КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (5 класс)

Шапарь Ольга Игоревна

Коррекционная работа по снижению агрессивного поведения у детей с ЗПР школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ns.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОНАЯ  РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮПРОЯВЛЕНИЙ    АГРЕСИВНОСТИ  У ДЕТЕЙ С  ЗПР школьного ВОЗРАСТА

Цель, задачи и организация коррекционной работы

После анализа результатов констатирующего эксперимента нами был проведен комплекс занятий с детьми по снижению уровня проявления агрессивности.

Целью формирующего эксперимента является снижение уровня проявлений агрессивности у дошкольников с ЗПР.

Задачи коррекционной работы:

  1. Обучать детей приемным способам выражать гнев.
  2. Обучать детей приемам саморегуляции.
  3. Отрабатывать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. Формирование качества эмпатии, доверия к людям,  доброты.

В контексте сформированных задач в работе мы использовали следующие методы:

  • специальные игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам общения и взаимодействия с другими людьми;
  • продуктивную деятельность;
  • элементы анималотерапии,  музыкотерапии;
  • релаксационный тренинг.

Комплекс занятий по снижению проявления агрессивности у детей состоит из четырех блоков:

     1 блок – Обучение  агрессивных детей способам выражения гнева в

                     проблемной форме.

     2 блок – Обучение детей проблемам саморегуляции, самообладания.

     3 блок – Отработка навыков общения.

     4 блок – Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т.д.)

Блок 1

Занятие №2

Цель: Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

     

Задачи:

1.Сплочение группы.

2.Развитие социальных эмоций.

3.Дать возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты.

4.Показать личный пример эффективного поведения.

5.Учить детей приемам саморегуляции.

Ход занятия:

1. «Назови себя ласково»

Дети садятся в круг. Ведущий предлагает каждому ребенку придумать себе ласковое имя и назвать его.

2. «Фотографии»

Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц с различными эмоциональными состояниями.  Детям предлагают ответить на вопрос: «Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?»  После этого детям предлагают вспомнить, когда они сами были в таком состоянии. Как они чувствовали себя, находясь в данном состоянии?  Хотели бы они снова вернуться в это состояние?  «А в каких состояниях, которые изображены на карточках, вы бываете еще? Давайте их нарисуем».

3. «Два барана»

«Рано-рано два барана повстречались на мосту».  Дети разбиваются на пары.  Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.  Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места.  Кто сдвинулся, проиграл.

4. «Маленькое приведение»

«Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений.  Нам захотелось немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По  моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение, (педагог поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.  Но помните, вы добрые приведения, и хотим только слегка пошутить».  Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно.  Давайте снова станем детьми».

5. «Просыпайся, третий глаз»

«Человек видит не только глазами; мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в вашем третьем глазе.  Вытяните указательный палец, напрягите его и положите на лоб между бровей над носом.  Здесь ваш третий глаз, глаз мудрости.  Помассируйте эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся третий глаз.»». (6-10 раз)

6. «Солнечный зайчик»

Дети удобно устраиваются на ковре.  «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их.  Он побежал дальше по лицу; нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там.  Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь и подружись с ним».

7. «Разыгрывание ситуаций»

 Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

-два мальчика поссорились – помири их;

-ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;

-твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.

8. «Подари подарок другу»

 Ведущий рассыпает по полу  комнаты много бусинок. Дети пытаются собрать как можно больше и дарят по одной друг другу.  Оставшиеся найденные «Сокровища» несут домой родным и друзьям.

Блок 2

Занятие № 1

Цель: Обучение детей приемам саморегуляции, саморасслабления.

Задачи:

-отработка механизмов саморегуляции;

-сплочение группы;

-снятие психоэмоционального напряжения;

-коррекция проблем в сфере общения (неуверенность).

     

Ход занятия:

1. «Заряд бодрости».

«Сядьте свободно. Вытяните вперед руки и приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» (10 раз в одну сторону, 10 раз – в другую). А теперь опустите руки, стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхните ладошки. Соберите пальцы руки в горстку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируйте ямку. (10 раз в дону сторону, 10 раз – в другую). Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете».

2. «Колечко»

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладошках колечко. Детям предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто их них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

3. «Дыши и думай красиво»

Дети удобно устраиваются на ковре. «Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните: мысленно скажите: «Я – лев» - выдохни, вдохни; «Я – птица» - выдохни, вдохни; «Я – камень» - выдохни, вдохни; «Я – цветок» - выдохни, вдохни; «Я спокоен» - выдохни. Вы действительно успокоитесь».

4. «Нет! Да!»

Дети свободно бегают по помещению и громко кричат:  «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат: «Нет! Нет!». По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже: «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.

5.«Зеркало»

Дети разбиваются на пары, один из детей - «зеркало».   Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты.

6.«Путанка»

Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.

7.«Сотворение чуда»

Дети идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?». Ответы могут быть ситуативные: «Улыбнись», «Станцуй», «Спой» и т.д.  

Блок 3

Занятие № 3

Цель: Отработка навыков общения.

Задачи:

-снятие агрессивности;

-сплочение группы;

-формирование адекватных форм поведения;

-продолжать обучать детей приемам саморегуляции.

Ход занятия:

1 .«Брыкание»

Дети разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде, стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит: «Нет!». Упражнение длится 2-3 минуты, затем пары меняются ролями.

