Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у подростков.
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

     Данная  программа адресована подросткам (6-11 класс), учащихся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, имеющих высокий уровень тревожности. Рабочая программа составлена на основе программы, по снижению тревожности у подростков «Познай себя» Шутовой Е.В., представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества

Алексея Викторовича Беляева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

 (наименование учебного предмета/курса)

  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 (уровень, ступень образования)

ДВА МЕСЯЦА

 (срок реализации программы)

 

Составлена на основе программы направленной на снижение тревожности у подростков

 «Познай себя» Шутовой Е.В.

Храмовой Нелли Валерьевной

Оха

2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Актуальность данной темы обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с учащимися подросткового возраста и недостаточность практической разработанности этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения

          Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

           Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель.  В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.

        Цель программы: снижение уровня тревожности, через  развитие позитивной «Я-концепции», повышение уверенности личности учащихся.

Основные задачи:

  • развить интерес учащихся к своему внутреннему миру
  • показать учащимся уникальность и ценность внутреннего мира каждой личности
  • расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  • развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений;
  • овладение навыками эффективного слушания;
  • развитие у школьников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и
  • аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
  • развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

     Данная  программа адресована подросткам (6-11 класс), учащихся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, имеющих высокий уровень тревожности. Рабочая программа составлена на основе программы, по снижению тревожности у подростков «Познай себя» Шутовой Е.В., представлена в виде подробных сценариев занятий, имеет четкую логику построения, имеет общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.

Изменения, внесённые в авторскую программу:

Общее число занятий: 7, один раз в неделю.

Продолжительность занятий 20-30 минут.

Количество детей в группе  2 – 4 человека.

В рабочей программе допускаются изменения в виде замены игр и упражнений,  исходя из численности участников.

Срок реализации  программы: 2 месяца.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуально-обособленная
  • Работа в парах
  • Групповая

      Методы:

  • Мозговой штурм
  • Ролевые игры
  • Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект
  • Методы релаксации
  • Сказкотерапия

      Технологии обучения:

  • Развивающего обучения
  • Личностно ориентированного образования
  • Игровые

Структура занятий

I этап - Проведение  первичной диагностики, дальнейшее уточнение и анализ результатов обследования, и комплектование группы учащихся.

II этап - Коррекционный (проведение занятий). Занятия проходят как индивидуально, так может быть использована групповая работа.

III этап -  Итоговая диагностика.

IV этап - Анализ полученных данных и оформление результатов.

Ожидаемые результаты:

  • усиление личностных ресурсов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • наличие навыков конструктивного поведения;
  • наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Цель занятия

Методические приемы

1

 «Маска»

Цель: интеграция участниками группы собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку и оценку других

Упражнение «Дневник побед».

2

 

«Ослиная шкура»

Цель: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими

Упражнение «Ослиная шкура», «Похвалики».

3

«Рисуем чувства»

Цель: Научить выражать учащихся свои чувства внутренне разрядить учащихся. Поднять самооценку.

«Рисуем чувства».

4

«Самого себя любить»

Цель: научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

«Выход из контакта», «В самолёте».

5

«Три портрета»

Цель: Создание условий для оценки подростками своего уровня уверенности в себе.

Рисунок «Три портрета».

6

«Работаем над уверенностью»

Цель: привить опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения с близкими людьми.

«Заигранная пластинка».

7

«Как справиться с плохим настроением»

Цель: развить умение самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Рисунок плохого настроения,  упражнение «Мусорное ведро».


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекционно-развивающей по программе по снижению тревожности у подростков

ФИ ___________________________________________________КЛАСС______________

Режим работы: 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 30 мин

п/п

Тема занятия

Цель

Методические приемы

Сроки

проведения

план

Факт

1

 «Маска»

Цель: интеграция участниками группы собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку и оценку других

Упражнение «Дневник побед».

04.03

2

 

«Ослиная шкура»

Цель: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими

Упражнение «Ослиная шкура», «Похвалики».

11.03

3

«Рисуем чувства»

Цель: Научить выражать учащихся свои чувства внутренне разрядить учащихся. Поднять самооценку.

«Рисуем чувства».

18.03

4

«Самого себя любить»

Цель: научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

«Выход из контакта», «В самолёте».

01.04

5

«Три портрета»

Цель: Создание условий для оценки подростками своего уровня уверенности в себе.

Рисунок «Три портрета».

08.04

6

«Работаем над уверенностью»

Цель: привить опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения с близкими людьми.

«Заигранная пластинка».

15.04

7

«Как справиться с плохим настроением»

Цель: развить умение самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Рисунок плохого настроения,  упражнение «Мусорное ведро».

22.04


УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. С. Афанасьев, С. Каморин «300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых» М. «Аст-пресс СПД» 2001
  2. А.В. Микляева, П.В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004-248 с., ил
  3. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн-СПб.: Питер, 2003.-272 с.:ил.-/ Серия «Эффективный тренинг»
  4. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.
  5. К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.:  в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2003-160с., ил.
  6. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Приёмы снижения тревожности

В ситуации,когда ребёнок  рассержен или обижен,можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта...

Памятка для обучающихся по снижению тревожности

Данная памятка помогает детям справиться с излишней тревожностью при подготовке к ВПР, РДР, ЕГЭ. Конечно, мы все волнуемся перед экзаменами и публичными выступлениями и это нормально.Но нельзяс позвол...

Снижение тревожности у детей в период подготовки к выпускным экзаменам

Методические рекомендации родителям выпускников....

Снижение тревожности при подготовке к экзаменам

Рекомендации родителям и детям...

Программа коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня тревожности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

На современном этапе развития общества у большинства детей довольно часто  встречаются  психологические  трудности,  а  также  эмоциональные расстройства  и  на...