Использование дидактического пособия по развитию эмоционально-коммуникативных навыков ребенка с УО и РАС «Домик настроения»
методическая разработка

Ларина Анастасия Григорьевна

Дидактическое пособие «Домик настроения»

Дидактическое  пособие предназначено для работы с детьми с умственной отсталостью и с детьми с расстройством  аутистического спектра.

Основная цель данного пособия – развитие социально-коммуникативных навыков у детей с УО и РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domik_nastroeniya.docx510.28 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических пособий для развития социально-коммуникативных навыков ребенка с УО и РАС

Дидактическое пособие «Домик настроения»

Дидактическое  пособие предназначено для работы с детьми с умственной отсталостью и с детьми с расстройством  аутистического спектра.

Основная цель данного пособия – развитие социально-коммуникативных навыков у детей с УО и РАС.

 

1.     Описание пособия

Пособие представляет собой коробку размером 19х19х28 см., оформленную как домик. С двух противоположных сторон на коробке располагаются окна, с двух других сторон -  отверстия,  диаметром 10 см. На окнах закреплены элементы клейкой ленты, для дальнейшего прикрепления на них картинок с разными  эмоциональными состояниями. Отверстия необходимы для того, чтобы:

- ребенок мог достать из Домика, предварительно положенные в него игрушки,

- ребенок мог просунуть в отверстие руку и поздороваться с педагогом или другим ребенком, когда заходит в группу,

- ребенок мог достать из Домика карточки с разными эмоциями и закрепить их на окна, в соответствии с заданием педагога.

Сверху на Домике закреплены конверты с карточками: 1 - карточки с изображением эмоциональных состояний животных, 2 - карточки с эмоциями людей, 3,4 – глаза и улыбки девочки и мальчика.

В ходе работы с пособием можно использовать фотографии воспитанников  и сотрудников группы, которую посещает ребенок, с целью облегчения адаптации и формирования взаимодействия ребенка с педагогами и детьми.

Задачи:

·         формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

·         формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.

·         формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

·         формировать у ребенка представление об окружающих: знать имена сотрудников и детей группы;

·         формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении;

·         формировать навык преодоления аффективных состояний;

·         развивать высшие психические функции: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение;

·         развивать умение попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь);

·         развивать мимику лица, позы и жесты тела;

. развивать понимание и осознание ребенком эмоционального состояния других людей и своего собственного.

 

 

 

 

2.Формы работы с пособием.

Коммуникативные умения помогают вступать в контакт с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения. Для детей с УО и с РАС это особенно актуально. Пособие «Домик настроения» помогает формированию эмоционального и социального контакта ребенка с педагогами и детьми в группе.

Эмоции играют важную роль в становлении  и развитии социально-коммуникативных  отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. А отрицательные эмоциональные состояния служат  причиной озлобленности, зависти, страха. Данное пособие поможет ребенку научиться понимать свое  внутреннее состояние и состояние окружающих. 

 

 1.     «Утреннее приветствие»

Ребенок заходит в группу и в игровой форме здоровается с детьми и педагогами, просовывая руку в отверстия Домика настроения. Могут использоваться любые приветствия-стихи. Особенно актуально в период адаптации, когда ребенок еще не знает детей и сотрудников группы. На окнах Дома целесообразно закрепить фотографии присутствующих в  группе и обратить на фото внимание ребенка.

 

 2.     Дидактическая игра «Эмоции»

Задача: научить ребенка понимать эмоцию на картинке и передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.

Ход: педагог показывает картинки с изображением эмоций, рассказывает, что значит каждое эмоциональное состояние, изображает с помощью мимики. Картинки закрепляются на окна Домика. Затем педагог просит ребенка найти картинку с какой-либо эмоцией и по возможности изобразить с помощью мимики.

 

 3.     Дидактическая игра «Найди пару»

Задача: закрепление знаний детей об основных эмоциях. Организация игры в паре.

