление причинно – следственных связей – все это помогает понять смысл, последствия и нравственное содержание поступка.

На уроках я часто использую русские народные пословицы и поговорки, фразеологизмы, которые являются прекрасным средством для воспитания качеств личности, своеобразным моральным кодексом, сводом правил поведения: «Не красна жизнь днями, а красна делами», «Жить – Родине служить», и др. Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. Например, разбираем смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит», затем подбираем аналогичные по смыслу пословицы.

Работа с пословицами позволяет обогащать активный словарный запас аномальных учащихся. Так, анализируя смысл пословицы «Подал ручку, подставил ножку», знакомлю детей со значением выражения «двуличный человек».

Пословицы служат коррекции личностных отношений. («Ради нового дружка не покидай старого»).

Стимулировать речевую активность, активизировать словарный запас учащихся помогает работа с  синонимами и антонимами: смелость – храбрость, ссориться – мириться и т. д., что позволяет прививать аномальным учащимся нравственные качества.

Нарушение самокритичности у учащихся коррекционной школы отрицательно отражается на возможностях приобщения их к самовоспитанию, которое требуется к тому же не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков. В процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного, ущербного жизненного опыта (например, пословица: «Молодец против овец, а против молодца и сам овца).

Для части аномальных учащихся характерны аффективность, неадекватное поведение. Умственно отсталые дети крайне затрудняются в оценке собственного поведения и деятельности, однако потребность в такой самооценке они испытывают. Объективные оценочные суждения по поводу деятельности и поведения учащихся формирует учитель, постепенно приучая ребят к оценке поведения товарищей и самооценке. Так, на уроках русского языка я учу ребят критично оценивать выполненную работу, сравнивая ее с образцом, осуществляя проверку, самопроверку и т. д. Возможна работа с пословицами, например: «Умел ошибаться, умей и поправиться» и др.

Умственно отсталые дети легко поддаются внушению и могут повторять неправильное утверждение.

Учащиеся должны научиться видеть интересы общего дела, коллектива. На уроках стараюсь прививать учащимся умение работать, следуя пословице: «Семеро одного не ждут», прививать чувство товарищества («Старый друг лучше новых двух»), взаимопомощи, взаимоуважения («Отгадай слово» - доброжелательность).

К числу задач воспитания положительных качеств личности относиться задача формирования у учащихся коррекционной школы навыков поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Например, 9 кл. – упражнение «Учимся общению», работа с синонимами «шептать», «говорить», «кричать», «орать» («Как же надо поступать? Почему?), работа с фразеологизмами (водить за нос, перемывать косточки, обвести вокруг пальца и др.)

Задачей коррекционной школы является социальная адаптация аномальных школьников, а полноценная социальная адаптация невозможна без формирования нравственных качеств личности. 




ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью уже довольно давно стоит перед специальным образованием. Дети данной категории в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, воспитателей, родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами или воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости, часто поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Опыт показывает, что духовно-нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях даёт возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог коррекционной школы может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию школьников состоит в соединении обучения и воспитания в процессе, результатом которого является социальный опыт.

Процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется через передачу воспитанникам знаний о правилах и принципах поведения; использовании специальных педагогических приёмов, учитывающих типичные и индивидуальные особенности умственно отсталых детей; положительный пример взрослого – педагога, родителя.

Духовно-нравственное воспитание является гармоничным развитием личности школьника и осуществляется путём привития ему основополагающих принципов нравственности на основе этических, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В связи с этим, ставим перед собой следующие задачи:

  1. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  2. Воспитание уважения к нравственным нормам;
  3. Создание условий для восприятия целостной картины мира;
  4. Организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
  5. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
  6. Создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания;
  7. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
  8. Укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Перед педагогами стоит важнейшая задача по воспитанию у умственно отсталых школьников нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого ребёнка в практическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию выделяем следующие направления:

  1. Ценностно-ориентировочная деятельность. У детей формируются основные ценности и понятия. С воспитанниками проводятся игры, беседы на тему: «Символы России», «Если с другом вышел в путь», «Моя семья» и др. Большое внимание уделяется формированию таких ценностей, как Родина, семья, дружба, взаимопомощь и т.п.;
  2. Трудовая и общественно-полезная деятельность. Осуществляется через дежурство по школе, классу, столовой. Проводятся беседы на тему: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я дежурный в классе!», «Человек и труд» и т.д.
  3. Художественно-эстетическая деятельность. Включает в себя организацию и проведение календарных праздников: «День знаний», «Новогодний праздник», «День матери», посещение выставок, музеев. Предполагает участие детей в системе дополнительного образования по данному направлению.
  4. Спортивно-оздоровительная деятельность. Основой этого направления является привитие санитарно-гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика табакокурения и наркомании. Большинство мероприятий организуются в игровой форме: «День здоровья», «Весёлые старты» и др. Проходят беседы: «О болезнях грязных рук», «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле - здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!», «О профилактике вредных привычек» и т.д. Широко используется практическая деятельность. Детям предлагается самостоятельно составить режим дня, провести утреннюю гимнастику в классе и многое другое.
  5. Коллективная деятельность. Обучение детей нравственным нормам продолжается в совместном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки, и что немаловажно, приносит детям радость.
  6. Экологическая деятельность. Предполагает формирование основ экологической культуры, воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины, обучение экономичному использованию природных ресурсов. Данная деятельность осуществляется в форме экскурсий, изготовлении кормушек для птиц, проведении экологических субботников и т.д.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя, воспитателя и родителей. Поэтому всем родителям предоставляется возможность посещения внеклассных мероприятий, где они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им оценить взаимоотношения своего ребёнка с взрослыми и сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру, а также, совместно с педагогом определить дальнейшие пути развития. Кроме того, образовательное учреждение регулярно проводит лектории для родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания с приглашением социального педагога, психолога, представителей центра реабилитации и коррекции и других специалистов.

В заключении хочется отметить, что работа по духовно – нравственному развитию школьников во внеурочной деятельности должна проводиться системно, и задача педагога в каждом направлении воспитания найти нравственный аспект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Из опыта работы по формированию навыков противопожарной безопасности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Особенности интеллектуального и психо-эмоционального развития школьников с умственной отсталостью требуют разнообразных методов по формированию у детей навыков противопожарной безопасности. В  ма...

Развитие способности к удержанию статического равновесия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В данной статье представлена проблема необходимости подбора эффективного комплекса средств корректирующей и оздоровительно - развивающей направленности для детей с умственной отсталостью младшего школ...

Формирование навыков по удержанию статического равновесия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В данной статье представлена проблема необходимости подбора эффективного комплекса средств корректирующей и оздоровительно – развивающей направленности для детей с умственной отсталостью младшег...

СЦЕНАРИЙ Новогоднего представления «Школа добрых волшебников» (для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью)

Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…Сергей Королев...