2. «Кукла Бобо»

 Детям предлагается прогнать свою злость, попинав специально сделанную для этого куклу Бобо.

3. «Совместный рисунок»

На одном листе каждый ребенок рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т.д.).  Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку.

4. «Необычный хор»

Ведущий разделяет детей на две команды: одни – «кошки», другие – «собаки». «Кошек» просят петь по-кошачьи: «Мяу, мяу» на мотив «Мы едем, едем, едем в далекие края…», «собаки» по команде тоже вступают в хор, но на своем языке – «Гав, гав!».

5. «Кот и пес»

Детям предлагается:

-подвигаться осторожно, плавно, мягко, как кошка;

-собраться в комочек, присесть, выпустить когти и резко броситься на добычу;

-быстро убегать от опасности, легко преодолевая препятствия, ни на кого не натыкаясь;

-радостно и шумно побежать, как собака, навстречу хозяину;

-как собака, попросить окружающих поиграть с собой;

-рассердиться, выгнуть тело, как кошка;

-зло наброситься на врага, как собака.

6. «Симпатичные зверюшки или волшебное превращение»

«Сейчас мы с вами будем превращаться в разных животных: мышка бегает на носочках мягкими шажками; заяц – прыгает, поджав лапки, и оглядывается по сторонам; лиса – плавно выхаживает, поглаживает хвост; слон – шумно переступает с ноги на ногу и медленно раскачивает головой из стороны в сторону; черепаха – медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею и т.д.».

7. «Прощание животных»

Разбившись на пары, выбрав свою роль, дети позой, звуками, движениями изображают, как прощаются друзья – животные до следующей встречи.

Блок 4

Занятие № 1

Цель: Формирование позитивных качеств личности, эмпатии, доверия к людям и т.д.

Задачи:

-закрепление умения взаимодействовать со сверстниками;

-учить самостоятельному снятию психоэмоционального напряжения;

-сплочение группы;

-формирование чувства эмпатии, доброжелательности;

-отработка эффективного поведения.

Ход занятия:

1. «Бездомный заяц»

 Каждый игрок – заяц – встает на круг из бумаги. Расстояние между кругами – 1-2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

2. «Котик»

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

-нежиться на солнышке, лежит на коврике;

-потягивается;

-умывается;

-царапает лапками с коготками коврик и т.д.

3. «Чудесный сон котенка»

Дети ложатся на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, напрыгался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова – совершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей о их снах, что они видели, слышали, чувствовали.

4. «Сороконожка»

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, ползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить сороконожку в целости.

5. «Волшебный дождь»

Перед детьми – большой лист бумаги. В руках – старые зубные щетки и карандаши. Опуская щетки в житкие краски и легко постукивая по ним карандашами дети разбрызгивают краски, как дождь. В результате получается необыкновенная картина, которой все вместе придумывают название.

6. «Мой хороший попугай»

Дети стоят в кругу. Затем ведущий говорит: «Ребята! К нам в гости пришел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думайте, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «говорить с ним ласково», «научить его играть» и т.д. Ведущий передает кому-нибудь из детей плюшевого попугая. Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-нибудь приятное, назвать ласковым именем и передать попугая другому ребенку.

7. «Разыгрывание ситуаций»

Детям предлагается разыграть следующие ситуации:

-Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

-Тебе хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.

-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

-Ты нашел на улице слабого, замершего котенка – пожалей его.

8. «Прощание»

Дети становятся в круг и по очереди, называя друг друга ласково, говорят: «До свидания».  

Комплекс состоял из 12 занятий.  Его длительность при двух занятиях в неделю – 2 месяца.  Продолжительность занятий 35-40 минут.

Занятия имели общую структуру:

  1. Вводная часть – игры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
  2.  Релаксационный тренинг – техники, снижающие психомышечное напряжение.
  3. Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки.
  4. Игры и упражнения на расширение поведенческих механизмов адаптации.
  5. Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
  6. Прощание – отработка механизмов расставания.

Содержание комплекса занятий см. в таблице 3.1.

Проводилась работа с родителями и педагогами.  Родителям предлагалось проследить за поведением детей дома, на улице, при общении со сверстниками, родителями, воспитателями, а также наблюдать за детьми на занятиях, во время совместных игр, на прогулке, в режимных моментах.

Родителям были предложены следующие игры, которые способствуют улучшению детско-родительских отношений:

-игра «Парные картинки»;

-игра «Новая сказка»;

-игра «Архитектор и строители».

Родителям предлагалось устраивать дома соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет» и т.д., используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

Нами были разработаны следующие рекомендации для родителей и педагогов:  

  1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
  2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты.  Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
  3. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.  Не допускайте при нем вспышек гнева, ярости.
  4. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей.  Не  старайтесь все сделать за ребенка, предупредить любые затруднения.  Нужно дать ему определенную меру свободы и открытых действий.
  5. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его.  Пусть он видит, что нужен и важен для вас.
  6. Седьмой год жизни ребенка – кризисный.  Одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость.  Поэтому, именно в этот период необходимо больше внимания уделять эмоциям ребенка, более терпеливо относиться к эмоциональной неустойчивости малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Влияние школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

    Аннотация: В статье рассмотрена проблема влияния школьной успеваемости на уровень самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Авторами проанали...