Ход: ребенок самостоятельно или с помощью педагога выставляет картинки с любой эмоцией: зайчик, лиса, ежик, медведь улыбаются. Второй ребенок должен найти такие же картинки.

Усложненный вариант: первый ребенок выставляет одну картинку с эмоцией: зайчик улыбается. Задача второго ребенка найти картинки с улыбающимися животными: улыбаются лиса, ежик, медведь.

 4.    Дидактическая игра «Угадай эмоцию»

Задача: закреплять знания детей об эмоциональных состояниях, умения  понимать эмоции по мимике. Организация игр в паре.

Ход: педагог или ребенок мимикой показывают загаданную эмоцию, другой ребенок находит нужную карточку и закрепляет на окно Дома.

5. Дидактическая игра «Собери эмоцию»

 Задача: научить детей определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Ход: Необходимо составить эмоцию человека. Назвать её и продемонстрировать.

6. Дидактическая игра «Найди нужную эмоцию»

Задача: Упражнять в нахождении нужного эмоционального выражения исходя из личного опыта.

Ход: Педагог предлагает ребёнку из множества изображений найти одно, которое назовет педагог.

7. Дидактическая игра «Эмоции в стихах»

Задача: стимулировать развитие воображения с помощью чтения специально подобранной литературы; обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

Ход: Педагог читает небольшое стихотворение об одном из видов эмоций, а ребёнок должен найти нужную эмоцию и объяснить свой выбор.

Стихи об эмоциях.

"РАДОСТЬ"

Я смеюсь, я хохочу,

Улыбаюсь и шучу,

Мне так весело сегодня,

Даже танцевать хочу.

" БЕЗРАЗЛИЧИЕ"

Стали не нужны игрушки,

Ничего я не хочу.

По зовут меня подружки-

На диване я лёжу.

Мультики уж надоели,

Книжки не хочу читать,

Ем конфеты еле - еле,

Лень с дивана даже встать.

"УДИВЛЕНИЕ"

Потянулась Машенька

К зеркалу рукой,

Удивилась Машенька;

"Кто - же там такой?"

"СТРАХ"

"На прививку, первый класс!"

-" Вы слыхали?"- это нас.

Отчего - ж, я встал у стенки?

У меня дрожат коленки.

"ГРУСТЬ"

Вот закапали слезинки,

Словно, бусинки - росинки.

Следов много у меня

Долго сдерживал их я.

Они сами прокатились,

Пожалели бы меня.

"ЗЛОСТЬ"

Поглядите, сегодня я злой.

Не играет никто со мной.

Я ногами стучу - стучу,

Во все горло кричу - кричу.

Все ребята ушли со двора,

Заревела сестренка моя,

Пёс Барбос убежал в конуру,

Потому, что я злой и ору.

Понимание своих эмоций и чувств других людей является важным моментом в становлении личности ребенка. Распознавание и передача эмоций – процесс сложный. Его мы пытаемся упростить с помощью игровых ситуаций и пособий. В частности пособие «Домик настроения» помогает в увлекательной игровой форме дать ребенку нужную информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактический пособий в коррекционной работе в условиях введения ФГТ»

В презентации представлены дидактические  пособия и варианты их использования....

Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ РАБОТЫ РМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП ПО СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ЗОЖ

Для успешного развитие детей в соответствии с их возрастными особенностями необходимо формировать у дошкольников знания, умения и навыки о ЗОЖ....

Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.

В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....

Дидактическое пособие для развития слухового восприятия и произносительных навыков

Игра направлена на развитие произносительных навыков младших школьников с нарушением слуха, в частности на дифференциацию свистящих звуков С-З. Целью данной игры является развитие слухового восприятия...

Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников

Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников...

Разработка и использование дидактических пособий из практики работы объединения трехмерного моделирования

В статье рассмотрены современные тенденции в сфере 3D технологий и их изучения. Рассмотрены сложности, возникающее при обучении  в дополнительном образовании детей трехмерному моделированию и ани...