Как научить ребенка читать?
консультация

Гатина Гульгуна Газалеевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_rebenka_chitat.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Как учить ребенка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

        Прежде  всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.

        Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева на право, сверху вниз.

        Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок  следования букв друг за другом.

        Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.

Кинестетическое (мышление) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:                                                                                 *       услышать и правильно повторить звук, определив правильность его             произнесения;

  • Соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  • Правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
  • Написать букву и правильно прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

  • Выделять заданный звук из потока звуков, в слоге,  слове;
  • Слово из предложения;
  • Соединять звуки в слог;
  • Составлять из слогов слово;
  • Из слов предложения.                                                                          

Конечно, учить  читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведем несколько советов. Учить ребенка читать и писать нужно с 4 лет.

  1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их так и называют - гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград . Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, потянуть звуки  [ п], [ н]. эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют- согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки- Б [ б],П[ п], а не Бэ, Пэ.
  2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.

Задания и вопросы

- Хлопни, когда услышишь звук [ а] среди других звуков.

-Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.

-Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.

- Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.

- Какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?

- Кто больше назовет слов на звук [ а]?

- Что могли бы рассказать о себе звуки [ а], [ о], а что расскажут о себе звуки [ п], [ б] при встрече друг с другом?

И так со всеми звуками.

  1. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем [ А-А-А].

Задания и вопросы

       -Какой звук я произнесла?

      - Как ты определил, что это звук [ а]?

      - Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?

       -Давай  слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.

     -Сколько и каких палочек нужно для буквы А.

     - Одинаковый длины или разной?

     -Найди и покажи  эту букву среди других букв.

     -Зачеркни все буквы А.    И так со всеми буквами.

4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Обьясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.

Задания и вопросы

-Произнесите слово автобус.

-Какой первый звук в слове? Звук [ а]

-Какой это звук? Гласный.

-Обозначаем его красным квадратиком. Куда  мы положим квадратик в нашем слове? В начале слова.

5. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

Задания и вопросы

-Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [ п]- [ пь] ; [ т]-[ ть].

- Как произносятся первые звуки? Твердо.

- А как вторые? Мягко.

Можно послушать, как произносятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка- перышко.

Твердые согласные звуки мы  обозначим  синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие , как травка, обозначим их каким цветом? Зеленым.

Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук- люк).                                                                                                           6. Мы знаем , что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка.                                                                                                        Задания и вопросы

-Послушай звуки, закрыв ушки ладошками  [ п]- [ б] ; [ т]-[ д]; ; [с]-[ з].

-Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего.

-Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.

- Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?

-Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колокольчик.

Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

Задания и вопросы

-Легко ли понять друг друга, если будем говорить так «м-е-н-я-з-о-в-у-т-Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга : «Меня зовут Рита». Поэтому , когда мы читаем , звуки у нас не рассыпаются.

Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «произнеси первый звук и , потянув его, произноси сразу второй- АП.

При открытом слоге: « сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй- ПА.

8.Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками  [ а], [о], [ у],[ ы], [э], они, кроме [ ч], [щ],- твердые, когда они «дружат» с гласными звуками[ и], [е], [ е],[ ю], [я],  кроме[ ж],[ ш], [ц], -мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило : сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, мА –ши -на) .

Запомните:

  • Звуки [ ж], [ш], [ ц] – всегда твердые;
  • Звуки [ ч], [щ] –всегда мягкие.
  • Звук [й]- мягкий согласный.

9. все гласные второго ряда [ е], [е], [ю], [я]- произносите кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.

Обучая детей чтению, учитывайте очень важный момент- развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как научить ребенка «любить» математику, если у него «гуманитарный» склад ума?»

Я в статье попыталась показать работу учителя с детьми "гуманитарного" склада ума.На конкретном примере рассмотрела,  как можно привить интерес к математике....

Чему НЕОБХОДИМО научить ребенка

Рекомендации психологов...

как научить ребенка читать без слез

материал предназначен родителям дошкольников. этапы обучения детей оаладению навыкам чтения....

Методическая разработка. "Метод личностно-ориентированного урока "Как научить ребенка вступать в диалог?"

Презентация методической разработки. Прием личностно-ориентированного урока по литературе....

Как научить ребенка связно рассказывать?

Несколько советов родителям для развития связной речи детей....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ?"

Конспект и презентация беседы с родителями....